ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 декабря 2010 года N 441-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы"
Документ с внесенными изменениями:
-постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 N 190-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2011 N 448-П
-постановлением Правительства автономного округа от23.08.2011 N 604-П
-постановлением Правительства автономного округа от 30.09.2011 N 709-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.10.2011 N 788-П
-постановлением Правительства автономного округа от 15.11.2011 N 824-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.11.2011 N 866-П
-постановлением Правительства автономного округа от 30.11.2011 N 881-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 968-П
-постановлением Правительства автономного округа от 20.12.2011 N 950-П
-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2012 N 84-П
-постановлением Правительства автономного округа от 13.04.2012 N 277-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.05.2012 N 356-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.07.2012 N 603-П
-постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2012 N 988-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1162-П
-постановлением Правительства автономного округа от 14.03.2013 N 146-П
-постановлением Правительства автономного округа от 30.05.2013 N 371-П
-постановлением Правительства автономного округа от 17.07.2013 N 573-П
-постановлением Правительства автономного округа от 19.09.2013 N 770-П
-постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1086-П
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 09 декабря 2010 N 441-П
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 27.06.2011 N 448-П)
(с изм. от 23.08.2011 N 604-П)
(с изм. от 30.09.2011 N 709-П)
(с изм. от 24.11.2011 N 866-П)
(с изм. от 30.11.2011 N 881-П)
(с изм. от 14.02.2012 N 84-П)
(с изм. от 12.05.2012 N 356-П)
(с изм. от 23.07.2012 N 603-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1162-П)
(с изм. от 14.03.2013 N 146-П)
(с изм. от 17.07.2013 N 573-П)
(с изм. от 19.09.2013 N 770-П)
(с изм. от 25.12.2013 N 1086-П)
Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" |
Основание для разработки | - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон |
Госзаказчик- координатор Программы | департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Госзаказчик | департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (в части реализации мероприятий в области развития инновационного малого и среднего предпринимательства) |
Разработчик Программы | департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | целями Программы являются: |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | - количество созданных и (или) поддержанных субъектов малого и среднего предпринимательства; |
Основные направления реализации мероприятий | - совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства; |
Объемы финансирования | общий объем финансирования расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация Программы за период 2011 - 2013 годов позволит увеличить: |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2008 N 128-ЗАО, в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года развитие малого предпринимательства определено приоритетным направлением социально-экономического развития наряду с такими направлениями, как улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры региона.
Развитие малого и среднего предпринимательства крайне важно для гармоничного развития общества.
Предпринимательство в современной России существует уже более двадцати лет. Малый бизнес прошёл через разные периоды в своём развитии.
Президентом России Дмитрием Медведевым был положен чёткий курс на развитие предпринимательства и выхода его на показатели, сопоставимые с европейскими.
Сегодня активно меняется правовая среда, отношение чиновников к предпринимательству. В развитие бизнеса государством стали вкладываться существенные ресурсы.
На федеральном уровне принимаются меры по созданию позитивного делового климата: убираются препоны и барьеры на пути развития предпринимательства, снижается налоговое бремя, идёт жёсткая борьба с коррупцией, создаётся необходимая для развития бизнеса инфраструктура.
Этот сектор экономики создаёт необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаёт дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
В автономном округе активно поддерживается курс на развитие и поддержку предпринимательства. За последние годы немало сделано в этом направлении.
Изменившееся федеральное законодательство дало регионам дополнительные полномочия в этой сфере. В результате в автономном округе в три раза была снижена налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения, введена патентная форма налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Принят окружной закон, направленный на развитие предпринимательства.
Малый бизнес автономного округа получил более льготные условия по приватизации государственного и муниципального имущества, чем было предложено федеральными нормами.
Созданные условия позволят реализовать в сфере развития предпринимательства, следующие основные направления.
Первое - это модернизация. Для предпринимателей, занятых производством, это возможность продвижения своих товаров и услуг на рынке. Для модернизации нужны инвестиции.
Инвестиции - это второе направление, которое необходимо поддерживать. В данном направлении должна сыграть решающую роль созданная в автономном округе инфраструктура финансовой поддержки.
Третье направление - повышение доступности земли для предпринимателей необходимой для создания своего дела и расширения бизнеса. Автономный округ обладает огромными земельными ресурсами, а их доступность низкая.
Четвёртое - качественное снижение административных барьеров для предпринимательства и борьба с коррупцией. Проводимая в автономном округе административная реформа должна предусматривать конкретные мероприятия, направленные на решение данной задачи. В рамках создания электронного правительства предприниматели должны получить доступ к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Необходимо качественно изменить отношение контролирующих органов к предпринимательству с карательной на предупреждающую.
Пятое - инновации. В автономном округе уже внедряются новшества, обладающие высокой эффективностью и потенциалом. Финансово-экономический кризис отчётливо показал, что инновационный путь развития экономики сегодня является единственно возможным для России. Переход на него требует кардинального улучшения ситуации с финансированием технологических инноваций за счёт многократного увеличения внутренних затрат на исследования и разработки, а также существующего уровня их результативности. Решение этих задач возможно только при условии построения полноценной, отвечающей современным требованиям системы финансирования новых технологий, которая бы обеспечивала широкое привлечение в данный сектор частного капитала, эффективное использование капитала в наиболее значимых "прорывных" областях, а также комплексную финансовую поддержку высокотехнологичных проектов на всех стадиях – от самых ранних до выпуска готовой продукции.
Шестое направление, которому необходимо уделить особое внимание - молодёжное предпринимательство.
Автономный округ - один из немногих регионов страны, где доля молодого населения значительно превышает общероссийский показатель. Но в этой возрастной группе мы имеем высокий уровень безработицы. Вовлечение в малый бизнес тех, кому не исполнилось тридцати, помогло бы отчасти разрешить проблему трудоустройства.
У молодых людей нет предубеждений. К решению поставленных задач они подходят творчески, предпочитая заниматься тем, что им действительно интересно.
Седьмое направление - развитие кооперации как наиболее перспективной формы организации хозяйственной деятельности. Кооперация должна основываться на доброй воле и творчестве граждан собравшихся вместе для одного дела. Кооперация применима во всех отраслях хозяйствования не только в торговле как это происходит сейчас, но в первую очередь для развития различных промыслов и ремёсел, в сельском хозяйстве и рыболовстве. Следует развивать кооперацию также в сфере сервиса и производства.
Перечисленные направления стали основой при комплектации мероприятий Программы, и нацелены на реализацию этих задач.
В частности, Программа, наряду с задачами по увеличению общих параметров деятельности малого и среднего бизнеса в регионе, нацелена на качественное преображение малого и среднего предпринимательства автономного округа:
- создание и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства;
- модернизация производственных фондов малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую среду молодёжи.
Традиционно сложившиеся экономико-географические особенности автономного округа, выражающиеся в высокой концентрации крупных добывающих предприятий, суровых климатических условиях, особенностях населённых пунктов, первоначально планировавшихся как временные поселения, социально-демографических особенностях (невысокая численность и низкая концентрация населения, низкая доля населения пожилого возраста, ранний пенсионный возраст), особенностях трудовых и миграционных процессов (в частности, трудовая миграция, выезд за пределы региона лиц пенсионного возраста), отдалённости от экономических центров Российской Федерации, недостаточно развитой транспортной инфраструктуре (в том числе сезонности транспортных путей внутри региона до большинства населённых пунктов), экономической неразвитости сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленности городов формируют непростые условия для развития малого бизнеса. Кроме того, перечисленные выше особенности сформировали особую модель потребительского поведения населения.
Весь перечисленный спектр факторов влияния на параметры развития малого и среднего предпринимательства в регионе, без стимулирования его целенаправленного развития, сформировал бы в конечном итоге сектор экономики, представленный субъектами малого и среднего предпринимательства, нацеленный на удовлетворение только первостепенных нужд потребителей - торговля продуктами питания, простые бытовые услуги.
Итоги реализации предыдущей программы наглядно подтверждают эффективность принимаемых мер в сфере развития предпринимательства автономного округа.
Так, индикаторы результативности реализации программы поддержки предпринимательства, заданные в 2008 году, в 2010 году отразили качественный и количественный рост, что отражено в оценке социально-экономической эффективности окружной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (таблица 1).
Таблица 1
N п/п | Показатели (индикаторы) | Единица измере-ния | Базовый уровень (2007 год) | Плани-руемое значе-ние | Фактичес-кое значение | Оценка по итогам 2010 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства | |||||
1.1. | Количество малых предприятий | тыс. ед. | 1,9 | 2,7 | 4,0 | 4,1 |
1.2. | Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях | тыс. чел. | 21,5 | 24,3 | 27,9 | 28,3 |
1.3. (с изм. от 27.06.2011 N 448-П ) | Общий объём продукции, произведённой малыми предприятиями | млрд. руб. | 19,7 | 28,0 | 21,0 | 43,5 |
1.4. | Объём налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа | млн. руб. | 864,0 | 1140,0 | 982,5 | 1300,0 |
1.5. | Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций | % | 8,2 | 9,5 | 10,1 | 10,3 |
1.6. | Количество малых и средних предприятий в расчёте на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации | ед. | 3,7 | 7,4 | 7,5 | 7,7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.7. | Доля продукции, произведённой малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта | % | 3,45 | 6,8 | 6,8 | 6,8 |