ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2012 года N 418-П
О внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________
В целях реализации приоритетных направлений региональной политики в области охраны окружающей среды, решения основных задач, направленных на стабилизацию экологической обстановки в Ямало-Ненецком автономном округе, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы", утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2012 года N 22-П.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 31 мая 2012 г. N 418-П
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"
1. Позицию, касающуюся основных мероприятий Программы, паспорта Программы изложить в следующей редакции:
"
Основные мероприятия Программы | - разработка системы управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу Ямало-Ненецкого автономного округа; |
".
2. Раздел III изложить в следующей редакции:
"III. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы и необходимые потребности в ресурсах для ее реализации приводятся в приложениях N N 2, 3 к настоящей Программе.
Для реализации поставленной цели и решения задач Программы достижение планируемых значений целевых показателей Программы предусмотрено через выполнение следующих программных мероприятий.
1. Разработка системы управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа.
Данным мероприятием предусматриваются следующие виды работ, а именно:
в 2012 году:
1) документальное изучение и анализ существующей ситуации в автономном округе по вопросам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автономного округа, в том числе парниковых газов;
2) проведение экологического аудита с целью инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автономного округа, в том числе парниковых газов;
3) расчет объемов выбросов парниковых газов как унифицированного показателя энергоэффективности автономного округа;
4) разработка структуры информационно-аналитической системы учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа и регламента ее функционирования;
в 2013 году:
1) разработка системы мониторинга загрязняющих веществ, в том числе выбросов парниковых газов, на территории автономного округа, включающей информационные данные приборов измерения у источников эмиссии;
2) разработка информационно-аналитической системы учета выбросов парниковых газов, создание и ведение кадастра источников выбросов загрязняющих веществ в автономном округе (в том числе создание и ведение реестра выбросов парниковых газов в автономном округе с вводом фактических данных о выбросах, включая импорт данных из системы мониторинга выбросов парниковых газов);
3) внедрение информационно-аналитической системы учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе;
4) разработка стандартов по управлению выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе;
в 2014 году:
1) отладка и расширение возможностей по результатам эксплуатации в 2013 году информационно-аналитической системы учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе;
2) разработка окружной программы по снижению выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе;
3) подготовка документов по целесообразности торговли квотами выбросов парниковых газов в автономном округе.
Данное мероприятие позволит внедрить систему управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, на территории автономного округа (будет создан программный продукт - база данных учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе, стандарты по управлению выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в автономном округе), привести к снижению выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, и повышению энергоэффективности в автономном округе.
2. Осуществление экологического мониторинга автономного округа.
В 2012 - 2016 годы в рамках мероприятия Программы планируется проводить следующие работы:
- сбор информации о состоянии поверхностных вод, почвенного покрова, донных отложений, атмосферного воздуха, растительности и животного мира на мониторинговых полигонах, их обработку и хранение;
- непрерывное наблюдение за использованием объектов мониторинга автономного округа исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
- анализ ведения производственного экологического мониторинга. Определение единых показателей качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке;
- анализ и оценка качественного состояния поверхностных вод, почвенного покрова, донных отложений, атмосферного воздуха, растительности и животного мира с учетом воздействия природных и антропогенных факторов;
- дистанционное зондирование земли с применением аэрофотосъемки, сканерной съемки и космической съемки, с созданием обновленной подробной топографической основы и объемной модели местности;
- закладка 8 дополнительных мониторинговых полигонов на территории Тазовского, Ямальского, Красноселькупского, Надымского и Шурышкарского районов с координированием их границ (при подготовке дополнительных мониторинговых полигонов будут учитываться следующие факторы: степень антропогенного воздействия на окружающую среду, а при выборе полигонов с незначительным уровнем антропогенной нагрузки - исходя из перспектив их хозяйственного освоения в будущем и использования в качестве фоновых полигонов; учет неохваченных экологическим мониторингом районов территории автономного округа – Красноселькупского и Тазовского районов; учет природно-климатических условий всех ландшафтных зон и подзон автономного округа; возможность проведения комплексного экологического мониторинга – ботанического, почвенного, зоологического, гидрологического; влияние промышленных объектов на традиционную деятельность коренных малочисленных народов Севера; транспортная доступность);
- пополнение и сопровождение базы данных фоновых и мониторинговых изменений состояния природных сред и внесение текущих дополнений и изменений в текстовой, табличный и картографический материал программного комплекса по мониторингу природных сред.
Научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов работ:
- обеспечение информационного вклада в общее управление качеством окружающей среды;
- определение показателей современного состояния элементов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, донных отложений, растительности и животного мира) в автономном округе и прогнозирование ее изменений;
- разработка единой системы показателей экологического мониторинга.
Реализация данного мероприятия позволит увеличить количество мониторинговых полигонов для повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой с 7 до 15 единиц, увеличить количество анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой с 1 442 до 2 990 штук в год; провести анализ ведения производственного экологического мониторинга, определить единые показатели качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке.
В результате экологического мониторинга будет налажена система наблюдения за окружающей средой для предупреждения об экологической опасности населения и разработана система мер, направленных на максимальное устранение и уменьшение воздействия вредных факторов промышленной деятельности на человека, сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.
3. Разработка информационно-аналитического комплекса "Экологические паспорта территорий муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа".
Информационно-аналитический комплекс "Экологические паспорта территорий муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа" будет представлять информацию в виде карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях, унифицированных по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методов оценки.
Тематические карты будут отражать все основные вопросы как по экологической ситуации на территории районов, так и по источникам воздействия на окружающую среду, а также по всем охраняемым элементам природной среды.
В состав информационно-аналитического комплекса "Экологические паспорта территорий муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа" будут входить следующие информационные блоки:
- атмосферный воздух;
- поверхностные воды;
- земельные ресурсы;
- ООПТ;
- геологические данные;
- природопользователи;
- животные и растения, включенные в Красную книгу автономного округа и Российской Федерации;
- охотничье-промысловые ресурсы;
- растительные ресурсы;
- опасные отходы;
- справочная информация.
В результате разработки информационно-аналитического комплекса "Экологические паспорта территорий муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямальский, Приуральский, Пуровский, Надымский, Красноселькупский, Шурышкарский, Тазовский районы)" будет налажена система хранения и предоставления различным группам пользователей информации:
- о состоянии окружающей среды и природно-ресурсного потенциала территории;
- об уровне техногенного воздействия на окружающую среду;
- о потенциально экологически опасных объектах;
- об объектах, подлежащих экологическому контролю.
Экологические паспорта территорий разрабатываются для использования в деятельности заинтересованных подразделений Правительства автономного округа, администраций районов, органов местного самоуправления в автономном округе, специально уполномоченных органов и органов прокурорского надзора за соблюдением природоохранного законодательства.
4. "Выявление и инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба на острове Белый".
Природные комплексы острова Белый имеют важное значение для сохранения арктического биоразнообразия, включены в состав Северо-Ямальского участка "Ямальского комплексного заказника регионального значения" и подлежат охране в соответствии действующим природоохранным законодательством. Наряду с этим остров Белый является территорией традиционного природопользования и одним из культовых мест проживающих здесь коренных малочисленных народов Севера.
К настоящему времени на территории острова накоплен значительный экологический ущерб, связанный с размещением и функционированием метеостанции, объектов военного назначения и проведением разведочного бурения. В результате на острове сформировались участки нарушения и загрязнения земель, накопления отходов, брошенного оборудования и объектов инфраструктуры.
В рамках реализации мероприятия планируются следующие работы:
- проведение натурного обследования территории о. Белый, выявление, идентификация и инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба и источников негативного воздействия, в том числе источников радиомагнитных излучений, определение их местоположения и координат, а также площади загрязненных территорий, подлежащих очистке, определение объемов и массы выявленных отходов, являющихся источниками химического загрязнения почв и захламления земель, оценка состояния основных источников загрязнения, включая определение их токсичности, взрыво- и пожароопасности, радиционного фона, отбор проб для проведения количественного и качественного анализа в местах загрязнения;
- определение размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08 июля 2010 года N 238;
- обоснование мест площадок для организации работ по сбору и утилизации отходов и лома черных, цветных металлов;
- разработка плана и порядка ликвидации выявленных объектов накопленного ущерба, определяющего последовательность работ и требования к их проведению и обеспечению безопасности;
- разработка проекта окружной долгосрочной целевой программы и проекта производства работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и других источников негативного воздействия на загрязненных территориях о. Белый.
Ликвидацию накопленного экологического ущерба в пределах заказника можно отнести к числу приоритетных природоохранных мероприятий, направленных на сохранение уникальных природных комплексов и культовых мест коренных малочисленных народов Севера.