Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2012 года N 22-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными

-постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2012 N 318-П

-постановлением Правительства автономного округа от 31.05.2012 N 418-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.07.2012 N 596-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.12.2012 N 1051-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2013 N 63-П

-постановлением Правительства автономного округа от 20.03.2013 N 176-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.10.2013 N 837-П

-постановлением Правительства автономного округа от 15.001.2014N 9-П

В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере охраны окружающей среды Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 18 января 2012 г. N 22-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 января 2012 года N 22-П
(с изм. от 31.05.2012 N 418-П)
(с изм. от 23.07.2012 N 596-П)
(с изм. от 18.12.2012 N 1051-П)
(с изм. от 14.02.2013 N 63-П)
(с изм. от 14.10.2013 N 837-П)
(с изм. от 15.01.2014 N 9-П)

ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки (в ред. от 26.04.2012 N 318-П )

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р ;

 Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года
 N 1458-р
;

 Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ
 "Об охране окружающей среды"
;

 Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" ;

 Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ
 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "

Госзаказчик- координатор

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Госзаказчик

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель Программы:
 разработка и реализация мер по обеспечению экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, стабилизации и постепенному улучшению состояния окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и восстановлению природных экосистем, обеспечению рационального и устойчивого природопользования.

Задачи Программы:
 - оценка состояния окружающей среды и формирование информационной базы данных для совершенствования системы управления охраной окружающей среды;

 - обеспечение экологической безопасности и снижение техногенной нагрузки на окружающую среду;

 - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и устойчивости природных экосистем;

 - экологическое образование и просвещение населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Сроки и этапы реализации

Программа будет реализована в 2012 - 2016 годах в один этап

Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы

- количество мониторинговых полигонов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа для повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой к 2016 году составит 15 шт.;

 - количество анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой к 2016 году достигнет 2 990 шт. в год;

 - доля захораниваемых отходов по отношению к собранным отходам с территории г. Салехарда к 2016 году составит 50%;

 - количество кордонов для повышения эффективности охранных мероприятий на 8 особо охраняемых природных территориях регионального значения к 2016 году составит 8 ед.;

 - усредненная доля площади мониторинговых исследований и площадных учетов охотничьих видов животных от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа к 2015 году составит 68,2%;

 - усредненная доля площади проведенных мониторинговых исследований растений и животных, занесенных в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа, от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа к 2013 году составит 58,8%;

 - количество телеэфирного времени, освещающего вопросы состояния и охраны окружающей среды в средствах массовой информации, к 2016 году составит 905 мин. в год

Основные мероприятия Программы
 (в ред. от 14.10.2013 N 837-П)

- разработка системы управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе  парниковых газов,  в атмосферу Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - осуществление экологического мониторинга Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - разработка информационно-аналитического комплекса "Экологические паспорта территорий муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа";

 - выявление и инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба на острове Белый;

 - формирование Территориального банка данных по природным ресурсам Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - экологическое обследование и оценка нефтезагрязненных территорий, в том числе шламовых амбаров, в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - реализация пилотного проекта "Чистый город";

 - полигон ТБО (2-я очередь), г. Салехард;

 - полигон бытовых и нетоксичных промышленных отходов в с. Красноселькуп Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы;

 - разработка проектно-сметной документации и строительство 8 кордонов (жилых и производственных помещений) для охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

 - разработка схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - оценка запасов охотничьих видов зверей и птиц в охотничьих угодьях Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - мониторинг редких и исчезающих видов растений и животных, разработка специальных мер охраны видов и популяций, занесенных в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - создание особо охраняемых природных территорий местного значения в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - информирование населения о состоянии окружающей среды

Объемы финансирования (в ред. от 18.12.2012 N 1051-П )
 (с изм. от 14.02.2013 N 63-П )
 (с изм. от 14.10.2013 N 837-П)
 (с изм. от 15.01.2014 N 9-П )

Программа финансируется за счет средств окружного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 754274 тыс. рублей, в том числе
 по годам:
 2012 год - 121 732 тыс. рублей;

 2013 год - 147279 тыс. рублей;

 2014 год - 126 203 тыс. рублей;

 2015 год - 144 965 тыс. рублей;

 2016 год - 214 095 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение количества мониторинговых полигонов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа для повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой с 7 до 15 ед.;

 - увеличение количества анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой с 1 442 до 2 990 шт. в год;

 - уменьшение доли захораниваемых отходов по отношению к собранным отходам с территории г. Салехарда с 98% до 50%;

 - количество кордонов для повышения эффективности охранных мероприятий на 8 особо охраняемых природных территориях регионального значения - 8 ед.;

- увеличение усредненной доли площади проведенных в особо охраняемых природных территориях мониторинговых исследований и площадных учетов охотничьих видов животных

от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа от 0 до 68,2%;

 - увеличение усредненной доли площади проведенных мониторинговых исследований растений и животных, занесенных в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа, от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа от 0 до 58,8%;

 - увеличение количества телеэфирного времени, освещающего вопросы состояния и охраны окружающей среды, с 605 мин. до 905 мин. в год

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Территория Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) характеризуется высокой степенью техногенного воздействия на окружающую среду. Поступление загрязняющих веществ в окружающую среду автономного округа происходит от источников, расположенных как на территории автономного округа, так и на сопредельных территориях, по водным артериям и воздуху.

В последние десятилетия в автономном округе идет активное промышленное освоение земель, связанное с добычей полезных ископаемых, к числу которых относится добыча нефти и газоконденсата. Сырьевая переориентация экономики автономного округа, интенсификация промышленного освоения вызывают повышенные антропогенные нагрузки на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Строительство и расширение промышленных объектов, их функционирование, разработка полезных ископаемых оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которая в зоне Крайнего Севера обладает слабой способностью к быстрому восстановлению. Деградация естественных экосистем в результате антропогенного воздействия поставила под угрозу исчезновения объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и автономного округа.

Программой предусмотрено решение проблем по охране атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, по охране водных объектов, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, по экологическому образованию и просвещению населения автономного округа.

Программа разработана в соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р; Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 1458-р; Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире"; Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (в ред. от 26.04.2012 N 318-П)

1. Анализ проблем в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа

Охрана атмосферного воздуха


Сегодня проблема эффективного использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) – одна из наиболее актуальных для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.

По итогам 2010 года добыча ПНГ составила 7,8 млрд. м3, из которого использовано 76%. Остальной газ сжигается на нефтепромыслах в открытых факелах.

По экспертным оценкам, с учетом реализации Программы комплексного освоения месторождений углеводородного сырья автономного округа и севера Красноярского края к 2015 году будет добываться около 14,2 млрд. м3 попутного газа. При этом уровень полезного использования попутного газа уменьшится до 53%, объем сжигаемого газа вырастет до 7 млрд. м3.

Сжигание ПНГ на факелах свидетельствует о нерачительном подходе к использованию этого ценного сырья, об отношении к нему как к отходу производства. Такой подход наносит ощутимый вред экологии региона и среде обитания человека. Ежегодные выбросы вредных веществ от сжигания ПНГ в автономном округе составляют около 732 тыс. тонн вредных веществ, в том числе парниковых газов (диоксида углерода), - более 537 тыс.тонн.

Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

Вопросы сохранения окружающей природной среды, обеспечения устойчивого развития северных территорий, энергоэффективности являются приоритетными направлениями государственного регулирования на территории автономного округа. Стратегическая цель государственной политики Российской Федерации в области устойчивого развития Арктики по обеспечению сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений может быть реализована в рамках целостной системы государственного регулирования, важным блоком в которой будет разработанная и функционирующая система управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа.

В ноябре 2004 года Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, определивший каждой стране предел выбросов углекислого газа в атмосферу. При выполнении обязательств и достижении дополнительных сокращений излишки (квоты) могут быть проданы другой стране. Превращаясь в товар, достигнутые сокращения становятся существенным фактором повышения инвестиционной эффективности. Российская Федерация полностью выполняет свои обязательства в первый бюджетный период Киотского протокола (2008 - 2012 гг.). Выбросы парниковых газов прежде всего связаны с энергией, с сжиганием топлива в энергоустановках. Энергосбережение дает прямое сокращение выбросов парниковых газов. В условиях Киотского протокола сокращение выбросов – товар, имеющий рыночную цену.

Для целей Киотского протокола сокращения выбросов считаются не по отношению к уровню, имевшему место до реализации проекта, а по отношению к их объему, который имел бы место в отсутствие проекта, т.е. в расчете на сопоставимый объем производства продукции. Даже при росте потребления энергии могут иметь место сокращения выбросов, если рост потребления энергии происходит на фоне внедрения передовых инновационных методов и технологий. Тем самым Киотский протокол объективно стимулирует переход на энергосберегающие технологии, предоставляя возможность зарабатывать на продаже сокращений выбросов парниковых газов.

Отходы производства и потребления


Свалки являются отличительной чертой многих городов нашей страны. В результате их роста уменьшаются площади городских земель, происходит захламление лесных насаждений и берегов водных объектов, загрязнение поверхностных и подземных вод.

Классический путь удаления отходов (контейнер - мусоровоз – свалка – рекультивация) в настоящее время неэффективен и потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная свалка является источником так называемого "свалочного газа", стимулирующего парниковый эффект. Не стоит забывать и про большую опасность, которую представляют собой пожары на свалках. В результате горения смешанных отходов образуются загрязняющие вещества, оказывающие крайне негативное влияние на здоровье людей.

Проблемы обращения с отходами производства и потребления стоят очень остро и являются причиной не только экологических, но и экономических проблем, характерных как для всей страны, так и для автономного округа.

В последние годы в автономном округе образование отходов в целом растет (в 2008 году количество образовавшихся отходов составило 331013 тонн, в 2009 - 569867 тонн).

Структура образующихся отходов производства и потребления на территории автономного округа на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. Большая часть отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса (59%), на автотранспортных (11%) и строительных предприятиях (9%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (13%).

По данным Регионального кадастра отходов, основная масса отходов (около 93%), образующихся на территории автономного округа, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет менее 7%.

Причинами тому послужили сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы автономного округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.

Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов со временем может привести к опасному загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений жителей автономного округа. Например, в связи с недостаточным количеством полигонов для размещения отходов до сих пор широко распространена практика несанкционированного их размещения на территории автономного округа. Имеют место нарушения законодательства при размещении и складировании промышленных и бытовых отходов. Повсеместно выявляются несанкционированные свалки бытовых отходов, особенно в пределах крупных городов и поселков, а также в лесных насаждениях вокруг них и на берегах водоемов общего пользования.

Охрана водных объектов


Водные ресурсы, которыми располагает автономный округ, участвуют во всех видах производственной и хозяйственной деятельности региона. Вода не просто универсальный хозяйственный ресурс для промышленности и сельского хозяйства региона. Это объект рекреации населения, могущественное санитарно-гигиеническое средство. Наконец, это незаменимый жизненный ресурс населения, проживающего на территории автономного округа.

Речная сеть автономного округа включает около 50 тыс. рек, ручьев и проток и принадлежит к бассейну Карского моря, из них свыше 44 тыс. имеют длину менее 10 км.

На огромной территории автономного округа насчитывается приблизительно 300 тыс. озер, площадь акватории которых более 0,01 км2. Общая площадь этих озер составляет более 44 тыс. км2.

Поверхностные воды автономного округа имеют ряд гидрохимических особенностей, отличающих их от поверхностных вод других регионов. Питание рек здесь преимущественно снеговое, что приводит к низкой минерализации вод. Важным фактором формирования химического состава поверхностных вод является наличие на территории болот, что обусловливает специфический состав вод, характеризующийся большим количеством гуминовых веществ. Гуминовые вещества, вымываясь из органической массы торфов, лесной подстилки, извлекаются из почв, придают воде коричневый оттенок. Присутствие в воде большого количества органических веществ формируют ее высокую цветность и окисляемость. Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано практически повсеместное превышение предельно допустимых концентраций по железу (до 9 раз) и марганцу (до 7 - 10 раз).

Основные проблемы загрязнения водных объектов в основном связаны с техногенными факторами, а именно с эксплуатацией объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья с нарушением природоохранных требований.

Кроме нефтегазодобывающих компаний к числу основных источников загрязнения поверхностных вод автономного округа относятся жилищно-коммунальное хозяйство и водный транспорт.

Из всех загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, основное значение имеют нефть, нефтепродукты, фенолы. Под воздействием нефтяных загрязнений почти полностью потеряла рыбохозяйственное значение река Надым, на грани полной утраты нерестового значения находятся реки Пур, Собь, Ево-Яха и др.

Данные лабораторных исследований свидетельствуют о превышении концентраций нефтепродуктов в отдельных местах в 15 раз (район г. Салехарда на реках Обь и Полуй, район поселка Уренгой на реке Пур), фенолов - в 6 раз.

В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации основной задачей в области экологического мониторинга на региональном уровне является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с этим на территории автономного округа необходимо разработать и внедрить единую систему показателей экологического мониторинга для своевременного выявления и предупреждения негативного влияния вредных факторов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»