N | Наименование муниципального | Численность | Доля населения, |
Всего по автономному округу | 19134 | 10,95 | |
1. | Город Салехард | 3228 | 23,88 |
2. | Город Губкинский | 418 | 5,97 |
3. | Город Лабытнанги | 649 | 6,71 |
4. | Город Муравленко | 561 | 4,87 |
5. | Город Ноябрьск | 1677 | 4,79 |
6. | Город Новый Уренгой | 1153 | 2,84 |
7. | Надымский район | 2984 | 13,01 |
8. | Красноселькупский район | 191 | 8,13 |
9. | Приуральский район | 919 | 17,86 |
10. | Пуровский район | 2252 | 14,74 |
11. | Тазовский район | 1486 | 27,02 |
12. | Шурышкарский район | 1031 | 29,54 |
13. | Ямальский район | 2585 | 50,75 |
Особенно остро проблема обеспечения жильем стоит в Ямальском районе, где доля населения, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 50,75%. Около 30% населения признано нуждающимися в улучшении жилищных условий в Шурышкарском районе.
Направление 1. Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
Важнейшей задачей исполнительных органов государственной власти всех уровней является выполнение законодательно определенных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
На основании Федеральных законов от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ, от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Закона автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон автономного округа N 36-ЗАО) установлены категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из жилищного фонда автономного округа: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; граждане из числа коренных малочисленных народов Севера.
Одним из первоочередных направлений жилищной политики автономного округа является выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Это обусловлено особым статусом данной категории граждан, как наименее социально защищенной категории. Ежегодно в бюджете автономного округа предусматриваются средства на эти цели. Всего в 2006 - 2010 годах обеспечено жильем около 670 сирот на общую сумму более 940 млн. рублей.
Вместе с тем ежегодно в списках детей-сирот, у которых наступили основания для внеочередного обеспечения жильем, состоит около 300 граждан данной категории, что свидетельствует о необходимости продолжения программных мероприятий по данному направлению. Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ряд федеральных законов (в том числе в Жилищный кодекс Российской Федерации), предусматривающие новый порядок обеспечения жильем детей-сирот с 2013 года. Изменения касаются способа обеспечения жильем детей-сирот: предусмотрено, что детям-сиротам с 01 января 2013 года будут предоставляться жилые помещения из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации на условиях найма.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 1116-П)
Проблема обеспечения жильем реабилитированных граждан обусловлена тем обстоятельством, что на территории автономного округа в силу исторически сложившихся факторов проживает значительное число граждан, подвергшихся репрессиям в 30 - 50-е годы прошлого столетия и сосланных в северные районы страны.
Всего за период 2006 - 2010 годов оказана поддержка в решении жилищной проблемы 35 семьям реабилитированных граждан. Вместе с тем на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году состоит более 90 семей реабилитированных граждан, обеспечение жильем которых относится к обязательствам автономного округа.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по данным за 2010 год состоит 4,7 тыс. семей граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, что составляет более 40% от их общей численности и 24% от общего числа очередников по автономному округу. Наиболее остро эта проблема стоит в сельских поселениях автономного округа.
Всего за период 2006 - 2010 годов из окружного бюджета на реализацию Подпрограммы было выделено порядка 452 млн. рублей, что позволило обеспечить жильем 210 семей коренных жителей автономного округа. Несмотря на реализацию Подпрограммы в предыдущий период, наличие большого числа очередников свидетельствует о необходимости продолжения программных мероприятий.
Также на территории автономного округа осуществляется реализация Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, согласно которому субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, а также ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.
Предоставление социальных выплат гражданам из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета в рамках Федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Учитывая, что статьей 30 Закона автономного округа N 36-ЗАО допускается софинансирование за счет средств окружного бюджета мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в статье 29 вышеназванного Закона, в рамках Подпрограммы за счет средств окружного бюджета будет оказываться государственная поддержка в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Направление 2. Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Согласно данным департамента строительства и жилищной политики автономного округа по состоянию на 01 января 2010 года в автономном округе площадь ветхого и аварийного жилья составила 620,7 тыс. м2 (6,21% общей площади жилищного фонда) и 224,72 тыс. м2 (2,25%) соответственно. Численность проживающих в ветхом жилищном фонде - 36900 человек, в аварийном - 10749 человек. В указанном фонде проживает порядка 9,3% от общей численности населения.