Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2012 года N 318-П

О внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

В целях реализации приоритетных направлений региональной политики в области охраны окружающей среды и решения основных задач, направленных на стабилизацию экологической обстановки в Ямало-Ненецком автономном округе, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы", утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2012 года N 22-П.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 26 апреля 2012 г. N 318-П

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы"


1. В паспорте Программы:

1.1. позицию, касающуюся основания для разработки, изложить в следующей редакции:


"

Основание для разработки

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р ;

 Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года
 N 1458-р
;

 Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ
 "Об охране окружающей среды"
;

 Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" ;

 Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ
 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "

";

1.2. позицию, касающуюся основных мероприятий Программы, изложить в следующей редакции:


"

Основные мероприятия Программы

- разработка системы управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе  парниковых газов,  в атмосферу Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - осуществление экологического мониторинга
 Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - разработка информационно-аналитического комплекса "Экологические паспорта территорий
 муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа";

- формирование Территориального банка данных по природным ресурсам Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - реализация пилотного проекта "Чистый город";

 - разработка проектно-сметной документации и строительство 8 кордонов (жилых и производственных помещений) для охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

 - разработка схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - оценка запасов охотничьих видов зверей и птиц в охотничьих угодьях Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - мониторинг редких и исчезающих видов растений и животных, разработка специальных мер охраны видов и популяций, занесенных в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - информирование населения о состоянии окружающей среды

".

2. В разделе I:

2.1. абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Программа разработана в соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р; Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 1458-р; Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире"; Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".";

2.2. пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Анализ проблем в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа

Охрана атмосферного воздуха


Сегодня проблема эффективного использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) – одна из наиболее актуальных для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.

По итогам 2010 года добыча ПНГ составила 7,8 млрд. м3, из которого использовано 76%. Остальной газ сжигается на нефтепромыслах в открытых факелах.

По экспертным оценкам, с учетом реализации Программы комплексного освоения месторождений углеводородного сырья автономного округа и севера Красноярского края к 2015 году будет добываться около 14,2 млрд. м3 попутного газа. При этом уровень полезного использования попутного газа уменьшится до 53%, объем сжигаемого газа вырастет до 7 млрд. м3.

Сжигание ПНГ на факелах свидетельствует о нерачительном подходе к использованию этого ценного сырья, об отношении к нему как к отходу производства. Такой подход наносит ощутимый вред экологии региона и среде обитания человека. Ежегодные выбросы вредных веществ от сжигания ПНГ в автономном округе составляют около 732 тыс. тонн вредных веществ, в том числе парниковых газов (диоксида углерода), - более 537 тыс.тонн.

Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

Вопросы сохранения окружающей природной среды, обеспечения устойчивого развития северных территорий, энергоэффективности являются приоритетными направлениями государственного регулирования на территории автономного округа. Стратегическая цель государственной политики Российской Федерации в области устойчивого развития Арктики по обеспечению сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений может быть реализована в рамках целостной системы государственного регулирования, важным блоком в которой будет разработанная и функционирующая система управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа.

В ноябре 2004 года Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, определивший каждой стране предел выбросов углекислого газа в атмосферу. При выполнении обязательств и достижении дополнительных сокращений излишки (квоты) могут быть проданы другой стране. Превращаясь в товар, достигнутые сокращения становятся существенным фактором повышения инвестиционной эффективности. Российская Федерация полностью выполняет свои обязательства в первый бюджетный период Киотского протокола (2008 - 2012 гг.). Выбросы парниковых газов прежде всего связаны с энергией, с сжиганием топлива в энергоустановках. Энергосбережение дает прямое сокращение выбросов парниковых газов. В условиях Киотского протокола сокращение выбросов – товар, имеющий рыночную цену.

Для целей Киотского протокола сокращения выбросов считаются не по отношению к уровню, имевшему место до реализации проекта, а по отношению к их объему, который имел бы место в отсутствие проекта, т.е. в расчете на сопоставимый объем производства продукции. Даже при росте потребления энергии могут иметь место сокращения выбросов, если рост потребления энергии происходит на фоне внедрения передовых инновационных методов и технологий. Тем самым Киотский протокол объективно стимулирует переход на энергосберегающие технологии, предоставляя возможность зарабатывать на продаже сокращений выбросов парниковых газов.

Отходы производства и потребления


Свалки являются отличительной чертой многих городов нашей страны. В результате их роста уменьшаются площади городских земель, происходит захламление лесных насаждений и берегов водных объектов, загрязнение поверхностных и подземных вод.

Классический путь удаления отходов (контейнер - мусоровоз – свалка – рекультивация) в настоящее время неэффективен и потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная свалка является источником так называемого "свалочного газа", стимулирующего парниковый эффект. Не стоит забывать и про большую опасность, которую представляют собой пожары на свалках. В результате горения смешанных отходов образуются загрязняющие вещества, оказывающие крайне негативное влияние на здоровье людей.

Проблемы обращения с отходами производства и потребления стоят очень остро и являются причиной не только экологических, но и экономических проблем, характерных как для всей страны, так и для автономного округа.

В последние годы в автономном округе образование отходов в целом растет (в 2008 году количество образовавшихся отходов составило 331013 тонн, в 2009 - 569867 тонн).

Структура образующихся отходов производства и потребления на территории автономного округа на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. Большая часть отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса (59%), на автотранспортных (11%) и строительных предприятиях (9%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (13%).

По данным Регионального кадастра отходов, основная масса отходов (около 93%), образующихся на территории автономного округа, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет менее 7%.

Причинами тому послужили сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы автономного округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.

Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов со временем может привести к опасному загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений жителей автономного округа. Например, в связи с недостаточным количеством полигонов для размещения отходов до сих пор широко распространена практика несанкционированного их размещения на территории автономного округа. Имеют место нарушения законодательства при размещении и складировании промышленных и бытовых отходов. Повсеместно выявляются несанкционированные свалки бытовых отходов, особенно в пределах крупных городов и поселков, а также в лесных насаждениях вокруг них и на берегах водоемов общего пользования.

Охрана водных объектов


Водные ресурсы, которыми располагает автономный округ, участвуют во всех видах производственной и хозяйственной деятельности региона. Вода не просто универсальный хозяйственный ресурс для промышленности и сельского хозяйства региона. Это объект рекреации населения, могущественное санитарно-гигиеническое средство. Наконец, это незаменимый жизненный ресурс населения, проживающего на территории автономного округа.

Речная сеть автономного округа включает около 50 тыс. рек, ручьев и проток и принадлежит к бассейну Карского моря, из них свыше 44 тыс. имеют длину менее 10 км.

На огромной территории автономного округа насчитывается приблизительно 300 тыс. озер, площадь акватории которых более 0,01 км2. Общая площадь этих озер составляет более 44 тыс. км2.

Поверхностные воды автономного округа имеют ряд гидрохимических особенностей, отличающих их от поверхностных вод других регионов. Питание рек здесь преимущественно снеговое, что приводит к низкой минерализации вод. Важным фактором формирования химического состава поверхностных вод является наличие на территории болот, что обусловливает специфический состав вод, характеризующийся большим количеством гуминовых веществ. Гуминовые вещества, вымываясь из органической массы торфов, лесной подстилки, извлекаются из почв, придают воде коричневый оттенок. Присутствие в воде большого количества органических веществ формируют ее высокую цветность и окисляемость. Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано практически повсеместное превышение предельно допустимых концентраций по железу (до 9 раз) и марганцу (до 7 - 10 раз).

Основные проблемы загрязнения водных объектов в основном связаны с техногенными факторами, а именно с эксплуатацией объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья с нарушением природоохранных требований.

Кроме нефтегазодобывающих компаний к числу основных источников загрязнения поверхностных вод автономного округа относятся жилищно-коммунальное хозяйство и водный транспорт.

Из всех загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, основное значение имеют нефть, нефтепродукты, фенолы. Под воздействием нефтяных загрязнений почти полностью потеряла рыбохозяйственное значение река Надым, на грани полной утраты нерестового значения находятся реки Пур, Собь, Ево-Яха и др.

Данные лабораторных исследований свидетельствуют о превышении концентраций нефтепродуктов в отдельных местах в 15 раз (район г. Салехарда на реках Обь и Полуй, район поселка Уренгой на реке Пур), фенолов - в 6 раз.

В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации основной задачей в области экологического мониторинга на региональном уровне является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с этим на территории автономного округа необходимо разработать и внедрить единую систему показателей экологического мониторинга для своевременного выявления и предупреждения негативного влияния вредных факторов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.

В период с 2009 по 2011 годы в автономном округе в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 годы)" (далее – Программа 2009 – 2011 годов) были выполнены работы по созданию (разработка) системы экологического мониторинга автономного округа.

В 2009 году была разработана программа мониторинга и произведен предварительный подбор мест расположения семи мониторинговых полигонов для ежегодных наблюдений за компонентами окружающей среды: земля, почвы, поверхностные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, ландшафт в целом, оленьи пастбища, подвергающиеся интенсивному использованию в результате традиционной хозяйственной деятельности коренного населения и влиянию промышленной деятельности.

В 2010 году были проведены подготовительные работы, включающие предварительную разработку наземных маршрутов, подбор необходимого оборудования, информирование администраций муниципальных образований, районов в автономном округе о начале работ и оформление разрешений на проведение работ на территории района; полевые изыскательские работы по закладке мониторинговых полигонов, в результате которых на территории автономного округа были заложены 7 мониторинговых полигонов: в Ямальском, Надымском, Приуральском, Пуровском и Шурышкарском районах, а также постоянных пробных площадок для взятия анализов природных сред, положено начало экологического мониторинга.

Проведен фоновый мониторинг поверхностных вод и донных отложений (гидрологические и гидрохимические исследования), почв, растительного покрова на территориях мониторинговых полигонов, представлены результаты лабораторных анализов физико-химических свойств поверхностных вод, донных отложений, почв, растений, отобранных на ключевых участках. Дана фенологическая характеристика точек отбора образцов, представлены основные ландшафтно-геохимические и фитоценотические особенности участка с учетом географической привязки точек отбора проб, положения в мезорельефе, типов растительного сообщества и почв.

Изучена наземная фауна на 7 исследуемых полигонах с целью наиболее полного учета всего комплекса видового разнообразия объектов животного мира. Дана качественная и количественная характеристика населения хозяйственно-ценных видов животных, выявлены и зафиксированы на GPS-навигаторе координаты всех встреченных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и автономного округа, по каждому полигону даны таблицы плотностей обитания хозяйственно-ценных видов животных и видов, занесенных в Красную книгу. Сделаны лабораторные анализы по выявлению морфологических изменений у видов индикаторов. Представлены тематический картографический материал, программный комплекс с возможностью пополнения базы данных фоновых и мониторинговых изменений состояния природных сред, фотодокументы. Дана экологическая оценка фонового состояния окружающей среды полигонов.

В 2011 году подготовлены итоговый отчет, доработанный программный комплекс, методические рекомендации по определению исходной загрязненности компонентов природной среды и ведению локального экологического мониторинга в рамках формирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа (далее - методические рекомендации).

Методические рекомендации будут обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, ведущих хозяйственную деятельность на территории автономного округа, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков является необходимой основой и условием проектирования наблюдательной сети локальных систем экологического мониторинга в границах лицензионных участков. В рамках исследования исходной загрязненности определяются значения показателей качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке.

Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом разработанных методических рекомендаций.

Ввиду недостаточности финансирования Программы 2009 - 2011 годов существует необходимость в закладке дополнительных мониторинговых полигонов на территории автономного округа для повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой; в увеличении количества анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой, анализе ведения производственного экологического мониторинга.

Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия

Современное понимание охраны природы рассматривает формирование системы особо охраняемых природных территорий как важнейший путь для сохранения среды обитания биологических видов, ценных как в хозяйственном, так и в экологическом аспектах. Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) охватывают большое разнообразие природных комплексов и объектов животного и растительного мира, нуждающихся в особой охране.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»