АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2007 года N 193-А
О порядке организации в Ямало-Ненецком автономном округе централизованного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 29.01.2015 N 67-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 03.02.2015).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 122-126 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", со статьёй 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2005 года N 95-ЗАО "Об организации и деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей", с целью обеспечения прав и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, упорядочения процедур учёта, устройства детей данной категории, учёта граждан, желающих принять на воспитание детей в свои семьи, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
Утвердить Порядок организации в Ямало-Ненецком автономном округе централизованного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее - Порядок), согласно приложению к настоящему постановлению.
Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа (Попов Н.Д.) обеспечить контроль за организацией централизованного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, учёта граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и желающих принять на воспитание детей в свои семьи, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (Лясковик А.Ц.) обеспечить представление сведений в органы опеки и попечительства по месту расположения лечебно-профилактических учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, о состоянии здоровья каждого ребёнка для внесения в региональный банк данных, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 218 "О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Департаменту по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного круга (Шевченко С.И.) обеспечить своевременное представление должностными лицами учреждений социальной защиты населения по месту их расположения органам опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
Рекомендовать главам муниципальных районов, городских округов Ямало-Ненецкого автономного округа:
- обеспечить выполнение настоящего Порядка в части, касающейся органов опеки и попечительства, органов здравоохранения и социальной защиты;
- принять меры к развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приёмные семьи).
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 18 апреля 2007 г. N 193-А
ПОРЯДОК организации в Ямало-Ненецком автономном округе централизованного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи
I. Общие положения
1. Региональный государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), а также информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в свои семьи, а также документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.
2. Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство) или в приёмные семьи, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Департамент образования автономного округа, выполняющий функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей:
- формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории автономного округа, на основании поступивших сведений из органов опеки и попечительства;
- осуществляет учёт этих детей и организует их устройство в семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- ведёт учёт граждан Российской Федерации, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся к региональному оператору.
II. Учёт детей, оставшихся без попечения родителей
4. Централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих усыновлению, осуществляется органами опеки и попечительства автономного округа и департаментом образования автономного округа, выполняющим функции регионального оператора государственного банка данных о детях (далее - региональный оператор) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".
III. Учёт сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, желающих принять детей на воспитание в свои семьи
5. Документированная информация о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа и Российской Федерации, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, создаётся в целях учёта сведений о таких гражданах и обеспечения доступа граждан к содержащейся в региональном и федеральном банках данных документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
6. Граждане Российской Федерации, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями (опекунами, приёмными родителями) с приложением следующих документов:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3) копия финансового лицевого счёта и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего принять ребенка в семью;
6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке).
Документы, перечисленные в подпунктах 2 - 4 пункта 6 настоящего Порядка, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3 месяцев.
7. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями (опекунами, приёмными родителями) орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих принять ребёнка в семью.
8. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих принять ребёнка в семью, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями (опекунами, приёмными родителями), которое является основанием для постановки на учёт в качестве кандидатов в усыновители (опекуны, приёмные родители).
Отрицательное заключение и основанный на нём отказ в постановке на учёт в качестве кандидатов в усыновители (опекуны, приёмные родители) орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.
9. После постановки на учёт граждан в качестве кандидатов в усыновители (опекуны, приёмные родители) орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребёнке (детях), который может быть передан в семью, и выдаёт направление для посещения ребёнка (детей) по месту жительства (нахождения) ребёнка (детей).
10. Кандидаты в усыновители (опекуны, приёмные родители) имеют право:
- получить подробную информацию о ребёнке и сведения о наличии у него родственников;
- обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребёнка с участием представителя учреждения, в котором находится ребёнок.
11. Кандидаты в усыновители (опекуны, приёмные родители) обязаны лично:
- познакомиться с ребёнком и установить с ним контакт;
- ознакомиться с документами усыновляемого ребёнка;
- подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребёнка.
12. Если кандидаты в усыновители (опекуны, приёмные родители) не смогли подобрать ребёнка по месту своего жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребёнке, подлежащем усыновлению (передаче под опеку, в приёмную семью), в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или к региональному оператору.
13. Установление усыновления (удочерения) ребёнка производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребёнка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке особого производства по правилам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
14. Установление опеки над ребёнком происходит на основании нормативного правового акта органа опеки и попечительства.
15. Передача ребёнка в приёмную семью осуществляется на основании договора, который заключается между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими принять ребёнка в семью.
16. Органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов автономного округа ведут учёт сведений об обратившихся гражданах, желающих принять ребёнка на воспитание в свои семьи, согласно приложениям N N 1, 2, 3 к настоящему Порядку.
IV. Учёт сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей
17. Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа и Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
18. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых возникли установленные законодательством Российской Федерации основания для их усыновления (удочерения), могут быть переданы гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства только по истечении шести месяцев со дня постановки указанных детей на федеральный учёт.
19. Документирование информации в региональном банке данных о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих принять детей на воспитание в свою семью, осуществляется на основании представления ими региональному оператору:
а) заявления о своём желании усыновить (удочерить) ребёнка с просьбой ознакомить его с находящимися в региональном банке данных сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
б) заполненной анкеты гражданина согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
в) обязательства поставить в установленном порядке на учёт в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновлённого (удочерённого) им ребёнка;
г) обязательства предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновлённого (удочерённого) ребёнка;
д) копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
е) заключения компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
ж) обязательства компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновлённого (удочерённого) ребёнка и представлять отчёты в департамент образования автономного округа об условиях жизни и воспитания ребёнка в семье усыновителя (удочерителя);
з) обязательства компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами России, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учёт в консульском учреждении Российской Федерации усыновлённого (удочерённого) ребёнка;
и) копии лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" пункта 19 настоящего Порядка;
к) медицинского заключения о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
л) справки с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
м) документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
Документы, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 19 настоящего Порядка, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления; указанные в подпунктах "е" - "и" пункта 19 настоящего Порядка, - в течение года со дня их выдачи, указанные в подпункте "к" пункта 19 настоящего Порядка - в течение 3 месяцев с момента выдачи.
Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 19 настоящего Порядка, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.
Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, переведены на русский язык. Перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации.
Все документы должны быть представлены в трёх экземплярах.
20. Представлять интересы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.
21. Установление усыновления (удочерения) ребёнка производится окружным судом автономного округа по заявлению кандидатов в усыновители в порядке особого производства по правилам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.