Недействующий


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН


Об организации и деятельности органов местного самоуправления
по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2008 года на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 18 апреля 2007 года N 40-ЗАО
____________________________________________________________________

     

Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
25 ноября 2005 года



Настоящий Закон в соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает единые правовые основы в организации и деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Статья 1. Органы опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей


Органами опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) являются исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов (далее - органы опеки и попечительства). Организация работы органа опеки и попечительства (порядок формирования, полномочия, подотчетность и подконтрольность) осуществляется в соответствии с уставом муниципального района, городского округа.

Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства


Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей, оставшихся без попечения родителей), несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей, оставшихся без попечения родителей;

защита личных, имущественных и неимущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, иных несовершеннолетних в случаях, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Компетенция органа опеки и попечительства


К компетенции органа опеки и попечительства относятся:

1) организация выявления и осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей, представление документированной информации в региональный (окружной) банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

2) установление или прекращение опеки (попечительства), в том числе назначение, отстранение либо освобождение опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей;

3) передача на воспитание в семью под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности помещение (направление) детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иное воспитательное или лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения;

4) при выборе формы воспитания и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, в целях сохранения или изучения родного языка, приобретения и сохранения этнических навыков и традиций, устройство таких детей, в первую очередь, в семьи родственников, при невозможности этого - в семьи коренных малочисленных народов Севера, но при отсутствии указанных возможностей - в иную семью, проживающую на территории данного муниципального образования. Устройство детей из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей в специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в исключительных случаях, при этом устанавливается приоритет устройства таких детей в учреждения, расположенные на территории автономного округа;

5) немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации;

6) установление денежного содержания детей, переданных под опеку (попечительство), в порядке и размерах, которые установлены законодательством автономного округа;

7) заключение договоров о передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи;

8) защита жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жилой площадью в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

9) разрешение сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации, в том числе выдача письменного разрешения на совершение опекуном (попечителем), управляющим имуществом, или совершение с согласия опекуна (попечителя) сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в наем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

10) выдача письменного согласия на отчуждение жилого помещения, если такая сделка затрагивает права или охраняемые законом интересы несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, в случаях, установленных действующим федеральным законодательством;

11) разрешение раздельного проживания попечителя и подопечного;

12) выдача разрешений на присвоение или изменение фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

13) разрешение вступления в брак до достижения брачного возраста;

14) признание несовершеннолетнего эмансипированным;

15) участие в принудительном исполнении решений судов, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);

16) представление заключения в суд об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителя (усыновителей) с усыновляемым ребенком;

17) ведение учета детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

18) ведение учета граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального района, городского округа, желающих усыновить детей, в порядке, определяемом органом исполнительной власти автономного округа;

19) ведение учета детей, в отношении которых установлена опека  (попечительство);

20) осуществление подбора лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов (попечителей), приемных родителей;

21) осуществление контроля за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей по содержанию, воспитанию и образованию детей, переданных на воспитание, в порядке, установленном органом опеки и попечительства;

22) оказание помощи опекунам (попечителям), приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

23) осуществление защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказание содействия в защите прав и интересов лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

24) разрешение, в пределах своей компетенции, разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;

25) при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представение в суд акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора;

26) обращение в суд с исками:

о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;

об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав;

о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации;

в других случаях в целях защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

27) участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, по предупреждению совершения ими правонарушений и иных антиобщественных действий;

28) дача согласия на перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

29) дача согласия на снятие детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

30)  уведомление органов опеки и попечительства по месту нового жительства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в случае его выезда на место жительства в другое муниципальное образование или за пределы территории автономного округа;

31) оказание помощи в получении дополнительных имущественных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа, совершеннолетним лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - представителям коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, при условии ведения ими по достижении 18-летнего возраста традиционного образа жизни;

32) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;

33) привлечение общественности к работе органов опеки и попечительства;

34) реализация государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим их трудоустройством;

35) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

36) осуществление иных функций по опеке и попечительству в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством автономного округа.     

Статья 4. Кадровое обеспечение


Функции по опеке и попечительству несовершеннолетних в органах опеки и попечительства осуществляются специалистами по охране прав детства из расчета один специалист на 3000 человек детского (от 0 до 18 лет) населения, проживающего в городском округе, и из расчета один специалист на 2000 человек детского населения, проживающего в муниципальном районе, но не менее двух специалистов на один орган опеки и попечительства.

Статья 5. Государственная поддержка и содействие деятельности органов опеки и попечительства


В целях оказания государственной поддержки и содействия деятельности органов опеки и попечительства органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий:

1) принимают законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, регулирующие вопросы организации и деятельность органов опеки и попечительства, и осуществляют контроль за их исполнением;

2) создают необходимые организационные, материально-финансовые условия, оказывают методическую помощь и иное содействие органам опеки и попечительства в реализации ими своих функций в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Статья 6. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона


Должностные лица органов опеки и попечительства за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Статья 8. Приведение правовых актов муниципальных образований в соответствие с настоящим Законом


Главам муниципальных образований привести уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
                                                                                      Ю.В.Неелов


г. Салехард

6 декабря 2005 года

N 95-ЗАО

 

Текст документа сверен по:
файл-рассылка Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»