АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2007 года N 110-А
Об утверждении ведомственной целевой программы "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2007 2009 годы"
(наименование с изм. от 02.12.2008 г. N 653-А)
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Администрации автономного округа от 02.12.2008 N 653-А
-постановлением Администрации автономного округа от 08.06.2009 N 299-А
-постановлением Администрации автономного округа от 10.03.2010 N 140-А
-постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2010 N 41-П
-постановлением Правительства автономного округа от 15.04.2011 N 202-П
В целях развития туризма, создания в Ямало-Ненецком автономном округе новой отрасли экономики на основе формируемой современной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей населения Ямало-Ненецкого автономного округа, российских и иностранных граждан в туристских услугах, на основании Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2007 года N 381-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет (с изм. от 02.12.2008 г. N 653-А):
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2007 - 2009 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете на 2007 год и последующие годы средства на финансирование Программы.
3. Агентству по туризму Ямало-Ненецкого автономного округа (Зобнин В.И.) осуществлять мероприятия по реализации Программы в соответствии с действующими нормативными документами.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 15 марта 2007 г. N 110-А
Ведомственная целевая программа "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов"
Наименование | департамент по туризму Ямало-Ненецкого |
Наименование | ведомственная целевая программа |
Цели и задачи | цель: |
Целевые | - число специалистов сферы туризма, прошедших |
Характеристика | - мероприятия, направленные на создание |
Объём финансирования - | 15904 тыс. рублей |
Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы, ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание в Ямало-Ненецком автономном округе |
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ), обладая достаточным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг.
В настоящее время автономный округ имеет достаточно большие туристские возможности для зимнего и летнего отдыха, существуют веские предпосылки для его развития. Наиболее ценным природным ресурсом автономного округа, выгодно отличающим его туристский потенциал от потенциалов других регионов, является разветвлённая озёрно-речная система, 59000 озёр. Реки, озёра и прибрежные воды Карского моря богаты рыбой. На территории автономного округа обитают 60 видов млекопитающих, 224 вида птиц, 2 вида рептилий и 5 видов амфибий - всего 291 вид. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами. В автономном округе находится 17 заказников и заповедников. Историко-культурный потенциал автономного округа определяется его ролью в освоении богатств Крайнего Севера. Сохранилось 96 различных объектов культурного наследия (в т.ч. памятников), 315 объектов истории и культуры (в т.ч. города и городища, остатки древних поселений, могильники). В Красноселькупском районе находится памятный знак "Центр поверхности Российского государства" (рассчитанный Менделеевым Д.И.), археологический объект "Городище Мангазея" (1601 г.). В автономном округе действуют 20 музеев и 2 выставочных зала, 7 центров национальных культур, этнографический комплекс в пос. Горнокнязевск, геологический памятник природы "Харбейский", Ханты-Мужевский парк-музей "Живун". Всё это может быть использовано как объекты туристского показа. Этнографический потенциал автономного округа определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, ненцы, ханты), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. Сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру ненцев. В автономном округе созданы горнолыжные трассы, горнолыжный комплекс "Октябрьский" автономное учреждение автономного округа "Ямалтур", горнолыжный комплекс в пос. Полярный, которому необходима реконструкция и определение собственника. Ежегодно на высоком уровне проводятся различные национальные праздники: День оленевода, День рыбака, Вороний день" и т.д. Все вышеперечисленное является основным фактором развития различных видов въездного и внутреннего туризма – этнографического, спортивного и экстремального, сплавов, рыболовных и охотничьих туров, событийного, экологического, горнолыжного, историко-познавательного. Именно их наличие и качество определяют привлекательность того или иного региона на российском и международном туристском рынке. Поэтому в рекламных целях им должно уделяться достаточно много внимания.
Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в инфраструктуру туристской отрасли входят коллективные средства размещения (далее - КСР): 59 КСР гостиничного типа и 3 санатория. В Шурышкарском районе на озере Варчато действует туристская база, которая может принимать круглый год одновременно 20 - 25 туристов. В Приуральском районе в геологическом памятнике природы "Харбейский" находится туристская база, ряд туристских баз находятся в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Губкинский, город Тарко-Сале, город Новый Уренгой, которые жалуются на отсутствие туристов. На туристском рынке автономного округа с разной степенью активности работает 16 туристских организаций. Объём туристских услуг в 2000 году составлял 3,1 млн. рублей, в 2004 – 22,5 млн. рублей, в 2005 году – 40,0 млн. рублей, в 2006 году – 54,4 млн. рублей. Туристские фирмы, осуществляющие
деятельность на территории автономного округа, работают преимущественно в сфере выездного туризма. Въездным и внутренним туризмом занимаются 2 туристские фирмы: ОАО Ямал-Трэвел" (г. Салехард), автономное учреждение автономного округа "Ямалтур"" (г. Салехард). Организацией развития детско-юношеского туризма (спортивного) в автономном округе занимается 10 туристских клубов, которые преимущественно относятся к учреждениям дополнительного образования. В органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа туризм представлен только в трёх муниципальных образованиях. В данных органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа проводится работа только по развитию спортивного туризма.
Отсутствие в инфраструктуре туризма достаточного количества туристских организаций и фирм, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, привело к образованию неорганизованного туризма в автономном округе. Большое значение имеет и тот факт, что "организованный" туризм обеспечивает немалые поступления в окружной и муниципальные бюджеты через налоги от туристских предприятий, коллективных средств размещения, пунктов общественного питания, таможенного и других сборов. Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений финансовых средств в автономный округ за предоставленные туристские и сопутствующие услуги. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока инвестиций, в том числе прямых, как в создание совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес), что немаловажно для автономного округа. Необходимо также отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости. По существу, необходимо улучшение инфраструктуры туризма. Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоёмких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, приём и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5 - 7 человекам, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.
Автономный округ, а особенно Полярный Урал является одним из наиболее привлекательных для туристов регионов. В настоящее время существует ряд действующих туристских маршрутов и большая возможность для разработки новых туристских маршрутов, общее количество которых может превышать 60 маршрутов.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать вывод, что при достаточно больших туристских возможностях автономного округа туризм как отрасль почти не развивается. Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках Программы, так и специфические региональные проблемы. Следует отметить, что ранее, до создания в автономном округе исполнительного органа государственной власти в сфере туризма, не проводилось целенаправленное обучение, переподготовка и повышение квалификации работников, занятых в сфере туризма. Не проводилась научно-исследовательская, методическая работа туристской направленности. Для решения названных проблем в рамках Программы необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:
- создание региональной нормативно-законодательной базы (которая на данное время отсутствует);
- повышение профессиональной квалификации и компетентности работников сферы туризма, а значит, повышение качества оказываемых услуг;
- развитие экстремальных видов туризма за счёт проведения снегоходных пробегов на территории автономного округа и соседних регионах Российской Федерации;
- увеличение количества турпродуктов;
- повышение информативности о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);
- усиление маркетинговой инфраструктуры продажи турпродуктов на международном и российском рынках;
- повышение качества и оригинальности турпродуктов, которые предлагают турфирмы;
- решение вопросов по обеспечению туриндустрии автономного округа высокопроходимым и экскурсионным транспортом для обслуживания туристов.
Решение вышеперечисленных проблем возможно при проведении активной государственной политики, которая в свою очередь возможна через реализацию данной Программы комплекса мероприятий по нормативно-правовому и кадровому развитию туризма в автономном округе.
Цель Программы:
формирование в автономном округе современного и конкурентоспособного туристского продукта и его информационного поля на рынке туризма.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
- создание нормативно-правовой базы туризма;
- кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе;
- формирование туристского потока (формирование спроса на туристические услуги автономного округа);
- создание туристского продукта и его государственная поддержка;
- создание современной системы рекламно-информационного обеспечения продвижения туристских возможностей автономного округа;
- создание условий для развития малого бизнеса и привлечения инвестиций.
Эффективность реализации Программы определяется по следующим целевым индикаторам (приложение N 1):
- число подготовленных и переподготовленных работников сферы туризма;
- число участников снегоходного пробега;
- число выставок, в работе которых приняли участие;
- число мероприятий по туризму для развития туротрасли;
- число разработанных в автономном округе турпродуктов;
- число изданных сборников, справочников;
- число публикаций в средствах массовой информации;
- число выпущенных рекламных роликов.
Методика расчёта индикаторов определяется по формуле:
Э = С : Сп,
где:
Э - результат эффективности;
С - базовая сумма средств Программы по данному индикатору;
Сп - средний суммарный показатель финансовых средств на одну единицу измерения целевого индикатора.
Показатель "Число пользователей информационной системы агентства по туризму автономного округа (в день)" определяется данными статистики счётчика посещения сайта департамента по туризму автономного округа: www.yamaltour.ru, www.yamaltur.ru
Показатели "Объём туристских услуг (млн. руб.)", "Число реализованных населению туристских путёвок", "Число турфирм" определяются анализом статистических отчётов по форме "1-турфирма".
(раздел в ред. от 15.04.2011 N 202-П)
Мероприятия, предусмотренные Программой (приложение N 2), будут реализовываться по следующим направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы по развитию туризма.
В мероприятия данного направления включено:
1.1. Участие в деятельности межрегиональных объединений органов управления туризмом субъектов Российской Федерации.
Направлено на разработку и заключение взаимовыгодных соглашений в сфере туризма с другими регионами России.
2. Кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе.
В это направление входит:
2.1. Организационно-методическая помощь в организации подготовки, обучении и повышении квалификации кадров для работы в сфере туризма.
Данное мероприятие будет направлено на оказание методической помощи туристским организациям по обучению работников для работы в различных видах туризма. Цель - повышение качества обслуживания туристов.