ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 года N 1037-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.12.2012 N 1040-П, от 14.02.2013 N 66-П, от 12.11.2013 N 909-П, от 14.04.2014 N 266-П, от 29.01.2015 N 77-П)
В целях дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, обеспечивающего потребности населения Ямало-Ненецкого автономного округа, российских и иностранных граждан в туристских услугах, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов".
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 12.11.2013 N 909-П)
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО
от 18.12.2012 N 1040-П, от 14.02.2013 N 66-П,
от 12.11.2013 N 909-П, от 14.04.2014 N 266-П,
от 29.01.2015 N 77-П)
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 14.04.2014 N 266-П)
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" |
Ответственный за реализацию Программы | департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: - развитие внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, обеспечивающего потребности российских и иностранных граждан в туристских услугах. Задачи: - создание новых туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма; - развитие бизнеса в туристской отрасли; - совершенствование кадровой системы сферы туризма в Ямало-Ненецком автономном округе; - совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии Ямало-Ненецкого автономного округа; - развитие межрегионального и международного сотрудничества; - развитие туристского брэнда Ямало-Ненецкого автономного округа "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" |
Наименование соответствующей государственной программы | "Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 - 2020 годы" |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия Программы, показатели выполнения задач Программы | - мероприятия, направленные на создание новых туристских услуг, поддержку перспективных видов туризма; - мероприятия, направленные на создание условий для развития и привлечения инвестиций; - мероприятия, направленные на повышение квалификации, переподготовку и подготовку кадров для сферы туризма; - мероприятия, способствующие развитию межрегиональных и международных связей для привлечения большего числа туристов в Ямало-Ненецкий автономный округ; - мероприятия, способствующие рекламно-информационному продвижению туристских возможностей Ямало-Ненецкого автономного округа на внутреннем и внешнем рынках; - мероприятия, направленные на развитие туристского брэнда Ямало-Ненецкого автономного округа "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" |
Объемы финансирования Программы (в целом, с распределением по годам, с указанием объемов финансирования, предусмотренных на осуществление научно-исследовательских и конструкторских работ, а также на мероприятия, которые реализуются с применением инноваций) | 26259 тыс. рублей - всего, в том числе: 2012 год - 15819; 2013 год - 5440; 2014 год - 5000; - текущая деятельность - 17439 тыс. рублей; - инновации - 8820 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - рациональное использование имеющейся материальной базы и объектов историко-культурного наследия; - развитие новых видов туризма в Ямало-Ненецком автономном округе; - увеличение суммы налоговых поступлений от туристской деятельности в окружной бюджет; - повышение качества туристского обслуживания; - формирование, развитие и продвижение туристских брэндов Ямало-Ненецкого автономного округа; - создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, приобщения к культурным ценностям, расширения кругозора; - создание новых рабочих мест и повышение благосостояния местного населения, в том числе из числа коренных жителей региона, за счет расширения географии и многообразия туристских маршрутов в Ямало-Ненецком автономном округе; - рост въездного туристского потока и, как следствие, увеличение объема финансовых поступлений в Ямало-Ненецкий автономный округ |
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Анализ современного состояния туризма в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост туристского потока, быстро растущий спрос на туристские услуги. Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный, национальный и историко-культурный потенциал. В 2005 году на туристском рынке автономного округа с разной степенью эффективности работало 6 туристских организаций (сейчас 28). Объем туристских услуг, оказываемых данными организациями населению и гостям автономного округа, в 2005 году составлял 40,7 млн. рублей (обслужено 2870 туристов), в 2010 году - 353 млн. рублей (обслужено 25 тыс. туристов). По формам собственности туристические фирмы распределяются следующим образом: 96% - предприятия частного бизнеса, 4% - государственные учреждения.
Туристские брэнды автономного округа, являющиеся визитной карточкой региона:
Полярный круг;
Дедушка Севера - Ямал Ири;
Сталинская стройка "ГУЛАГ";
День Оленевода;
Мамонтенок Люба.
В 2007 году была выдвинута идея создания ямальского Деда Мороза. В марте 2007 года был проведен окружной конкурс среди юных ямальцев по созданию образа ямальского Деда Мороза. В 2008 году идея получила государственную поддержку. Постановлением Администрации автономного округа от 2 декабря 2008 года N 656-А была утверждена целевая программа ведомства "Формирование и развитие туристского ресурса "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири". Туристский брэнд автономного округа "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" имеет важное инновационное значение для туристской отрасли. Зарегистрирован товарный знак регионального туристского брэнда Ямал Ири решением федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 6 октября 2010 года N 419846.
Регистрация товарного знака стала очередным этапом в продвижении регионального брэнда - Ямал Ири. Этот товарный знак разработан на основе мифотворчества коренных малочисленных народов Ямала. Регистрация товарного знака форсирует дальнейшее продвижение регионального брэнда на российском и мировом уровне.
Данный брэнд является социально значимым проектом в автономном округе. Это социальная инновация в сфере туризма Уральского федерального округа. Облик ямальского Дедушки Мороза сформирован в полном соответствии с традициями национальной культуры народов Севера.
За весь период реализации указанной программы Ямал Ири принял участие в 338 мероприятиях, посетил более 70 муниципальных образований в автономном округе и других субъектов Российской Федерации. В 2011 году срок реализации указанной программы заканчивается.
В 2011 году также заканчивается срок реализации ведомственной целевой программы "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 15 марта 2007 года N 110-А. В рамках указанной программы департамент молодежной политики и туризма автономного округа (далее - департамент) постоянно работал над созданием новых туристских предложений. За 2009 - 2010 годы было разработано 25 увлекательных новых туристских маршрутов по автономному округу. Это рыболовные, охотничьи, водные (от 1 до 5 категории сложности), историко-познавательные, эко-этнографические, экстремальные, событийные и экскурсионные туры, походы выходного дня и др. Для туристов разработана "Памятка туриста", сделан картографический материал, обеспечивается безопасность путешественников на протяжении всего маршрута. По этим маршрутам осуществлялся прием туристов из Франции, Германии, Болгарии, Екатеринбурга, Сургута, Перми, Москвы и т.д.
Особой популярностью у жителей автономного округа пользуются маршруты выходного дня. С мая по октябрь данное направление деятельности очень востребовано как корпоративными потребителями туристских услуг, так и индивидуальными туристами.
Успешно продолжается реализация на территории автономного округа с 2008 года проекта "Сибирский экстрим" - пробег на снегоходах по территории Ямала и близлежащим территориям субъектов Российской Федерации. Проект получил статус ежегодного традиционного мероприятия. Цель - развитие экстремальных видов туризма и пропаганда здорового образа жизни. Уже не первый год снегоходные пробеги своей масштабностью вызывают общественный резонанс у жителей автономного округа, ежегодно пробег пополняется новыми участниками.
Ведется значительная работа по информированию населения автономного округа, России и зарубежных государств о туристско-рекреационных возможностях автономного округа и формированию имиджа Ямала как территории благоприятной и интересной для посещения туристами.
В глобальной сети Интернет действуют 4 информационных портала:
- сайт департамента;
- сайт подведомственного учреждения "Ямалтур";
- сайт ямальского Деда Мороза - Ямал Ири;
- сайт горнолыжного комплекса "Октябрьский".
Межрегиональное и международное сотрудничество - приоритетное направление в сфере туризма автономного округа.
На сегодняшний день Ямал заключил соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с субъектами Российской Федерации: Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Вологодская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Ямал - постоянный и узнаваемый участник туристских форумов, экспозиции которого удостоены многочисленными престижными наградами оргкомитетов "Интурмаркет", "Лидеры туриндустрии", "MITF", Международных лыжных салонов, "УралТурЭкспо", "Экспотрэвел" в г. Екатеринбурге, "Открой свою Сибирь!" в г. Тюмени и др.
Для колорита и оригинальности на выставочных площадях Ямала в период выставок работают предприятия туриндустрии: музейно-этнографический комплекс в пос. Горнокнязевск, муниципальных образованиях город Надым и Надымский район, государственное бюджетное учреждение автономного округа "Ямалтур", ООО "Ямал-Трэвел" и др.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 18.12.2012 N 1040-П)
С 2009 года в рамках указанной программы проводится работа по кадровому обеспечению сферы туризма. На базе департамента организовано прохождение практики студентов филиалов вузов в г. Салехарде и студентами-ямальцами, обучающимися в других городах России. Они знакомятся с нормативными и методическими документами, принимают участие в выполнении практических заданий. В департаменте разработана карточка студента, в которой содержатся сведения о студенте и пройденной практике. Будущие специалисты с помощью сотрудников департамента готовят к защите курсовые и дипломные работы, которые впоследствии имеют практическую реализацию.
Организован семинар по подготовке гидов-проводников водных походов с привлечением опытных инструкторов с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В 2009 году подготовлено 20 гидов-проводников водных походов 2 категории сложности. В августе 2010 года подготовлено 12 гидов-проводников 3 - 4 категории сложности.
Ведомственные целевые программы "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" и "Формирование и развитие туристского ресурса "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" в первую очередь были направлены на проведение мероприятий по решению первостепенных задач развития туризма в автономном округе. Реализация данных программ существенно повлияла на развитие сферы туризма в автономном округе.
Отличие настоящей Программы от ранее действующих программ заключается в том, что в ходе реализации настоящей Программы будет осуществлено дальнейшие развитие полученных результатов и решены новые тактические задачи:
- создание новых туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма;
- проведение конкурса на грант Губернатора автономного округа для поддержки проектов в области внутреннего и въездного туризма.
Анализ данных по туристским прибытиям показывает, что в основном развивается этнографический, водный, рыболовный и охотничий туризм. В меньшей степени спортивно-оздоровительный, горнолыжный и социальный туризм для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. За последние три года прослеживается стагнация туристского потока в автономный округ. Это связано с уменьшением новых туристских предложений на туристском рынке автономного округа. Наиболее характерными тенденциями развития туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений. Целесообразность активного развития въездного и внутреннего туризма, создание новых туристских услуг обусловлена вышеназванной проблемой.
По-прежнему туристские фирмы, осуществляющие деятельность на территории автономного округа, работают в основном в сфере выездного туризма. Хотя их количество существенно увеличилось. Только два туроператора "Ямалтур" и "Ямал - Трэвел" осуществляют прием в сфере въездного и внутреннего туризма. Отсутствие в инфраструктуре туризма достаточного количества туристских организаций и фирм, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, привело к образованию неорганизованного туризма в автономном округе. Население отдаленных муниципальных образований в автономном округе по-прежнему не имеет возможности получать доступные туристские услуги. Развитие бизнеса в туристской отрасли и его государственная поддержка могут содействовать созданию новых туристских организаций, увеличению притока инвестиций, в том числе прямых, как в создание совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес), что немаловажно для автономного округа. Необходимо также отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости. По существу необходимо улучшение инфраструктуры туризма.
Важной проблемой в туристской отрасли автономного округа, значительно влияющей на качество предоставляемых туристских услуг, является недостаточное обеспечение сферы туризма автономного округа профессиональными кадрами. Проведенный анализ кадрового состава предприятий отрасли туризма показывает, что 82% работающих в отрасли - женщины, 74% - частные предприниматели. Возрастные группы распределились следующим образом:
50 - 40 лет - 26%;
40 - 30 лет - 31%;
30 - 20 лет - 41,4%.
Средний возраст по отрасли составил - 40 - 30 лет. Только у половины работников имеется высшее образование. Меньше половины - аттестованные менеджеры и гиды-проводники.
Вместе с тем разрыв между потребностями туристской отрасли и предложением со стороны образовательных организаций остается весьма существенным, что свидетельствует о важности задачи совершенствования кадровой системы сферы туризма в автономном округе.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 12.11.2013 N 909-П)
Постоянных активных действий требует и информационное обеспечение туристской индустрии автономного округа. Несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 - 3 года в целом сохраняется необходимость в решении данной тактической задачи, что определяется необходимостью продолжения формирования позитивного имиджа автономного округа как региона, благоприятного для туризма. Необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего.
Значимость тактической задачи развития межрегионального и международного сотрудничества объясняется необходимостью укрепления позиции нашего региона на российском и мировом туристическом рынке и привлечения дополнительного интереса как со стороны профессионалов туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей. На сегодняшний день автономный округ участвует в одном межрегиональном проекте и одном координационном совете, заключил соглашения о взаимодействии в сфере туризма с 5 субъектами Российской Федерации и двумя зарубежными странами, что явно недостаточно для решения общих задач развития туризма в автономном округе. Двухсторонние соглашения стимулируют развитие реального туристского обмена между двумя сторонами и являются эффективной системой распространения информационно-рекламных материалов. Межрегиональное и международное сотрудничество положительно влияет на продвижение ямальского туристического продукта.
Немаловажным элементом в развитии туризма любой территории Российской Федерации и мира является наличие туристского брэнда. Отсутствие какого-либо узнаваемого всеми брэнда значительно влияет на туристский поток региона. Брэнд - система, связывающая вместе товар с его характеристиками, торговую марку, ее образ в сознании потребителей, а также концепцию производителя или продавца по отношению к своему товару, торговой марке и потребителям. Брэнд автономного округа - "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири", созданный в полном соответствии с традициями национальной культуры народов Севера. Но пока нельзя сказать, что брэнд работает в полную силу. Существует множество факторов, влияющих на снижение работы сказочного персонажа. Во-первых, слабая материальная база и информационное сопровождение туристского брэнда. Во-вторых, развитие и продвижение образа региона требует определенного времени. Продукт или услуга становятся брэндом только тогда, когда о нем можно рассказать историю, сложившуюся годами. Например, маршрут "Золотое кольцо России" - один из самых известных туристических брэндов нашей страны как для россиян, так и для зарубежных гостей. Брэнд, созданный еще во времена СССР при ощутимой поддержке государства, не утратил своей привлекательности и сегодня. Большой популярностью пользуются и брэнды "Кострома и Берендеево царство - родина Снегурочки", "Сказочная Кострома - родина Снегурочки" и "Берендеева Снегурочка", имеющие также многолетнею историю. Ямальский брэнд предоставляет уникальную возможность соприкоснуться с историей и культурой северного народа. Важно и то, что он охватывает широкий возрастной диапазон. Можно не сомневаться, что туристский брэнд "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" будет востребован отечественными и иностранными туристами.
Целесообразность решения описанных проблем на ведомственном уровне обусловлена многогранностью решаемых в автономном округе задач в сфере туризма. Реализация Программы обеспечит преемственность и развитие результатов действующих аналогичных программ, направленных на формирование в автономном округе современного и конкурентоспособного туристского продукта и его информационного поля на рынке туризма и создание в регионе собственного национального сказочного персонажа "Дед Мороз Ямала".