Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 года N 70

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2009-2012 ГОДЫ"

{Утратил силу:
постановление Правительства Республики Алтай от 08.11.2010 N 243, НГР:ru02000201000390}

{Изменения:
постановление Правительства Республики Алтай от 30.12.2009 N 309, НГР:ru02000200900563;
постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066;
постановление Правительства Республики Алтай от 22.07.2010 N 151, НГР:ru02000201000253;
постановление Правительства Республики Алтай от 29.12.2010 N 318, НГР:ru02000201000655}

Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2009-2012 годы".

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 16 апреля 2009 года N 70

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

1. Паспорт


{Изменения:

постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066;

постановление Правительства Республики Алтай от 29.12.2010 N 318, НГР:ru02000201000655}

Наименование республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2009-2012 годы" (далее - также Программа)

Основание для
 разработки целевой программы

Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

 Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

 Федеральный закон от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";

 Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

 постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года");

 постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" (далее - ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов");

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства");

 соглашение от 15 февраля 2008 года N 87/17 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Алтай;

 соглашение от 6 мая 2008 года N 611/17 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Республики Алтай;

 постановление  Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении  и предоставлении в 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 30.12.2009 N 309, НГР:ru02000200900563 }

Государственные заказчики целевой программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (заказчик - координатор);

 Министерство регионального развития Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай

Разработчик целевой программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Цели и задачи целевой программы

Цели Программы:
 1) устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай;

 2) рост качества жизни сельского населения Республики Алтай на основе роста эффективности агропродовольственного сектора и комплексного развития экономики сельского хозяйства в Республике Алтай;

 3) сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов в Республике Алтай.
 Задачи Программы:
 1) увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающих отраслей;

 2) повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в Республике Алтай на республиканском и российском рынках;

 3) обеспечение занятости экономически активного сельского населения Республики Алтай;

 4) рост эффективности агропродовольственного сектора, повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

 5) развитие рыночных институтов и инфраструктуры аграрного бизнеса, повышение кадрового и научного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Алтай

Сроки и этапы реализации целевой программы

Срок реализации программы - 2009-2012 годы.
 Программа реализуется в один этап.

Перечень основных мероприятий целевой программы

Предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих следующие основные направления:
 1) мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий Республики Алтай (в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года");

 2) мероприятия по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов (ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства");

 3) мероприятия по строительству, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем соответствующих форм собственности (в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов");

 4) мероприятия по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области животноводства, растениеводства, рыбоводства, переработки сельскохозяйственной продукции, производства, плодородия почв;

 5) мероприятия по улучшению жилищных условий на селе (в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года");

 6) мероприятия по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства Республики Алтай (в рамках ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства");

 7) мероприятия по развитию отдельных отраслей сельского хозяйства (в том числе в рамках ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства"), в том числе:
 мероприятия по развитию отраслей животноводства;

 противоэпизоотические мероприятия;

 мероприятия по развитию отраслей растениеводства;

 8) мероприятия по поддержанию почвенного плодородия (в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов");

 9) мероприятии по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства (в том числе в рамках ФЦП "Государственная программа развития сельског о хозяйства");

 10) мероприятии по технической и технологической модернизации сельского хозяйства (в том числе в рамках ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства");

 11) мероприятия по снижению рисков в сельском хозяйстве (в том числе в рамках ФЦП "Государственная программа развития сельского хозяйства");

 12) мероприятия по организации ярмарок, выставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Алтай;

 13) мероприятии по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Республики Алтай

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет 22778,7 млн. рублей (в ценах 2009 года), в том числе:
 планируемые средства федерального бюджета - 12450,5 млн. рублей (справочно);

 средства республиканского бюджета Республики Алтай -5358,1 млн. рублей;

 планируемые средства бюджетов муниципальных образований - 2791,7 млн. рублей (справочно);

 предполагаемые средства из внебюджетных источников (в том числе собственные (заемные) средства граждан - участников Программы) - 2178,4 млн. рублей.
 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066}
 Из них по годам:
 1) в 2009 году всего - 5217,1 млн. рублей, в том числе:
 планируемые средства федерального бюджета - 2799,2 млн. рублей (справочно);

 средства республиканского бюджета Республики Алтай -1213 млн. рублей;

 планируемые средства бюджетов муниципальных образований - 688,8 млн. рублей (справочно);

 предполагаемые средства из внебюджетных источников (в том числе собственные (заемные) средства граждан - участников Программы) - 516,1 млн. рублей;

 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066}
 2) в 2010 году всего - 5737,4 млн. рублей, в том числе:
 планируемые средства федерального бюджета - 3148,7 млн. рублей (справочно);

 средства республиканского бюджета Республики Алтай -1331,0 млн. рублей;

 планируемые средства бюджетов муниципальных образований - 699,4 млн. рублей (справочно);

 предполагаемые средства из внебюджетных источников (в том числе собственные (заемные) средства граждан - участников Программы)- 558,3 млн. рублей;

 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066}
 3) в 2011 году всего - 5895,1 млн. рублей, в том числе:
 планируемые средства федерального бюджета - 3229,2 млн. рублей (справочно);

 средства республиканского бюджета Республики Алтай -1390,1 млн. рублей;

 планируемые средства бюджетов муниципальных образований - 694,8 млн. рублей (справочно);

 предполагаемые средства из внебюджетных источников (в том числе собственные (заемные) средства граждан - участников Программы) - 581,0 млн. рублей;

 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066}
 4) в 2012 году всего - 5929,2 млн. рублей, в том числе:
 планируемые средства федерального бюджета - 3273,5 млн. рублей (справочно);

 средства республиканского бюджета Республики Алтай -1424 млн. рублей;

 планируемые средства бюджетов муниципальных образований - 708,7 млн. рублей (справочно);

 предполагаемые средства из внебюджетных источников (в том числе собственные (заемные) средства граждан - участников Программы) - 523,0 млн. рублей
 {В редакции:
 постановление Правительства Республики Алтай от 13.04.2010 N 48, НГР:ru02000201000066}

Система организации контроля над исполнением целевой программы

Государственные заказчики (заказчик-координатор) целевой программы осуществляют оперативный контроль за исполнением мероприятий Программы по вопросам своей компетенции в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" (далее также - постановление Правительства Республики Алтай N 9)

Ожидаемые показатели эффективности реализации целевой программы

При реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих результатов:
 1) доведение обеспеченности питьевой водой до 26 процентов от общей потребности населенных пунктов Республики Алтай;

 2) обеспечение роста количе ства мест для учащихся в образовательных учреждениях на 15 процентов;

 3) обеспечение роста количества мест в дошкольных детских учреждениях на 8 процентов;

 4) обеспечение населения лечебно-профилактическими учреждениями на 6 процентов;

 5) оснащение техникой и оборудованием учреждений здравоохранения на 6 процентов;

 6) обеспечение роста возможностей доступа населения к спортивным сооружениям на 8 процентов;

 7) ввод 120 км электролиний;

 8) доведение уровня газификации сетевым газом домов (квартир) до 2,51 процента;

 9) обеспеченность населения учреждениями культуры на 10 процентов;

 10) оснащенность техникой и оборудованием учреждений культуры на 6 процентов;

 11) организация одного регионального информационно-консультационного центра и десяти муниципальных центров;

 12) строительство и реконструкция 307 км сельских автодорог;

 13) восстановление мелиоративных систем в Республике Алтай;

 14) строительство и ввод в эксплуатацию одного поселка с комплексной компактной застройкой;

 15) обеспечение разработки 15 научных прикладных тем (из них 5 по плодородию почв);

 16) исследование плодородия почв в Республике Алтай;

 17) ввод и приобретение жилья для граждан, для молодых специалистов и (или) их семей, проживающих в сельской местности, общей площадью 45,22 тыс.кв.м.;

 18) ввод и приобретение жилья для молодых специалистов и (или) их семей, проживающих в сельской местности, общей площадью 5 тыс. кв.м.;

 19) доведение до 10 количества муниципальных органов управления агропромышленного комплекса Республики Алтай, использующих функциональные возможности информационно-консультационного центра;

 20) предоставление информационно-консультационных услуг сельхозтовапроизводителям в электронном виде;

 21) обеспечение создания 3 объединений (союзов) по направлениям и отраслям сельскохозяйственного производства;

 22) обеспечение роста производства пантового сырья и увеличения поголовья маралов до 58,1 тысячи голов, табунных лошадей до 24 тысяч голов;

 23) доведение маточного поголовья овец и коз до 162 тысяч голов, увеличение производства шерсти и пуха на 8 процентов;

 24) увеличение удельного веса племенного поголовья в хозяйствах региона до 13,5 процентов;

 25) увеличение производства мяса скота и птицы до 34 тысяч тонн в 2012 году, молока - 78 тысяч тонн в год к 2012 году;

 26) увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных: удои на 1 корову - на 7%, настриг шерсти - на 4%, начес пуха - на 3%, увеличение реализации мальков рыб - на 8%;

 27) обеспечение сохранения генофонда сельскохозяйственных животных, сохранения поголовья при стихийных бедствиях и неблагоприятных природно-климатических условиях;

 28) недопущение появления гиподерматозов у сельскохозяйственных животных, внедрение современных методов ранней диагностики заболеваний;

 29) доведение уровня использования элитных семян до 4,2 процента от общей площади посе вов;

 30) сохранение стабильного объема посевных площадей в северных районах Республики Алтай;

 31) обеспечение ежегодной закладки многолетних насаждений до 0,044 тыс.га;

 32) обеспечение роста производства продукции растениеводства;

 33) обеспечение семенами хозяйств Республики Алтай на уровне 90 процентов от потребности;

 34) предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий 10,3 тысяч га в год;

 35) обеспечение внесения минеральных удобрений в объеме 0,58 тыс.тонн действующего вещества в год;

 36) оказание государственной помощи при стихийных бедствиях - паводках;

 37) доведение объема субсидируемых краткосрочных кредитов до 147 млн. руб., инвестиционных - до 142 млн. руб. по малым формам хозяйствования до 800 млн. руб., кредитов на развитие несельскохозяйственных видов деятельности до 300 млн. руб.;

 38) обеспечение перевода в финансовоустойчивые не менее чем 5 сельскохозяйственных организаций;

 39) доведение до 100 процентов работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов к 2012 году;

 40) минимизация кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций;

 41) снижение стоимостного диспаритета цен между продукцией сельскохозяйственного производства и продукцией машиностроения;

 42) минимизация убытков от потерь урожая в результате неблагоприятных погодных условий;

 43) минимизация убытков от гибели сельскохозяйственных животных;

 44) обеспечение прямого выхода товаропроизводителей на рынок,
 45) обеспечение возможности получения профильного высшего образования 100 человек;

 46) усиление внимания к сельским профессиям, стимулирование мотивации к достижению высоких результатов в трудовых коллективах

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", предусматривающими развитие животноводства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, государственную поддержку обеспечения жильем проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, улучшение социальных условий жизни на селе, создание новых рабочих мест, достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Программа направлена на интенсификацию развития животноводства в Республике Алтай, восстановление заброшенных (необрабатываемых) посевных площадей, подбор, районирование и внедрение в севообороты высокоурожайных культур, развитие предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Алтай, социально-экономическое развитие сельских территорий и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Республики Алтай, строительство жилья в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" и других направлений.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышения уровня социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений благосостояния сельского населения Республики Алтай.

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Республики Алтай является животноводство, которое дает до 82% всего объема сельскохозяйственной продукции. Главная задача, стоящая перед животноводами республики, - это рост поголовья до его оптимального объема и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.

Эффективное функционирование данной отрасли имеет большое социальное значение, поскольку определяет обеспечение населения продуктами питания, а также экономический потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время перед животноводами остро стоит вопрос улучшения породного состава животных, так как за прошедшие десять лет имеющееся поголовье скота утратило продуктивные качества.

Одним из серьезных стимулов, обеспечивающих развитие племенного дела, является проведение регулярных выставок, конкурсов и рингов-выводок лучших племенных животных как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.

В хозяйствах республики на 100 коров выращивается всего 15 - 18 нетелей, 30 - 35 телок до года, 20 - 25 телок старше года. Это позволяет обеспечить ежегодный ввод нетелей в основное стадо лишь до 20 %, что явно недостаточно (зоотехническая норма - 25 - 30%).

Пантовое мараловодство в Республике Алтай стало ведущей отраслью животноводства, этому способствовали новые условия хозяйствования, высокая рентабельность отрасли, убыточность других отраслей животноводства в последние 10-12 лет вывели мараловодство на передовые позиции, поголовье маралов увеличилось почти в два раза. Поголовье пятнистых оленей в настоящее время составляет 3,9 тыс. голов.

Сейчас в Республике Алтай насчитывается 137 хозяйств различных форм собственности, занимающихся разведением маралов с общим поголовьем 54,1 тыс. голов. В хозяйствах Усть-Коксинского района сосредоточено около 44% всего поголовья маралов, Шебалинского - 15%, Усть-Канского - 16,8%, Онгудайского - 16,4%, Майминского - 4,8%. Основное поголовье сосредоточено в сельхозпредприятиях крестьянских хозяйствах и незначительная часть - у частных владельцев.

Объем производства консервированных пантов маралов и оленей за последние десять лет вырос на 72%.

Проблемой в данной отрасли является сбыт, реализация пантовой продукции, а также мяса маралов и оленей.

Коневодство имеет стратегически важное значение для населения Республики Алтай, потому что оно представляет собой наиболее устойчивое направление, менее зависимое от засух и бескормицы, требует меньше капитальных вложений на содержание, чем крупнорогатый скот, способно использовать территориально разбросанные кормовые угодья.

Ценным продуктом коневодства является кумыс, имеющий лечебные и диетические свойства. Хозяйства Республики Алтай за сезон производят около 15 тонн кумыса.

Племенные хозяйства Республики Алтай являются оригинаторами новоалтайской породы лошадей продуктивного мясного направления.

Особенное внимание в настоящее время уделяется табунному мясному коневодству и мероприятиям по сохранению и развитию уникальной местной алтайской породы лошадей.

Селекционно-племенная работа в овцеводстве направлена на формирование двух внутрипородных типов - шерстно-мясного и мясошерстного, на 17 - 23 % превышающих по продуктивности исходную горно-алтайскую породу. Они различаются между собой по особенностям экстерьера, шерстным качествам, скороспелости, оплате корма и другим признакам, но сходны по характеру основной продуктивности и приспособленности к местным условиям. В каждом внутрипородном типе созданы по 3 - 4 заводские линии.

К настоящему времени создан массив полутонкорунных овец горно-алтайской породы шерстно-мясного и мясо-шерстного прикатунского типов, отличающихся исключительной приспособленностью к условиям круглогодового пастбищного содержания.

В системе мероприятий по интенсификации овцеводства важным звеном является внедрение прогрессивной технологии выращивания ремонтного молодняка. Разработана система выращивания ремонтных ярок в условиях круглогодового горно-пастбищного содержания овец, которая обеспечивает выращивание к 18-месячному возрасту ярок живой массой 39 - 42 кг. Система включает в себя зимние и ранневесенние сроки проведения ягнения и ранний (в трехмесячном возрасте) отъем ягнят от маток. Эти технологические элементы при оптимальном уровне кормления животных обеспечивают хорошее развитие ярок к началу первой зимовки, эффективное использование ими зимних пастбищ.

На территории Республики Алтай находится более 7000 озер, общей площадью около 60 тыс. га, однако рыбохозяйственное использование водоемов Республики Алтай и их ихтиофауны находится на низком уровне. Рыбные запасы лишь частично осваиваются любительским и спортивным рыболовством. Промышленное рыболовство отсутствует, хотя многие водоемы можно успешно использовать для промышленного рыбоводства и товарного рыболовства.

Обеспеченность животноводства кормами в настоящее время пока остается низкой. На период зимовки на условную голову заготавливается не более 5 - 7 центнеров кормовых единиц. Корма не сбалансированы по основным элементам питания, особенно по белку, которого приходится всего 80 - 81 г на кормовую единицу. Недостаток белка, витаминов и других элементов питания приводит к перерасходу кормов. В результате на производство, например, 1 ц прироста крупного рогатого скота затрачивается более 13 ц кормовых единиц.

Основной источник производства кормов в Республике Алтай - полевое кормопроизводство. Кормовые культуры представлены в основном посевами овса в смеси с бобовыми культурами (горох, вика), подсолнечника, суданской травы, рапса и кукурузы.

В связи с уменьшением посевных площадей за последние годы сократились посевы кормовых культур и соответственно снизилось производство собственных кормов. Если в 1990 году площадь под кормовыми культурами составляла 104856 га и было заготовлено 181084 т кормовых единиц, то в среднем за период 2002 - 2006 годов площадь под кормовыми культурами составила 78939 га, было заготовлено 97031 тонн кормовых единиц (53,6% к уровню 1990 года). При этом доля заготавливаемых кормов с пашни составила около 80%.

По итогам 2008 года в Республике Алтай элитными семенами было засеяно 1 % от площади ярового сева, 38 % от площади ярового сева было засеяно семенами 1-4 репродукциями и более 61 % площади было засеяно семенами массовых репродукций. Научно обоснованная норма площади посева элитными семенами не менее 15 %, таким образом, в настоящее время фактически элитными семенами засевается площадь в 15 раз меньше от необходимых объемов.

Сложившаяся экономическая ситуация, рыночные отношения, конкуренция при сокращении инвестиций объективно требуют дальнейшего углубления специализации и концентрации агропромышленного комплекса на базе интеграции его отраслей. Необходима связь товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции с предприятиями перерабатывающей промышленности, торговли, агросервисными организациями, основанная на общей заинтересованности. Разработка научных основ развития кооперации и агропромышленной интеграции предполагает новые подходы к созданию формирований и обоснованию экономического механизма отношений между ними.

Известно, что муниципальные образования районов республики являются основными организационными единицами производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Если имеющиеся мощности по переработке продукции значительно превышают объем производимого в данном районе сырья, целесообразно создание межрайонного формирования с учетом обоснованного радиуса доставки сырья.

При этом малые формы хозяйствования - крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, другие организации малых форм хозяйствования (до 50 человек) - объединяют материальные и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляют управление ими, принимают непосредственное участие в деятельности кооперативов (обеспечивают продукцией для реализации и переработки, объемом работ для обслуживающих кооперативов), принимают решения о создании союзов и ассоциаций сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования и так далее.

Социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигается вследствие максимальной реализации личных интересов членов собственников.

Основные доходы, за счет которых могут удовлетворяться личные интересы членов крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, создаются непосредственно в сельскохозяйственном производстве. Но они превращаются в денежные средства только после реализации сельхозпродукции. Продавая свою продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего дохода в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров.

Для полного сохранения доходов, созданных в сельхозпроизводстве, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства нуждаются в объединении сил для совместного сбыта продукции. Кроме того, они заинтересованы в получении дополнительных доходов за счет переработки сырья собственного производства, а также за счет организации снабжения материалами и производственно-технического обслуживания. Всего этого можно достичь благодаря участию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в деятельности соответствующих потребительских кооперативов. Кооперативы помогая крестьянскому (фермерскому) и личному подсобному хозяйству сохранить доход, созданный ими в сельхозпроизводстве, получают дополнительный эффект, присущий крупным хозяйственным структурам. Иначе говоря, в таких кооперативах синтезируются слагаемые эффективности факторов как мелкого, так и крупного производства.

Поддержка личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Основными проблемами, стоящими перед владельцами личных подворий и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются дефицит финансово-кредитных ресурсов и недостаточное развитие системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объемов их производства. Население и фермеры иногда вынуждены самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами. Большая часть продукции самостоятельно реализуется на рынках либо закупается иногородними заготовителями и вывозится за пределы Республики Алтай.

В этих условиях товарность личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет в зависимости от вида сельхозпродукции порядка 7 - 35%. Значительно повысить долю товарного производства можно путем создания в Республике Алтай эффективной системы закупок сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, необходимо развитие заготовительной деятельности региональных перерабатывающих предприятий с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Прежде всего, это относится к закупу молока и мяса, что предусматривается настоящей Программой. Наибольшей эффективностью обладает сельская потребительская и перерабатывающая кооперация.

Еще одной существенной причиной, сдерживающей развитие данных категорий хозяйств, является отсутствие системы обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, мини-техникой. Хозяйства испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услугах правового, экономического и технологического характера.

Сельскохозяйственное производство в Республике Алтай относится к рисковому производству, и напрямую зависит от погодных и природных условий (засуха, заморозки, наводнения, градобитие, пожары, заболевания, кража животных), неустойчивое финансовое и экономическое состояние сельских товаропроизводителей, слабое развитие страхования при производстве сельскохозяйственной продукции требует разработки программ с государственной поддержкой.

На территории Республики Алтай многократно возросла численность волков, что наносит ежегодно значительный ущерб сельскохозяйственным животным. Кроме того, запрещено использование ядохимикатов в борьбе по уничтожению волков. В 2005 году было задавлено дикими животными крупного рогатого скота - 397 голов, яков - 116 голов, овец и коз - 5229 голов. Таким образом, сельскому хозяйству нанесен ущерб в сумме 15268 тысяч рублей. В конце 2005 года был увеличен размер премиальных до 3000 рублей за шкуру убитого взрослого волка или волчонка, также было рекомендовано сельхозпредприятиям и муниципальным образованиям производить дополнительную денежную или натуральную оплату охотникам - волчатникам и бригадам охотников - волчатников. В результате проведенных мероприятий в 2006 году уже было задавлено волками намного меньше скота: крупно-рогатый скот - 397 голов, яков- 116 голов, овец и коз - 1007 голов, общий ущерб уже составил - 5800 тысяч рублей.

Для сохранения поголовья сельскохозяйственных животных и установления оптимальной численности волков на территории Республики Алтай необходимы настоящие мероприятия в Программе.

Ключевым, определяющим фактором стабилизации и развития агропромышленного комплекса, ускорения научно-технического прогресса в аграрной сфере экономики является кадровый потенциал. Переход к рыночной экономике диктует необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного производства. Преобразования в агропромышленном комплексе Республики Алтай следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных переходить к современным технологиям, обладающих предпринимательскими навыками.

За годы реформ в Республике Алтай произошел отток кадров из сельского хозяйства. Ухудшился качественный состав руководителей и специалистов. Сегодня среди них высшее образование имеют соответственно 51 и 46%, среднее специальное - 39 и 32%, не имеют специального образования 17%. Лишь 10% выпускников вузов и 6% - техникумов работают в сельском хозяйстве. Нет системы подбора и расстановки руководителей и главных специалистов, наблюдается высокая сменяемость руководителей.

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»