МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 23 марта 2010 года N 37-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
{Изменения:
Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 05.07.2011 N 115-п; НГР:ru02000201100360}
В целях внедрения объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай в 2010-2012 годах".
2. Отделу межбюджетных отношений (Прядко М.В.) организовать работу по реализации ведомственной целевой программы "Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай в 2010-2012 годах".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя
Правительства РА,
Министр финансов РА С.А. Гашкина
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЯМ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ в 2010-2012 годах"
г.Горно-Алтайск
"ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЯМ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ в 2010-2012 гОДах"
Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета | Министерство финансов Республики Алтай |
Наименование программы | Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Республики Алтай в 2010-2012 годах (далее - Программа) |
Номер и дата соответствующего нормативного акта | Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 20___ года N -п |
Цели и задачи | Цель 1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов |
Основные целевые индикаторы и показатели | 1.Методики распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Алтай |
3.Соотношение кассового исполнения по межбюджетным трансфертам местным бюджетам к первоначально утвержденному объему межбюджетных трансфертов не менее 95% | |
4.Доля муниципальных образований с которыми заключены соглашения составляет 100% от общего числа муниципальных образований. | |
5. Прирост уровня качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. | |
6.Доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета, по которым утверждена отчетность и производится ее анализ, составляет 100%. | |
7.Доля субсидий местным бюджетам по которым установлены показатели результативности и эффективности их использования составляет не менее 40% от общего объема субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Алтай. | |
Характеристика программных мероприятий | - совершенствование нормативной правовой базы предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам; |
- своевременное и в полном объеме предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам; | |
- повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Республике Алтай | |
Сроки и этапы реализации программы | Общий срок реализации программы - 2010-2012 годы. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем расходов на реализацию ведомственной целевой программы в 2010 году составляет 4 117 979,8 тыс. руб., в 2011 - 3 243 246,2 тыс. руб., в 2012 – 2 947 530,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | - повышение уровня методологической подготовки муниципальных нормативных актов; |
В целях реализации задач в сфере межбюджетных трансфертов разработана ведомственная целевая программа "Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай в 2010 - 2012 годах" (далее - Программа).
В основу Программы положены:
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах" от 25.05.2009 года;
3. Закон Республики Алтай от 27.07.2005 г. N 54-РЗ "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай";
5. Постановление Правительства Республики Алтай от 18.08.2009 г. N 185 "Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2010 - 2012 годы".
До 2006 года межбюджетное регулирование в Республике Алтай осуществлялось по 10 муниципальным районам и 1 городскому округу. С началом реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года субъектами межбюджетных отношений стали вновь образованные 92 поселения, наделенные статусом муниципальных образований в соответствии с Законом Республики Алтай от 13.01.2005 N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
Неравномерность распределения налогооблагаемой базы по муниципальным образованиям в Республике Алтай, связанная с различиями муниципальных образований в уровне социально - экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, осложняет, а порой и делает невозможным самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Так, в 2007 году при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности минимальный уровень расчётной бюджетной обеспеченности был 0,6, максимальный - 2,1, то есть дифференциация составляла 3,5 раза. После распределения указанных дотаций минимальный уровень бюджетной обеспеченности стал 0,8, максимальный – 1,7, то есть разница в 2,1 раз. Таким образом, сокращение дифференциации произошло в 1,7 раза.
Реализация Ведомственной целевой программы в 2009 году позволила повысить бюджетную обеспеченность муниципальных образований в Республике Алтай до 1,29 и сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями в Республике Алтай до 1,11 раза.
Действующая система межбюджетного регулирования позволяет каждому муниципальному образованию независимо от объёма поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет оказывать определённый набор муниципальных услуг и обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Однако, когда выравнивающая функция становится преобладающей, это усиливает зависимость экономического развития муниципальных образований от регионального бюджета, не способствует более полному использованию условий их саморазвития, требует централизации огромных финансовых ресурсов на региональном уровне.
В связи с этим, возникает необходимость совершенствования форм бюджетного регулирования для создания условий для развития и увеличения муниципальными образованиями налогового потенциала и роста собственной доходной базы.
Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления. Укрепление финансовых основ местных бюджетов создаёт предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования.
По итогам регулярно проводимого мониторинга следует отметить, что качество управления финансами муниципальных образований оставляет желать лучшего. Количество муниципальных образований, ведущих работу по внедрению инструментов бюджетирования, ориентированного на результат - 2, что составляет 18% от общего числа муниципальных районов и городского округа).
Одной из важнейших проблем является низкая заинтересованность муниципальных образований в реализации мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами в связи с нехваткой финансовых ресурсов на покрытие текущих потребностей.
Поскольку сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, и все муниципальные образования, за исключением городского округа, являются получателями дотаций из республиканского бюджета - эффективность системы межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета, обуславливает состояние муниципальных финансов.
Обеспечение условий для финансовой стабильности муниципальных образований в Республике Алтай позволит обеспечить социально-экономическое развитие региона и гарантировать всем гражданам, независимо от места их проживания необходимый объем бюджетных услуг.
В Республике Алтай в соответствии с бюджетным законодательством предоставление межбюджетных трансфертов носит формализованный характер. Межбюджетные отношения в Республике Алтай осуществляются в соответствии со следующим законодательством:
Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Законом Республики Алтай от 27.11.2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай",
{В редакции:
Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 05.07.2011 N 115-п; НГР:ru02000201100360}
Законом Республики Алтай от 27.07.2005 года N 54-РЗ "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай",
Законами Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, такими как:
в области архивного дела (от 14.03.2003 года N 9-62),
в области социальной поддержки отдельных категорий граждан (от 12.01.2006 года N 1-РЗ),
по организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (от 12.01.2006 года N 5-РЗ),
по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих за собой закрепленного жилого помещения (от 15.06.2006 года N 28-РЗ),
по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай (от 14.05.2008 года N 47-РЗ),
по выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (от 24.12.07 года N 105-РЗ);
и другие законы Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
{В редакции:
Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 05.07.2011 N 115-п; НГР:ru02000201100360}
Таким образом, к настоящему времени в Республике Алтай законодательно закреплены основы организации межбюджетных отношений, обеспечивающие создание единой методологической базы взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Мероприятия, проводимые в рамках реформирования бюджетного процесса не могут не отражаться и на предоставлении межбюджетных трансфертов местным бюджетам, так как каждый рубль предусмотренный по данному направлению направляется в целях обеспечения предоставления бюджетных услуг населению, которые в свою очередь должны предоставляться в необходимом объеме и качественно. В связи с чем, в вышеперечисленные нормативные акты вносят соответствующие изменения, так в 2010 году планируется внести изменения в:
- Закон Республики Алтай от 27.07.2005 года N 54-РЗ "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай",