Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2013 года N 36

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай "Об утверждении Положения о государственных программах Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" от 31 августа 2012 года N 217, Правительство Республики Алтай постановляет:

Государственную программу Республики Алтай "Развитие образования", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 248 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2012, N 92(98), изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Исполняющий обязанности
 Председателя Правительства
 Республики Алтай

Ю.В. Антарадонов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай от 21 февраля 2013 года N 36

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "Развитие образования"

I. ПАСПОРТ государственной программы Республики Алтай


Наименование государственной программы (далее - программа)

Развитие образования

Администратор программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Соисполнители программы

Министерство регионального развития Республики Алтай;

 Министерство культуры Республики Алтай;

 Министерство здравоохранения Республики Алтай

Сроки реализации программы

2013-2018 годы

Тактическая цель государственной политики, на реализацию которой направлена государственная программа

Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения Республики Алтай

Цель программы

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инн овационного развития экономики и современным потребностям общества

Задачи программы

Создание условий для развития системы предоставления качественного общедоступного и бесплатного дошкольного образования в Республике Алтай;

  создание условий для развития системы предоставления качественного общедоступного и бесплатного общего образования в Республике Алтай;

 обеспечение потребности отраслей экономики в квалифицированных специалистах и поддержка профессиональной мобильности населения Республики Алтай;

 создание условий для развития системы предоставления качественного дополнительного образования в Республике Алтай;

 совершенствование реализации молодежной политики в Республике Алтай;

  содействие развитию науки в Республике Алтай

Аналитические ведомственные целевые программы, включенные в состав программы

аналитическая ведомственная программа
 "Повышение эффективности государственного управления в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Алтай" на 2013 - 2015 годы

Подпрограммы программы

"Развитие дошкольного образования";

 "Развитие общего образования";

 "Развитие профессионального образования";

 "Развитие дополнительного образования детей";

 "Реализация молодежной политики Республики Алтай";

 "Развитие науки в Республике Алтай"

Программно-целевые инструменты реализации программы

Республиканская целевая программа "Развитие дошкольного образования в Республике Алтай на 2012-2015 годы";

 республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Алтай на 2013-2018 годы";

 республиканская целевая программа "Совершенствование организации школьного питания в Республике Алтай на 2012-2015 годы";

 республиканская целевая программа "Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Республики Алтай на 2013- 2015 годы";

 ВЦП "Предоставление выплаты компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" на 2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Развитие системы содержания и обучения детей в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай" на 2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Развитие системы обеспечения  психологического здоровья детей и подростков" на 2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Развитие системы объективной оценки качества образования в Республике Алтай" на  2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Развитие профессионального образования в Республике Алтай" на 2013 - 2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Повышение уровня и качества профессионального образования в сфере культуры на 2013-2015 годы";

 ведомственная целевая программа " Развитие системы среднего профессионального образования на базе Бюд жетного учреждения среднего профессионального образования Республики Алтай "Медицинское училище" на 2013-2015 годы";

 ведомственная целевая программа "Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников Республики Алтай" на 2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Развитие системы дополнительного образования детей" на 2013 - 2015 годы (за исключением дополнительного образования детей в учреждениях спортивной направленности);

 ведомственная целевая программа "Молодежь Алтая" на 2013-2015 годы;

  ведомственная целевая программа "Развитие науки в Республике Алтай" на 2013-2015 годы;

 ведомственная целевая программа "Этнокультурное наследие народов Республики Алтай - основа устойчивого развития региона" на 2013 – 2015 годы

Целевые показатели программы

доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию, в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от 3 до 7 лет;

 удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей, в процентах от числа опрошенных;

 удельный вес населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет;

 доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

 удовлетворенность населения качеством общего образования, в процентах от числа опрошенных;

 доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, от общей численности выпускников;

 доля выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, от общей численности выпускн иков;

 удовлетворенность населения качеством начального и среднего профессионального образования, в  процентах от числа опрошенных;

 удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности;

 удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей, в процентах от числа опрошенных;

 доля молодых людей (14-35 лет), участвующих в реализации молодежной политики Республики Алтай в общей численности молодых людей, проживающих в Республике Алтай;

 количество научно-исследовательских работ, проводимых в рамках региональных конкурсов

Ресурсное обеспечение программы

Объемы бюджетных ассигнований за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию программы составят 16 213 522,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы:
 2013 год - 2 928 463,4 тыс. руб.;

 2014 год - 2 992 540,8 тыс. руб.;

 2015 год -2 715714,5 тыс. руб.;

 2016 год -2 525 601,3 тыс. руб.;

 2017 год - 2 525 601,3 тыс. руб.;

 2018 год - 2 525 601,3 тыс. руб.
 На реализацию программы планируется привлечь:
 средства федерального бюджета в объеме 1619244,3 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов в объеме 3678917,1 тыс. рублей;

 средства внебюджетных источников в объеме 202200,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные  результаты реализации программы

В результате реализации программы к 2018 году планируется:
 увеличение доли детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию, в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от 3 до 7 лет до 100%;

  повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного образования детей, в процентах от числа опрошенных до 82 %;

  увеличение удельного веса населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет до 88 %;

 снижение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений до 4,1 %;

  повысить удовлетворенность населения качеством общего образования от числа опрошенных до 77,5 %;

 увеличение доли выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, от общей численности выпускников до 45 %;

 увеличение доли выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии до 53,5 %;

 увеличение доли удовлетворенности населения качеством начального и среднего профессионального образования, в процентах от числа опрошенных до 99,5 %;

 увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы до 55,3 %;

 удовлетворенность населения качеством дополнительного образова ния детей, в процентах от числа опрошенных до 92 %;

 рост доли молодых людей (14-35 лет), участвующих в реализации молодежной политики Республики Алтай в общей численности молодых людей до 62 %;

 увеличение количества научно-исследовательских работ, проводимых в рамках региональных конкурсов до 20 единиц.

II. Характеристика сферы реализации государственной программы


Система образования - то ключевое звено, изменения в котором являются необходимым условием, дающим импульс к переменам в развитии общества, способствующее повышению эффективности в различных сферах деятельности.

Система образования Республики Алтай не осталась в стороне от внедрения инновационных механизмов, направленных на модернизацию системы образования. Идет активный переход на интенсивный путь развития, который ориентирован на повышение качества образования, эффективное расходование бюджетных средств.

На начало 2012 года количество образовательных учреждений в Республике Алтай составило 385 учреждений, из них: дошкольных образовательных учреждений - 144, общеобразовательных учреждений – 198; учреждений дополнительного образования детей – 31; в системе начального профессионального образования – 4 учреждения (в том числе 3 республиканских учреждения), в системе среднего профессионального образования – 8 учебных заведений (в том числе 5 республиканских учреждений), высшего профессионального образования - 3 учреждения.

В 2011 году доля расходов на образование от общего объема средств консолидированного бюджета Республики Алтай составила 29 %.

В Республике Алтай в системе образования обучается 66565 человек, (дошкольное образование - 9032 человека, общее образование – 30274 человека, начальное профессиональное образование – 1643 человека, среднее профессиональное образование – 4618 человек, дополнительное образование – 15758 человек, высшее профессиональное образование – 5240 человек), работает 5 841 педагогических работников, в том числе в системе общего образования – 3 777 человек.

Дошкольное образование

В Республике Алтай по состоянию на 1 января 2012 года проживает 30 558 детей с рождения до 7 лет, в том числе от 3 до 7 лет - 17 747 детей. Услуги дошкольного образования по состоянию на 1 января 2012 года получают 9032 ребенка, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 8 303 или 46,8 %, от общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В связи с ростом рождаемости детей в Республике Алтай, в период реализации программы численность детей, получающих дошкольное образование, увеличится и составит в 2013 году - до 11200 человек, 2014 год - 12200 человек, 2015 год - 13200 человек, 2016 год – 13600 человек, 2017 год – 13900 человек, 2018 год – 14000 человек.

В Республике Алтай по состоянию на 1 января 2012 года функционирует:

144 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 3 семейных детских сада;

при 9 общеобразовательных школах организовано 16 дошкольных групп полного дня;

при 42 общеобразовательных учреждениях организованы группы кратковременного пребывания до 3-4 часов ежедневно;

при 12 общеобразовательных учреждениях организованы группы кратковременного пребывания 1-2 раза в неделю;

при одном учреждении дополнительного образования организована группа кратковременного пребывания.

Одной из приоритетных задач в области доступности дошкольного образования в Республике Алтай, это достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

С 2010 года дошкольные образовательные учреждения реализуют федеральные государственные требования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Реализация ФГТ требует разработки образовательной программы дошкольного образования, отбора доступного возрасту детей содержания, методов работы с детьми, мониторинга качества дошкольного образования, подготовки квалифицированных кадров, способных соответствовать современным требованиям дошкольного образования в обеспечении духовно-нравственного, интеллектуального, физического и психического развития дошкольника.

Важным вопросом также является сохранение этнокультурного наследия алтайского языка. Наиболее эффективным является обучение детей основам культуры и алтайского языка в раннем возрасте. Поэтому внедрение регионального компонента необходимо в дошкольных учреждениях.

Качество предоставляемого дошкольного образования требует улучшения, материально-технического оснащения, предметно-развивающей и культурно пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Общее образование

В Республике Алтай функционирует 198 общеобразовательных учреждений, из которых 181 школа расположена в сельской местности, при этом 105 являются малокомплектными.

Численность учащихся на 1 января 2012 года - 30274 человека, прогноз по численности на период реализации программы: 2013 год – 31552 человека, 2014 год - 32365 человек, 2015 год – 33165 человек, 2016 год – 33910 человек, 2017 год – 34685 человек, 2018 год – 35465 человек.

Качество образования. Результаты единого государственного экзамена: в 2011 году русский язык успешно сдали - 95,96 %, математику – 89,73 %.

Доля молодых специалистов, работающих в общеобразовательных учреждениях на начало 2012 года, составила 9,8 %. Средний возраст педагогических работников - 42 года.

Уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений:

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено учебно - лабораторное оборудование, достигла 13,33% (26 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено учебно - производственное оборудование, достигла 17,33% (34 школы);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено спортивное оборудование, достигла 26% (51 школа);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено компьютерное оборудование, достигла 38,67% (76 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено оборудование для организации медицинского обслуживания, достигла 11,33% (22 школы);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено оборудование для школьных столовых, достигла 44,67% (88 школ).

За последние 4 года построены, капитально отремонтированы и реконструированы здания 50 школ.

В 2010 году Республика Алтай вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Данная программа направлена в первую очередь на создание условий для 100 % охвата двухразовым горячим питанием обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях Республики Алтай. На декабрь 2011 года охват обучающихся питанием по Республике Алтай составил 99,5%.

Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в Республике Алтай реализовывался в десяти муниципальных образованиях: "Город Горно-Алтайск", "Майминский район", "Чойский район", "Турочакский район", "Чемальский район", "Онгудайский район", "Усть-Канский район", "Усть-Коксинский район", "Улаганский район", "Кош-Агачский район", на базе 69 муниципальных общеобразовательных школ. В соответствии с планом мероприятий проведен капитальный ремонт и полное технологическое переоснащение 69 школ.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 создана и действует стажировочная площадка "Распространение моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая объединяет все образовательные учреждения системы профессионального образования, а также казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К.Жукова"; автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Алтай "Республиканский Центр дополнительного образования детей"; казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Алтай"; бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей" и бюджетное научное учреждение Республики Алтай "Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай".

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы было предусмотрено поэтапное создание в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного образования детей-инвалидов. За период с 2009 по 2012 годы дистанционным образованием охвачено 75 детей - инвалидов с сохранным интеллектом и не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Проводились и проводятся конкурсы среди учителей общеобразовательных учреждений, по итогам конкурса выплачивается денежное поощрение лучшему учителю. Кроме того, выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, по итогам конкурса по внедрению инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях, учреждениям-победителям предоставлялись субсидии.

Профессиональное образование

На начало 2012 года функционируют 3 республиканских учреждения начального профессионального образования с контингентом обучающихся 1535 человек, 5 республиканских учреждений среднего профессионального образования с контингентом обучающихся 3427 человек, республиканские учреждения высшего профессионального образования отсутствуют.

На сегодняшний день экономика региона испытывает дефицит специалистов и рабочих кадров в сфере туризма, в строительной отрасли, в сфере торговли, транспортного хозяйства, ремонтные и обслуживающие сервисы, пищевая промышленность. Ежегодно в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования поступает 50 % выпускников 9-х и 11-х классов.

В Республике Алтай функционирует одно учреждение дополнительного профессионального образования - бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай" с количеством слушателей курсов – 1 000 человек в год.

Перед системой профессионального образования остро стоят проблемы:

разрыв между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы на рынке труда и требованием работодателей, что усиливает имеющийся дефицит кадров по требуемым профессиям и специальностям;

профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных учреждений, без учета обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Дополнительное образование детей

Функционирует 31 учреждение дополнительного образования детей с количеством обучающихся - 15 758 человек, 909 творческих объединений, из них 46 – технического творчества, 41 – эколого-биологические, 55 – туристско-краеведческие, 399 – спортивные, 266 – художественного творчества, 37 – культурологические.

Туристско - краеведческое направление, охватывающее своим влиянием свыше 2 тыс. детей. В летний период текущего года в экскурсиях и походах участвовало 9 597 детей и подростков. В различных типах образовательных учреждений созданы и действуют 83 паспортизированных школьных музея: краеведческих, военно-патриотических, этнографических. Возрастает социально-педагогическая роль сложившейся сети военно-патриотических клубов, объединений юных пожарных, спасателей, инспекторов дорожного движения, в которых занимаются около 1500 обучающихся.

Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования является художественно-эстетическое направление. В настоящее время на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования действует 226 творческих объединений художественно-эстетической ориентации, где занимается около 3600 обучающихся, и 37 культурологических объединений с численностью 713 человек.

Недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования, а так же организацию и проведение массовых мероприятий с детьми.

Реализация молодежной политики Республики Алтай

Общее количество молодежи в возрасте 14 - 35 лет в Республике Алтай составляет 54 500 человек. На территории Республики Алтай действуют 29 военно-патриотических клубов. Ежегодно в мероприятиях задействованы более 17 000 человек молодежи.

Патриотическое воспитание граждан в Республике Алтай является важнейшим направлением в формировании патриотического сознания населения как одного из факторов единения нации. Система патриотического воспитания требует совершенствования:

не создана эффективная система подготовки и повышения квалификации специалистов в области патриотического воспитания;

слабо используется научный потенциал высших учебных заведений в решении данного вопроса;

требует модернизации материально-технического оснащения патриотического воспитания;

часть муниципальных образований не принимает участие в спортивных соревнованиях, смотрах-конкурсах и фестивалях патриотической направленности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»