По итогам 2011 года в Республике Алтай инвестиции в основной капитал составили 11,8 млрд рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Республике Алтай составил 116,9 процента, что выше среднего уровня в Сибирском федеральном округе. Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Алтай по данному показателю находится на 4 месте после Республики Хакасия, Кемеровской области и Томской области.
В 2012 - 2013 годах прогнозируется дальнейший рост инвестиций в основной капитал в регионе, обусловленный активизацией общей инвестиционной деятельности (соответственно 110 и 109 процентов к уровню предыдущего года соответственно по годам).
Основным источником инвестиционных ресурсов являются бюджетные средства: в 2008 году их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 55,7 процента, в 2009 году - 63,4 процента, 2010 году - 69,1 процента, в 2011 году по предварительным данным - 49,8 процента).
Ключевые позиции инвестиционной политики республики закреплены программой "Повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2011 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Республики Алтай от 8 июня 2011 года N 116).
Однако привлечение частных инвестиций, обеспечение модернизации и инновационного развития экономики - сложная для Республики Алтай задача, ограничиваемая дефицитом собственных ресурсов и возможностями для установления региональных налоговых льгот.
Республика Алтай по данным большинства рейтинговых агентств является регионом с низкими показателями инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. Рейтинговым агентством "Эксперт РА" Республике Алтай за 2010 - 2011 годы присвоен инвестиционный рейтинг региона - 3С2, что означает соотношение "незначительный потенциал - высокий риск". Среди субъектов Российской Федерации по инвестиционному риску регион занимает 70-е место, по инвестиционному потенциалу - 80-е место. Наименьший инвестиционный риск - управленческий, наибольший - финансовый. Наибольший потенциал - туристический. Доля в общероссийском потенциале составляет 0,21 процента.
Среди факторов, препятствующих осуществлению инвестиционной деятельности в Республике Алтай, наиболее значимыми остаются:
неразвитость рыночной и производственной инфраструктуры;
несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств граждан и юридических лиц;
узость внутреннего рынка Республики Алтай;
ярко выраженная сезонность основных отраслей экономики;
недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Алтай.
В сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики Республики Алтай могут быть обеспечены за счет реализации эффективной экономической политики, главным образом направленной на кардинальное улучшение инвестиционного климата, в том числе путем формирования новых инструментов инвестирования, обеспечение приоритетности в развитии секторов, которые могли бы реализовать конкурентные преимущества республики, использование внешнеэкономического потенциала региона, интеграции в систему хозяйствования на уровне Сибирского федерального округа и страны в целом.
На территории Республики Алтай в 2011 году насчитывалось 6 организаций инновационной инфраструктуры, 12 субъектам малого и среднего предпринимательства на осуществление разработки и внедрения инновационной продукции в рамках государственной поддержки инновационной инфраструктуры оказана финансовая поддержка на сумму 5,0 млн рублей.
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, Республикой Алтай предусмотрено расширение комплекса мер по поддержке и стимулированию инновационной деятельности и ведется работа по совершенствованию системы законодательной, финансовой, информационной, кадровой системы и инфраструктуры поддержки инновационного развития.
В целях формирования и реализации имиджевой политики Республики Алтай, координации и повышения эффективности работы исполнительных органов государственной власти Республики Алтай по продвижению благоприятного образа Республики Алтай на внутреннем и внешнем рынке Правительством Республики Алтай утверждена Концепция имиджевой политики Республики Алтай (утверждена постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2009 года N 104).
Концепция определяет стратегию и основные направления имиджевой политики, механизм создания и продвижения для всех общественных аудиторий благоприятного образа Республики Алтай.
Следующим шагом по формированию положительного имиджа Республики Алтай стала разработка регионального бренда (товарного знака, знака обслуживания) "Горный Алтай" (далее - знак "Горный Алтай"). Знак "Горный Алтай" зарегистрирован в Роспатенте России.
Знак "Горный Алтай" является региональным брендом и единым узнаваемым образом республики, направленным на повышение престижа Республики Алтай.
Целью предоставления права использования знака "Горный Алтай" при продвижении продукции, товаров, услуг, произведенных и осуществляемых на территории Республики Алтай, является позиционирование знака как единого узнаваемого образа (символа) Республики Алтай, а также создание наиболее благоприятных условий для производителей высококачественных, экологически чистых товаров.
Положительный имидж Республики Алтай на международном и федеральном уровнях способствует укреплению авторитета и влиятельности Республики Алтай, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности Республики Алтай, фактором развития бизнеса на территории Республики Алтай и, в конечном счете, укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения.