(с изменениями на 28 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 17.01.2013 N 4, от 19.02.2014 N 27, от 15.10.2014 N 301, от 25.12.2014 N 417, от 31.03.2015 N 93, от 05.06.2015 N 160, от 27.11.2015 N 396, от 29.12.2015 N 454, от 16.03.2016 N 60, от 29.12.2016 N 381, от 28.12.2017 N 363, от 15.02.2018 N 43, от 28.12.2018 N 408)
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Управление государственными финансами".
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 60)
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 17.01.2013 N 4, от 19.02.2014 N 27, от 15.10.2014 N 301, от 25.12.2014 N 417, от 31.03.2015 N 93, от 05.06.2015 N 160, от 27.11.2015 N 396, от 29.12.2015 N 454, от 16.03.2016 N 60, от 29.12.2016 N 381, от 28.12.2017 N 363, от 15.02.2018 N 43, от 28.12.2018 N 408)
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 60)
Наименование государственной программы (далее также - программа) | Управление государственными финансами |
Администратор программы | Министерство финансов Республики Алтай |
Соисполнители программы | - |
Сроки реализации программы | 2013 - 2018 годы |
Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа | Совершенствование государственных механизмов управления экономикой и социальной сферой в Республике Алтай |
Цель программы | Проведение эффективной государственной политики в области управления государственными финансами Республики Алтай |
Задачи программы | Повышение эффективности бюджетных расходов в Республике Алтай; Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Алтай; Создание оптимальных условий по обеспечению реализации государственной программы Республики Алтай |
Подпрограммы программы, обеспечивающая подпрограмма программы | 1) Повышение эффективности бюджетных расходов в Республике Алтай; 2) Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Алтай; 3) Создание условий реализации государственной программы Республики Алтай "Управление государственными финансами"; 4) Повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Алтай (действует до 1 января 2016 года) |
Целевые показатели программы | 1) Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай; 2) отношение объема государственного долга Республики Алтай (за вычетом выданных государственных гарантий Республики Алтай) к общему годовому объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений; 3) эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Алтай; 4) рейтинг Республики Алтай среди субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами (по оценке Министерства финансов Российской Федерации); 5) численность населения Республики Алтай, охваченного мероприятиями по повышению финансовой грамотности |
Ресурсное обеспечение программы | Объемы бюджетных ассигнований в целом на реализацию программы составят 11717088,80 тыс. рублей, в том числе: а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составят 11649915,30 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1371458,60 тыс. рублей; 2014 год - 1553752,90 тыс. рублей; 2015 год - 1841945,10 тыс. рублей; 2016 год - 1989235,70 тыс. рублей; 2017 год - 2221870,90 тыс. рублей; 2018 год - 2671652,10 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составят 42473,50 тыс. рублей, в том числе по годам: фактические: 2013 год - 5409,70 тыс. рублей; 2014 год - 5563,50 тыс. рублей; 2015 год - 6112,50 тыс. рублей; 2016 год - 6464,40 тыс. рублей; 2017 год - 6160,50 тыс. рублей; 2018 год - 12762,90 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составят 0,0 тыс. рублей; г) за счет средств из иных источников (справочно) составят 24700,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 4200,00 тыс. рублей; 2014 год - 4500,00 тыс. рублей; 2015 год - 4000,00 тыс. рублей; 2016 год - 4000,00 тыс. рублей; 2017 год - 3500,00 тыс. рублей; 2018 год - 4500,00 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2018 N 408) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Достижение к 2018 году следующих показателей: 1) динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай - 105% к предыдущему году; 2) отношение объема государственного долга Республики Алтай (за вычетом выданных государственных гарантий Республики Алтай) к общему годовому объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений - 50% по итогам 2018 года; 3) эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Алтай - коэффициент не менее 1,03 раза по итогам 2018 года; 4) рейтинг Республики Алтай среди субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами (по оценке Министерства финансов Российской Федерации) - 1 степень качества по итогам 2018 года; 5) численность населения Республики Алтай, охваченного мероприятиями по повышению финансовой грамотности, - 80 тыс. человек к 2018 году |
Программа подготовлена на основании Перечня государственных программ Республики Алтай, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай 11 июня 2015 года N 306-р, и в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 18 декабря 2014 года N 392 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2016 N 381)
Администратором государственной программы является Министерство финансов Республики Алтай.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 25.12.2014 N 417, от 16.03.2016 N 60)
Программа разработана в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", которым перед федеральными и региональными органами государственной власти ставится задача по повышению эффективности бюджетной политики как инструмента реализации государственной социально-экономической политики. Данная позиция подразумевает четкое определение объема бюджетного финансирования, необходимого для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно - итоги реализации мер социально-экономической политики.
Мероприятия и расходы на реализацию программы направлены на совершенствование государственных механизмов управления экономикой и социальной сферой в Республике Алтай, при этом охватывают процессы организации формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай с учетом повышения эффективности бюджетных расходов и повышения финансовой грамотности населения региона.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 60)
Республика Алтай давно и прочно завоевала позиции одного из субъектов Российской Федерации, наиболее активно внедряющих в деятельность органов государственной власти современные механизмы, направленные на повышение эффективности бюджетной политики региона. По результатам конкурса региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов республика входит в десятку регионов с наилучшими результатами бюджетных реформ. Кроме того, регион стабильно держит высокий уровень качества организации бюджетного процесса и входит в число 22 субъектов Российской Федерации, которым Министерство финансов Российской Федерации присвоило в 2011 году I степень качества управления региональными финансами.
Полученные достижения стали возможными в результате неукоснительного соблюдения на протяжении более 7 лет взаимосвязи налоговой и бюджетной политики с долгосрочными целями социально-экономического развития Республики Алтай, обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации при формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Алтай.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2018 N 408)
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 15.10.2014 N 301)
Курс на повышение эффективности бюджетных расходов в Республике Алтай основан на проведении предсказуемой и ответственной налоговой и бюджетной политики, направленной на обеспечение социальной и экономической стабильности в Республике Алтай, которая:
создает ряд базовых условий для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата в республике;
содействует созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение стратегической цели социально-экономического развития Республики Алтай - повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на среднесрочную перспективу формируются с учетом обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышения результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай.
В 2011 - 2012 годах одной из приоритетных задач налоговой политики Республики Алтай являлась задача по обеспечению роста налогооблагаемой базы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличению доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов.
Обеспечение решения этой задачи осуществлялось в рамках реализации:
плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2011 года N 136-р;
плана мероприятий по росту доходного потенциала Республики Алтай и сокращению государственного долга Республики Алтай на 2018 - 2021 годы и плана мероприятий по оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2018 - 2021 годы, утвержденных распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2018 года N 531-р.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2018 N 408)
Комплекс мероприятий по увеличению доходов республиканского бюджета Республики Алтай включает в себя более 50 мероприятий, в реализации которых принимают участие исполнительные органы государственной власти Республики Алтай, органы местного самоуправления в Республике Алтай, а также налоговые органы Республики Алтай.
Работа по увеличению доходов республиканского бюджета Республики Алтай охватывает следующие основные направления:
использование имеющихся внутренних резервов;
государственная поддержка крупных инвестиционных проектов;
повышение качества администрирования доходов.
Консолидированный бюджет Республики Алтай за 2011 год исполнен по доходам в сумме 15114612,1 тыс. рублей, или 99,73% к уточненному плану консолидированного бюджета 15155887,3 тыс. рублей. На 2012 год уточненный план по состоянию на 1 июля 2012 года по доходам составил 12720259 тыс. рублей, или 84,2% от исполнения за 2011 год. Снижение плана по доходам связано с поступлением в 2011 году субсидий республиканскому бюджету Республики Алтай на софинансирование инвестиционного проекта по строительству примыкания к автомобильной дороге М-52 "Чуйский тракт" на км 651 в районе урочища реки Урсул.
Основные параметры доходов консолидированного бюджета Республики Алтай приведены в таблице N 1.
N п/п | Показатели | 2011 | 2012 | |||||
Уточненный план | Исполнение | Уровень исполнения, % | Уточненный план по состоянию на 01.07.2012 | Темп роста к исполнению, % | Ожидаемое исполнение | Темп роста к исполнению, % | ||
1. | Доходы, всего | 15155887 | 15114612 | 99,73 | 12720259 | 84,16 | 12610895 | 83,44 |
2. | Налоговые и неналоговые доходы | 3987441 | 3950139 | 99,06 | 3743808 | 94,78 | 3584595 | 90,75 |
3. | Доля в общем объеме доходов, % | 26,31 | 26,13 | X | 29,43 | X | 28,42 | X |
4. | Безвозмездные поступления | 11168446 | 11164474 | 99,96 | 8976451 | 80,40 | 9026300 | 80,85 |
5. | Доля в общем объеме доходов, % | 73,69 | 73,87 | X | 70,57 | X | 71,58 | X |
В период 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на мобилизацию доходов консолидированного бюджета Республики Алтай.
В среднесрочной перспективе одними из основных мероприятий в данном направлении будут являться: