ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2010 года N 148
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
В целях реализации бюджетного процесса в Республике Алтай, в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2011 - 2013 годы (далее - Основные направления).
2. Субъектам бюджетного планирования Республики Алтай осуществлять планирование своих бюджетов в соответствии с Основными направлениями.
3. Министерству финансов Республики Алтай (Гашкина С.А.) при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2011 - 2013 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2011 - 2013 годы разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай". При разработке основных направлений учитывались положения:
Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года;
Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 20 мая 2010 года;
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р;
Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р;
Плана мероприятий по реализации основных направлений антикризисных действий Правительства Республики Алтай на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 3 марта 2010 года N 60-р.
В период 2011 - 2013 годов в бюджетной и налоговой политике Республики Алтай будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2010 - 2012 годы, утвержденными постановлением Правительства Республики Алтай от 18 августа 2009 года N 185, с учетом реализации комплекса задач, предусмотренных как федеральными, так и республиканскими нормативными правовыми актами в сфере бюджетных и налоговых правоотношений.
Планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов меры в области налоговой политики учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, а также создание условий для положительных темпов экономического роста.
Основными направлениями налоговой политики Республики Алтай в указанный период будут являться:
повышение качества администрирования доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов;
повышение контроля со стороны главных администраторов доходов за реалистичным планированием и выполнением плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Алтай;
усиление роли муниципальных образований в Республике Алтай в развитии налоговой базы, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, расширении возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики и максимального использования имеющихся резервов по доходам;
дальнейшее совершенствование законодательства Республики Алтай о налогах и сборах в части пересмотра установленных ставок налогов на основе анализа эффективности действующих налоговых ставок и налоговых льгот.
При этом в разрезе отдельных видов доходных источников приоритетными задачами в области налоговой политики Республики Алтай определены:
1) по налогу на прибыль организаций - повышение качества администрирования налогоплательщиков, проведение мониторинга поступлений и возврата налога налогоплательщикам, сокращение задолженности по налогу в бюджетную систему Российской Федерации;
2) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризация объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, проведение работы по сокращению перечня получателей льгот, актуализация налоговой базы, ежегодное принятие на республиканском уровне коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности;
3) по земельному налогу - продолжение инвентаризации земельных участков, завершение работ по межеванию земельных участков, их регистрации и определению собственников, актуализация данных;
4) по транспортному налогу - создание достоверной и полноценной базы данных налогоплательщиков, увеличение ставок налога;
5) по налогу на доходы физических лиц - продолжение работы по выведению из "тени" заработной платы, создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда в Республике Алтай;
6) по неналоговым доходам - повышение качества администрирования органами, администрирующими соответствующие неналоговые доходы, выявление неиспользуемых основных фондов и вовлечение максимального количества объектов государственной и муниципальной собственности в оборот хозяйствования.
При определении основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай будут также учтены следующие изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах:
1) пересмотр принципов построения амортизационных групп;
2) освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
3) передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации;
4) совершенствование налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;
5) разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества;
6) распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам;
7) введение налога на недвижимость;
8) совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Кроме того, реализация налоговой политики будет осуществляться с учетом планируемого установления на территории Республики Алтай нового местного налога - налога на недвижимость, заменяющего собой для соответствующих налогоплательщиков налог на имущество физических лиц и земельный налог, создания бюджетного дорожного фонда для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог и возможной замены транспортного налога акцизами на нефтепродукты.
Бюджетная политика Республики Алтай в 2011 - 2013 годах наряду с преемственностью задач, обозначенных в 2009 году, будет проводиться с учетом некоторых особенностей. Прежде всего, она будет адаптироваться с изменениями федерального законодательства и законодательства Республики Алтай.
В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государственные учреждения Республики Алтай будут подразделяться на три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Изменение типа существующих государственных учреждений Республики Алтай будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений Республики Алтай, утвержденным Правительством Республики Алтай. При этом планируется расширение объема прав государственных учреждений Республики Алтай, создание предпосылок для повышения качества предоставляемых государственных услуг и способности государственных учреждений Республики Алтай функционировать с учетом рыночных принципов с целью максимального учета интересов потребителей государственных услуг.
Бюджетная политика Республики Алтай будет проводиться в условиях:
реализации Правительством Республики Алтай Программы повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Алтай. Основным инструментом повышения эффективности расходов, как составной части эффективности деятельности органов государственной власти Республики Алтай, будет программно-целевой принцип организации их деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных программ, которые будут одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Именно в государственных программах Республики Алтай будут сформулированы цели, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ (далее - Стратегия). С учетом установленных сроков обозначенных нововведений, республиканский бюджет Республики Алтай 2011 года будет бюджетом переходного периода, а республиканский бюджет Республики Алтай на 2012 год - программным;
перехода к бездефицитному бюджету;
совершенствования разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, так как, начиная с 2012 года на уровень бюджетов субъектов Российской Федерации планируется передача некоторых полномочий взамен передачи федеральным органам государственной власти полномочий по финансовому обеспечению милиции общественной безопасности;
предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета исключительно в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) и сокращения числа и объема субвенций из федерального бюджета.
С целью обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай, повышения качества жизни населения Республики Алтай, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными государственными услугами, бюджетная политика Республики Алтай на 2011 - 2013 годы скорректирована с учетом текущей экономической ситуации, направлена на реализацию мер по эффективному использованию каждого бюджетного рубля и направлена на решение следующих задач:
1) обеспечение исполнения социальных обязательств Республики Алтай, достижение полной адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению занятости населения Республики Алтай. При этом средства, направляемые на социальную поддержку, должны получить те, кто не имеет возможности обеспечить себе достойную жизнь самостоятельно и нуждается в государственной поддержке в наибольшей степени;
2) продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, внедрение системы мониторинга количественно измеримых показателей результативности бюджетных расходов. Дальнейшая оптимизация и повышение эффективности расходов республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе путем принятия реальных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
3) инвентаризация действующих бюджетных обязательств при целесообразности продолжения их исполнения с учетом эффективности и результативности, а принимаемых бюджетных обязательств на предмет наличия достоверных расчетов и обоснований, подтверждающих целесообразность расходования бюджетных средств для достижения стратегических целей развития Республики Алтай;
4) минимизация бюджетных рисков, не только путем непринятия нормативных правовых актов, приводящих к увеличению расходных обязательств, но и установление пределов в отношении расходов по направлениям деятельности Правительства Республики Алтай (государственным программам). Государственные программы Республики Алтай будут тесно увязаны с муниципальными программами и являться инструментом достижения целей, обозначенных в Стратегии. Таким образом, 2011 год станет годом перехода к программному бюджету, но его структура на переходный период останется прежней, планирование и исполнение будет производиться на основе действующего бюджетного законодательства;
5) повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности, что предполагает более активное включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. Проведение мониторинга качества управления бюджетным процессом на уровне Республики Алтай и в муниципальных образованиях в Республике Алтай, учет его результатов создаст стимулы по внедрению новых, прогрессивных механизмов и подходов к формированию и исполнению бюджетов соответствующих уровней;
6) изменение типа государственных учреждений Республики Алтай в тех сферах предоставления государственных услуг, где это может создать стимулы для повышения эффективности их деятельности, которое будет проводиться в рамках проведения реформы государственных учреждений Республики Алтай, целью которой является:
а) создание стимула и мотивации для государственных учреждений Республики Алтай к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества;
б) установление новых норм, направленных на обеспечение прозрачности деятельности государственных учреждений Республики Алтай, и норм контроля за их финансовым состоянием;
в) повышение качества государственных услуг, предоставляемых населению;
7) совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков. Организация проведения закупок через уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Алтай с целью соблюдения федерального законодательства и повышения эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении процедуры государственных закупок;
8) ориентация деятельности органов государственной власти Республики Алтай и местного самоуправления в Республике Алтай еще в большей, чем когда-либо степени на результат. Продолжение работы по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и повышению качества предоставления государственных услуг. Инвентаризация функций, с целью исключения их дублирования, их чёткая стандартизация, утверждение и внедрение административных регламентов по их исполнению;
9) усиление контроля за эффективным использованием бюджетных средств. Актуальными остаются вопросы совершенствования системы государственного и муниципального финансового контроля: осуществление аудита эффективности использования бюджетных средств для оценки соответствия результатов деятельности субъектов бюджетного планирования установленным целям и задачам, способов их достижения, контроля за реализацией новых отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях, законности заключения договоров с поставщиками и подрядчиками, достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, включая проверку обоснованности дебиторской и кредиторской задолженности;
10) продолжение последовательного перехода к реализации проектов в рамках долгосрочных целевых программ по развитию малого и среднего предпринимательства, туризма, сельского хозяйства и инфраструктуры, в том числе устойчивое финансовое обеспечение дорожной деятельности, а также реализация приоритетных национальных проектов, требующих софинансирования из республиканского бюджета Республики Алтай;
11) сохранение в составе инвестиционных расходов финансирования работ с высокой степенью готовности и на объектах, находящихся на софинансировании из федерального бюджета;
12) усиление работы по оценке эффективности предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай межбюджетных трансфертов местным бюджетам и их использования органами местного самоуправления в Республике Алтай.
В части управления государственным долгом Республики Алтай бюджетная политика Республики Алтай будет направлена на проведение взвешенной долговой политики, поддержание оптимального объема государственных внутренних заимствований Республики Алтай.
Управление муниципальным долгом муниципальных образований в Республике Алтай будет осуществляться путем контроля за исполнением заключенных с администрациями муниципальных образований в Республике Алтай соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования в Республике Алтай в части соблюдения ими предельных объемов расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдения ограничений по предельному объему муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Только системный подход в решении обозначенных задач и координация действий всех участников бюджетного процесса Республики Алтай позволит обеспечить сбалансированность республиканского бюджета Республики Алтай и достигнуть устойчивого экономического роста в Республике Алтай.