Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2011-2013 ГОДЫ"

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 в части организации разработки и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение реализации стратегических целей и направлений социально-экономического развития Республики Алтай, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (утверждена Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ) и Программой социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы (утверждена Законом Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 5-РЗ).

В связи с передачей полномочий в различных сферах деятельности на уровень регионов увеличилась их экономическая самостоятельность и полномочия в сфере жизнеобеспечения населения. Составной частью данной политики стало повышение ответственности субъектов Российской Федерации за эффективность социально-экономического функционирования территории, что в свою очередь ставит субъект регионального управления перед необходимостью разработки стратегии экономического роста, важным элементом которой выступает повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона. Эта проблема обостряется в условиях "борьбы" между регионами за инвестиции со стороны отечественных и зарубежных инвесторов.

Сегодня инвестиционная политика Республики Алтай основана на системе взаимоувязанных мероприятий в бюджетной, финансовой, налоговой сферах в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года.

По итогам 2010 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Республике Алтай составил 120%, что выше среднего уровня в Сибирском федеральном округе на 7%. Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Алтай по данному показателю находится на 3 месте, после Республики Хакассия (133,5%) и Республики Бурятия (123,1%). По показателю объема инвестиций в основной капитал на одного жителя в 2010 году республика занимает 4 место в Сибирском федеральном округе (45 175,47 рублей).

Инвестиционное законодательство Республики Алтай в большей степени ориентировано на развитие института государственно-частного партнерства, что позволяет подойти к исполнению стратегии экономического роста путем реализации крупных инвестиционных проектов. Основу для привлечения в экономику региона частного капитала и осуществления инвестиционной деятельности составляет Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 15-РЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай".

В 2007 году Правительством Республики Алтай был разработан и введен в действие механизм предоставления на конкурсной основе статуса регионального значения масштабным инвестиционным проектам, способным оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай и стать точками экономического роста республики (постановление Правительства Республики Алтай от 18 июля 2007 года N 140). Проекты регионального значения пользуются режимом наибольшего благоприятствования - пониженными налоговыми ставками, государственной поддержкой на льготных условиях в ускоренном порядке (государственные гарантии в пределах лимитов, установленных Законом о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год, и субсидии на компенсацию части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях).

Действующей системой инвестиционного законодательства предусмотрена система льгот и преференций для инвесторов, включая:

предоставление налоговых льгот (Закон Республики Алтай "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Алтай" от 25 сентября 2008 года N 82-РЗ, Закон Республики Алтай "О транспортном налоге на территории Республики Алтай" от 27 ноября 2002 года N 7-12, Закон Республики Алтай "О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай" от 21 ноября 2003 года N 16-1);

предоставление государственных гарантий Республики Алтай (Закон Республики Алтай "О порядке предоставления государственных гарантий Республики Алтай" от 26 сентября 2008 года N 89-РЗ);

субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов в российских кредитных организациях.

Наметившаяся в 2008 - 2009 гг. тенденция снижения инвестиционной активности была переломлена за счет начала реализации крупных инвестиционных проектов: строительство особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина", строительство всесезонного горнолыжного комплекса "Манжерок", развитие аэропортового комплекса "Аэропорт Горно-Алтайск", проектов в области развития энергетической сферы и транспортной инфраструктуры. Снизилось использование банковских кредитов в качестве источника финансирования инвестиций. В течение 2010 года сохраняется динамика замедления темпов роста инвестиций в реальный сектор экономики.

В Республике Алтай действует институт социальных инвесторов, достаточно значимый для республики финансовый инструмент, позволяющий привлекать помимо прямых инвестиций дополнительные налоговые поступления в бюджет. Социальные инвесторы - физические и юридические лица, участвующие в инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай путем вложения инвестиций в объекты капитальных вложений в социальную сферу.

Однако проведенный анализ мероприятий по развитию и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Алтай показал, что уровень инвестиционной активности не полностью соответствует потребностям экономического развития региона и требуется решение данной проблемы программными методами.

Так основными источниками инвестиционных ресурсов остаются бюджетные средства (2008 г. - 55,7%, 2009 г. – 63,4%, 2010 г. – 69,1%).

Республика Алтай по данным большинства рейтинговых агентств по-прежнему является регионом с низкими показателями инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. Например, рейтинговым агентством "Эксперт РА" Республике Алтай за 2009-2010 гг. был присвоен инвестиционный рейтинг региона - 3В2 (начиная с 1999 года), что означает незначительный потенциал – умеренный риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 40-е место, по инвестиционному потенциалу – 80-е место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – финансовый. Наибольший потенциал – туристический. Доля в общероссийском потенциале составляет 0,211.

По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе глубокого спада.

Основными проблемами и ограничениями в привлечении инвестиций и стимулировании инноваций в Республику Алтай являются следующие факторы. Общие для всей России - нестабильность федерального и республиканского законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, нарушение коммерческой тайны контролирующими органами, что вызывает опасения потенциальных иностранных инвесторов. К наиболее существенным ограничениям можно отнести риск, связанный с нестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования, неполноту или неточность информации об уровне и динамике технико-экономических показателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала, неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.

Среди факторов, препятствующих осуществлению инвестиционной деятельности на уровне Республики Алтай, наиболее значимыми остаются:

недостаточный уровень государственной поддержки;

недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории республики;

неразвитость рыночной инфраструктуры;

несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств граждан и юридических лиц;

неразвитая производственная инфраструктура строительства.

Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в Республике Алтай и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.

Появились новые инструменты инвестирования у Правительства Российской Федерации, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Однако не все бизнес-планы имеющихся в Республике Алтай инвестиционных проектов соответствуют международным стандартам. На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инициаторов нет средств. Необходимо изыскивать, привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке проектной документации.

Разовое привлечение инвестиций также недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Республике Алтай. Кроме того, привлечение инвестиций невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Учитывая активизацию мероприятий по строительству объектов инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина", ГЛК "Манжерок", аэропорта Горно-Алтайска необходимо форсировать темпы создания условий для начала строительных работ существующими компаниями и привлечения новых капиталовложений. Иначе существует опасность снижения уровня конкурентоспособности Республики Алтай.