ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
УКАЗ
от 24 декабря 2012 года N 354-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2013-2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы Республики Северная Осетия-Алания от 10.09.2014 N 241.
____________________________________________________________________
В целях реализации Закона Республики Северной Осетия-Алания от 15 июня 2009 года N 16-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания", а также устранения причин и условий, порождающих коррупцию в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания на 2013-2015 годы.
2. Правительству Республики Северная Осетия-Алания обеспечить финансирование мероприятий Программы противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания на 2013-2015 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания принять меры по реализации программных мероприятий.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Северная Осетия-Алания Т.Мамсуров
ПРОГРАММА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ на 2013- 2015 годы
г.Владикавказ 2012
Наименование Программы | Программа противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания на 2013 - 2015 годы. |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; |
Государственный заказчик Программы | Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. |
Разработчик Программы | Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. |
Исполнители Программы | Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания; |
Цели Программы | Создание прозрачной системы исполнения государственных услуг и предоставления государственных функций, прозрачной как со стороны руководства органов исполнительной власти как организатора предоставления услуг и исполнения функций, так и со стороны населения и представителей бизнес - сообщества как получателей услуг; |
Задачи Программы | Оптимизация механизма правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Республики Северная Осетия-Алания; |
Основные мероприятия Программы | 1. Организация предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах. |
Источник финансирования Программы | Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы. |
Ожидаемые конеч ные результаты реализации Программы | Создание прозрачной системы исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, прозрачной как со стороны руководства органов исполнительной власти как организатора предоставления услуг и исполнения функции, так и со стороны населения и представителей бизнес - сообщества как получателей услуг; |
Контроль над реализацией Программы | Координацию и контроль реализации программных мероприятий осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. |
Срок предоставления отчета | Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания ежегодно представляет отчет об исполнении мероприятий, предусмотренных Программой. |
1. Состояние проблемы
Противодействие коррупции является одним из направлений реформирования системы государственного управления в Российской Федерации. Этот подход определен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297 " О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2009 г. N 16-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания".
Одной из основных целей реформы государственного управления является создание условий для развития деловой активности и предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Коррупция, в свою очередь, затрудняет развитие этих экономических процессов. Целью настоящей Программы является создание оптимально прозрачного механизма, исключающего нерезультативные расходы при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг.
Преодолению барьеров административного характера посвящена утвержденная Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 19 января 2012 г. N 12 Программа Республики Северная Осетия-Алания "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2012 - 2014 годы".
На сегодняшний день в республике оптимизирована нормативная правовая база, регламентирующая вопросы противодействия коррупции и формирования условий для ее функционирования в современной системе государственного управления.
Настоящая Программа подготовлена с учетом уже выполненных следующих мероприятий по противодействию коррупции в Республике Северная Осетия-Алания: создан единый портал государственных и муниципальных услуг, реализованы мероприятия по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие в электронном виде, утверждена часть регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, внедряется в деятельность органов исполнительной власти единая система электронного документооборота, осуществляется подготовка к выдаче универсальных электронных карт. Реализуемый комплекс мер в настоящий момент является рычагом противодействия коррупции в правоотношениях, возникающих в сфере предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций между субъектами-получателями и органами исполнительной власти.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание эффективной системы противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания, обеспечение защиты прав и законных интересов населения республики, предпринимательского сообщества, органов государственной власти и органов местного самоуправления от коррупциогенных проявлений.
Целями Программы являются:
Создание прозрачной системы исполнения государственных услуг и предоставления государственных функций. Прозрачной как со стороны руководства органов исполнительной власти как организатора предоставления услуг и предоставления функций так и со стороны населения и представителей бизнес сообщества, как получателей услуг и функций;
снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям;
устранение причин и условий, порождающих коррупцию в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, достигаемого по годам реализации Программы;
повышение риска коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц;
увеличение для должностных лиц выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными интересами;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания;
мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
обеспечение реализации механизма уведомления о фактах обращения к государственным и муниципальным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
ведение мониторинга информации о коррупционных проявлениях в деятельности должностных лиц, размещенной в средствах массовой информации и содержащейся в поступающих обращениях граждан и юридических лиц, с рассмотрением его результатов на заседаниях антикоррупционных комиссий;
дальнейшее совершенствование организации деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
В качестве ключевых мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков, предлагаются:
Основной принцип: предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу "одного окна", через многофункциональные центры (далее - МФЦ) существенно снижает коррупционные риски, поскольку для МФЦ, как третьей стороны, уполномоченной в субъекте Российской Федерации на прием документов от гражданина-получателя услуги, отсутствует персональная коррупционная заинтересованность сотрудника МФЦ.
Так, МФЦ представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. МФЦ также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип "одного окна" должен реализовываться МФЦ путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя, в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В настоящее время развитие сети МФЦ находится в республике в зачаточном состоянии. В основу Программы Республики Северная Осетия-Алания "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2012-2014 годы", утвержденной Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 19 января 2012 г. N 12, заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Республики Северная Осетия-Алания, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества государственных и муниципальных услуг и снижения административных барьеров.
Для успешного создания сети МФЦ в республике необходимо решение следующих задач:
1. Проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.
2. Утверждение административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также административных регламентов осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, формирование регионального и муниципальных реестров государственных и муниципальных услуг (функций).
3. Обеспечение эффективного регулярного мониторинга качества оказания и доступности государственных (муниципальных услуг) во всех местах их оказания, в том числе непосредственно в ведомствах и в МФЦ. В данных целях предполагается принять ряд нормативных правовых актов, определяющих целевые параметры качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а также основные принципы сбора и анализа информации.
В целях обеспечения максимальной эффективности мероприятий по мониторингу и открытости их результатов предлагается предусмотреть в указанных нормативных правовых актах применение и расширение функциональности единой республиканской системы мониторинга качества государственного (регионального) управления. В частности, необходимо дополнить систему инструментарием по обработке сведений, получаемых из информационных систем МФЦ и прямых обращений граждан в соответствующий раздел интернет-сайта Правительства Республики Северная Осетия-Алания, на специальную "горячую линию" и с помощью передачи коротких сообщений (sms).
В целях эффективного развития МФЦ в республике необходимо определить требования к МФЦ по категориям в зависимости от географической специфики муниципальных районов, например, доступность государственных и муниципальных услуг для жителей труднодоступных горных сельских поселений. Пункты доступа к услугам МФЦ, в том числе к услугам, предоставляемым в электронном виде, могут быть организованы путем оборудования помещений, соответствующих стандартам комфортности, обеспеченных информационно-техническими средствами, а также путем организации выездных (мобильных) групп МФЦ. Необходимо проводить регулярный мониторинг деятельности МФЦ на предмет соответствия установленным требованиям, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.
Развитие сети МФЦ является необходимым условием для формирования информационного общества, так как они должны обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг и тем самым содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения. МФЦ должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам.
Информационные системы поддержки МФЦ на территории Республики Северная Осетия-Алания должны быть объединены в единую информационную систему поддержки деятельности МФЦ, обеспечивающую:
интеграцию с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;
интеграцию с информационными ресурсами, в том числе с единым порталом предоставления государственных и муниципальных услуг;
формирование отчетности о деятельности МФЦ, необходимой для анализа и выработки предложений для дальнейшего совершенствования деятельности МФЦ.
В Республике Северная Осетия-Алания МФЦ будет создан в виде государственного бюджетного учреждения по типу централизованной модели управления МФЦ, что предусматривает создание МФЦ и формирование во всех муниципальных районах и г.Владикавказ девяти его обособленных подразделений (филиалов). Также будут созданы "мобильные" МФЦ - группы в составе нескольких сотрудников МФЦ, осуществляющие в установленные часы выездной прием документов от заявителей и выдачу им результата предоставления государственной или муниципальной услуги в сельских поселениях. Данная схема значительно уменьшит расходы на организацию сети МФЦ в республике. Наряду с образованием сети МФЦ будет завершена работа по утверждению перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ по принципу "одного окна".
Предоставление государственных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ позволит:
повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц на территории Республики Северная Осетия-Алания;
снизить организационные, временные, финансовые затраты юридических лиц на преодоление административных барьеров;
обеспечить возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в городском округе город Владикавказ и каждом муниципальном районе Республики Северная Осетия-Алания.
В рамках реализации программы необходимо провести анализ республиканского законодательства и привести его в соответствие с федеральным законодательством в части ограничений, в том числе в части приема и выдачи документов сотрудниками МФЦ, доступа сотрудников МФЦ к государственным и муниципальным информационным системам.
Главное внимание будет уделено качеству и соответствию федеральному и республиканскому законодательству административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, которые планируется предоставлять по принципу "одного окна", а также технологических карт межведомственного взаимодействия по государственным и муниципальным услугам, требующим межведомственного взаимодействия при их оказании.
В рамках Программы будут проведены следующие мероприятия: