Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2013 года N 2

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК" НА 2013-2015 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.06.13 N 231; НГР: ru 15000201300218
Постановление Правительства РСО-Алания от 04.10.13 N 349; НГР: ru 15000201300296
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.10.13 N 390; НГР: ru 15000201300370}

В целях создания условий для развития и расширения функциональных возможностей осетинского языка и обеспечения его статуса как одного из государственных языков Республики Северная Осетия - Алания Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2013-2015 годы.

2. Назначить координатором Республиканской целевой программы "Осетинский язык" на 2013-2015 годы Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания.

3. Министерству экономического развития Республики Северная Осетия - Алания включить Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2013-2015 годы в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета.

4. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на её реализацию.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания С.С. Таболова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания С. Такоев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18 января 2013 г. N 2

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Осетинский язык" на 2013-2015 годы

г. Владикавказ 2013 г.

ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК" на 2013-2015 годы


Полное наименование Программы

Республиканская целевая программа "Осетинский язык" на 2013-2015 годы

Основание для разработки Программы

Конституция Российской Федерации;

 Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";

 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";

 Конституция Республики Северная Осетия-Алания ;

 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2006 года N 42-РЗ "Об образовании";

 Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания";

 постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития педагогического образования в Республике Северная Осетия-Алания";

 постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации".

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

Основные исполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;

 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям;

 Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований им. В.И. Абаева.

Цели Программы

Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков  Республики Северная Осетия-Алания;

 совершенствование государственной политики в области осетинского языка;

 развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка Республики Северная Осетия-Алания;

 повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народа;

 укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.

Основные задачи Программы

Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;

 анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;

 подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;

 реализация Концепции полилингвального и поликультурного образования;

 переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;

 разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры через  средства массовой информации.

Срок реализации Программы

Срок реализации: 2013-2015 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия Алания  - 42 900,0 тыс.  руб.:
 Министерство образования и науки
 Республики Северная Осетия-Алания - 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч.  2013 г. - 14 000,0 тыс. руб., 2014 год – 14 000,0 тыс. руб.,  2015 год -  14 000,0 тыс. руб.);

 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям - 900,0 тыс. руб. (в т. ч. 2014 год  - 450,0 тыс. руб.,  2015 год  - 450,0 тыс. руб.).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;

 формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);

 создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе;
учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа;
квалифицированными педагогическими кадрами для  системы национального полилингвального и поликультурного типа);

 повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.

Система программных мероприятий

Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
 1.Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная  Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
 2.Научные исследования в области осетинской филологии.
 3.Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
 4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
 5. Кадровое обеспечение реализации Программы.

Система контроля за исполнением Программы

Контроль  за реализацией мероприятий  Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором  Программы - Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, который представляет ежегодно отчет о ходе реализации мероприятий Программы.

Введение


Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта - иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия - Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания, понятие "осетинский язык" обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.

Осетинский язык - важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия - Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия - Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.

1. Обоснование необходимости принятия Республиканской целевой программы "Осетинский язык"


Социальные процессы, происходившие на протяжении ХХ века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют серьезные трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); разработка норм осетинского литературного языка не отвечает потребностям современного общества; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия - Алания в общероссийское и мировое сообщество.

Эти и другие проблемы приобретают острый характер, и требуется принятие срочных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой программы.

Программа "Осетинский язык" разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия - Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия - Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия - Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 14 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования" и решения Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Главе Республики Северная Осетия - Алания от 1 февраля 2012 года N 1.

2. Основные цели и задачи Программы


2.1. Основные цели Программы:

обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия - Алания;

совершенствование государственной политики в области осетинского языка;

развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия - Алания;

повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Республики Северная Осетия - Алания;

укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.

2.2. Основные задачи Программы:

совершенствование действующего в Республике Северная Осетия - Алания законодательства в языковой сфере;

анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;

подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;

переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;

разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.

Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагают реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.

3. Основные направления реализации Программы


3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия - Алания. Государственная политика в области осетинского языка.

3.1.1 Основными целями этого направления являются:

анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;

изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;

определение роли осетинского языка в национальной идентификации;

выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.

3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:

разработка проекта и принятие закона Республики Северная Осетия - Алания "О государственных языках в Республике Северная Осетия - Алания";

разработка и издание терминологических словарей поделопроизводству на осетинском языке;

создание осетиноязычных версий официальных порталов и сайтов органов государственной и муниципальной власти, организаций и учреждений.

3.2. Научные исследования в области осетинской филологии.

3.2.1. Целями данного направления Программы являются:

изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;

расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.

3.2.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:

разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии;

подготовка и издание словарей осетинской ономастики;

издание научно-методического журнала "Осетинский язык";

создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку;

учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения;

разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка;

переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка;

разработка и издание Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка;

разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка;

разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка;

создание электронного переводчика с осетинского языка на другие языки.

3.3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.

3.3.1.Основными целями направления являются:

воспитание бережного отношения к осетинскому языку как национальной культурной ценности, основе национального самосознания и духовности;

повышение языковой культуры населения;

разработка и внедрение модели национальной осетинской школы, способной предоставить современный уровень среднего образования на осетинском языке и одновременно обеспечить возможность эффективного обучения в высшей школе как в Российской Федерации, так и за рубежом;

обновление содержания и методов обучения осетинскому языку в русскоязычной средней школе.

3.3.2. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:

разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики;

разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики;

издание учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»