Воспитательный идеал, как общая цель осетинского национального образования, формируется в соответствии с важнейшими критериями национально-культурной укорененности, гуманистической открытости, личностной состоятельности, гражданской ответственности, созидательной активности.
Национально-культурная основа воспитания создается использованием для обучения и воспитания детей родного языка, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка, систематическим приобщением подрастающего поколения к национальной культуре и традиционным духовным и социально-этическим ценностям народа.
Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов осетинского национального образования - воспитание в духе многонациональной отечественной культуры, являющейся краеугольным камнем российской цивилизации.
Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Личностно ориентированная модель воспитания предполагает вовлечение учащихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Насущной задачей осетинской школы является включение здорового образа жизни, высокого образовательного стандарта, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.
Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование таких качеств, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.
Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально значимой деятельности, обеспечение занятости и трудоустройства учащихся в летний период и другие формы трудового воспитания в осетинской школе должны быть использованы для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач: освоения учащимися приемов активной деятельности, выработки умения ставить цели и организовывать собственную регулярную деятельность по их достижению, формирования навыков общения и работы в коллективе, а также привычки к технологическому мышлению, то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104