В современном мире образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности хозяйства, укрепления благосостояния народа. Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Образовательная политика России отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.
Осетинское национальное образование является составной частью российской системы образования. Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.
Концепция осетинского национального образования - государственный документ, устанавливающий цели, основные направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века.
Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития национального образования.
Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества.
Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.
Процессы накопления, функционирования и трансляции этнокультурной информации в системе образования подчинены общей логике развития национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации этнического и гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Естественной функцией национальной культуры (а значит и национального образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.
Обеспечить социокультурную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.
Создание системы осетинского национального образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития Республики Северная Осетия-Алания, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.
Концепция разработана на основании:
Конституции Российской Федерации;
Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";
Закона Российской Федерации "Об образовании";
Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ;
Конституции Республики Северная Осетия-Алания;
Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании";
Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.