Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ОСЕТИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЛАНАХ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Общие положения


В современном мире образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности хозяйства, укрепления благосостояния народа. Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика России отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Осетинское национальное образование является составной частью российской системы образования. Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.

Концепция осетинского национального образования - государственный документ, устанавливающий цели, основные направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития национального образования.

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества.

Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.

Процессы накопления, функционирования и трансляции этнокультурной информации в системе образования подчинены общей логике развития национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации этнического и гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Естественной функцией национальной культуры (а значит и национального образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Обеспечить социокультурную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Создание системы осетинского национального образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития Республики Северная Осетия-Алания, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Концепция разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";

Закона Российской Федерации "Об образовании";

Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ;

Конституции Республики Северная Осетия-Алания;

Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании";

Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.