ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 декабря 2012 года N 417
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 03.08.2016 N 230.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить ежегодное представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документов, необходимых для выделения республиканскому бюджету Республики Дагестан ассигнований из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан разработать и утвердить муниципальные программы развития рыбохозяйственного комплекса и увеличения объемов добычи водных биологических ресурсов и выращивания товарной рыбы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Шихсаидова М.Ш.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М. Абдулаев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 6 декабря 2012 г. N 417
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Республики Дагестан от 18 сентября 2012 г. N 217-р |
Государственный заказчик | - | Министерство сельского хозяйства |
Основной разработчик | - | Министерство сельского хозяйства |
Основные цели Программы | - | развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, увеличение объема воспроизводства, добычи и переработки водных биологических ресурсов; |
Основные задачи Программы | - | увеличение объема добычи рыбы в 4,1 раза, до 12,0 тыс. тонн в год, в т.ч. объема добычи морской рыбы - более чем в 3,1 раза, до 9,0 тыс. тонн в год, объема производства аквакультуры – более чем в 2,5 раза, до 3,0 тыс. тонн в год; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | увеличение объема добычи водных биологических ресурсов довести до 12,0 тыс. тонн в год; |
Сроки и этапы реализации | - | 2013 - 2017 годы; |
Объемы и источники | - | суммарный объем финансирования Программы в 2013 - 2017 годах в текущих ценах составит 2251,8 млн рублей, из них: |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | в 2017 году увеличится объем добычи рыбы более чем в 4,1 раза, до 12,0 тыс. тонн в год, в которых добыча морской рыбы - в 3,1 раза, до 9,0 тыс. тонн в год, выращивание аквакультуры – более чем в 2,5 раза, до 3,0 тыс. тонн в год; |
Контроль за реализацией | - | Правительство Республики Дагестан |
Рыбная отрасль Республики Дагестан является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в республике и за ее пределами. Рыбохозяйственный комплекс республики на сегодня представлен рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими, холодильными мощностями, портовым хозяйством и заводами по воспроизводству водных биологических ресурсов.
В настоящее время в республике функционируют свыше 100 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, 60 из них имеют квоты на вылов водных биоресурсов. Средний ежегодный объем реализуемой рыбной продукции составляет более 121,8 млн рублей. Ежегодно предприятиями республики выпускается в среднем около 4,5 тыс. тонн товарной пищевой рыбной продукции.
Рыбохозяйственный комплекс является поставщиком продукции для ряда секторов экономики, а также потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость населения как в отрасли, так и в смежных отраслях экономики.
До 90-х годов прошлого века рыболовство и рыбоводство были одними из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики республики. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась крайне сложная ситуация.
Вместе с тем предпосылками для успешного функционирования рыбной отрасли является то, что морская акватория, прилегающая к территории республики, является крупнейшим промысловым районом в Каспийском регионе.
Морские границы составляют более 520 км и охватывают следующие рыбопромысловые участки: Кизлярский залив, Крайновское побережье, Аграханский залив и рыбопромысловые участки южнее г. Махачкалы до устья р. Самур, а также южную часть Каспийского моря.
В морских промысловых районах в процессе промышленного и других видов рыболовства добываются около 17 видов морской рыбы, для которых определяется общий допустимый улов.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2011 год сократился более чем в 4,1 раза, с 18807,6 тонны до 4540 тонн. Снижение улова обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 16266,9 тонны до 4540,0 тонны. При этом полностью прекращены производство и выпуск рыбных консервов.
Уменьшилось количество людей, работающих в отрасли, с 5,0 тыс. до 1,8 тыс. человек.
Все это произошло в результате того, что с 1994 года прибрежное рыболовство и отрасль в целом не получают государственной поддержки в виде бюджетных ассигнований на капитальные вложения, льготных кредитов, различных видов дотаций и компенсаций, предоставляемых другим отраслям агропромышленного комплекса. По этой причине за последние годы промысловый флот и орудия лова не обновлялись, не проводились реконструкция и техническое перевооружение материальной базы. Сложной остается ситуация с сырьевой базой, особенно в Кизлярском заливе. В связи с падением уровня Каспийского моря обмелели каналы и устьевые участки всех протоков, выход рыбаков на плавсредствах к орудиям лова стал крайне затруднительным.
В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), она составляет около 83,1 процента.
В период с 1997 по 2011 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса в результате физического и морального износа основных фондов отрасли.
Высокий уровень износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Кроме того, за период с 2000 по 2011 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли. Основу ее составляла каспийская килька, доля которой в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 81,8 процента, на долю внутренних водоемов приходилось около 1,7 процентов.
Уменьшение объемов добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2011 год произошло во всех рыбопромысловых зонах, осуществляющих добычу предприятиями рыбохозяйственного комплекса республики. В 2011 году вылов водных биологических ресурсов составил 42,1 процента от общих допустимых уловов. Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении
сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб.
Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов рыбоводными заводами, находящимися на территории республики, не позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на должном уровне в связи с тем, что на протяжении ряда лет не достигаются запланированные показатели. В последние годы промышленность ориентируется на возможное ежегодное изъятие порядка 4,5 - 5,0 тыс. тонн водных биологических ресурсов, в том числе 3,5 тыс. тонн морской рыбы и 1,5 тыс. тонн прудовой рыбы, тогда как добыча в лучшие годы составляла 41,9 тыс. тонн, в том числе 3,6 тыс. тонн прудовой рыбы.
К сожалению, сегодня потенциал внутренних водоемов Дагестана используется недостаточно. В то же время потребность населения республики в рыбной продукции удовлетворяется плохо - размер душевого потребления рыбопродуктов значительно ниже, чем по стране в целом. Так, потребление рыбной продукции в России на душу населения в 2011 году составило около 21,3 кг, а в республике этот показатель равен в 2011 году 10,8 кг/год.
Восполнить эту нишу можно за счет товарного выращивания рыбы, одним из перспективных направлений которого в Дагестане может стать форелеводство.
В результате гидростроительства на р. Сулак построены Чирюртовское, Чиркейское, Миатлинское и Ирганайское водохранилища. После завершения строительства Гунибской ГЭС сформировался уникальный пресноводный фонд каскадных водохранилищ общей площадью около 7 тыс. га. Водный фонд этих водохранилищ не используется в рыбном хозяйстве.
Кроме того, республика могла бы стать основным осетровым регионом Каспийского бассейна. Располагая уникальными природно-климатическими условиями, республика должна развивать аквакультуру. Хорошо развитая гидрографическая сеть, обширные малопродуктивные, но вполне подходящие для рыбохозяйственных целей земельные угодья создают хорошие предпосылки для развития товарного рыбоводства.
На сегодняшний день рыбное хозяйство в республике достаточно четко разделилось на два типа: прибрежное рыболовство и товарное выращивание рыбы, для каждого из которых характерны свои особенности. Нужно отметить, что развитие прибрежного рыболовства будет способствовать тому, чтобы стать одной из основных составляющих экономики республики. В последние годы происходит активное развитие прибрежного рыболовства. Задействован преимущественно маломерный флот, бригады берегового лова. Промысел проходит, как правило, на незначительном удалении от берега.
Прибрежное рыболовство и аквакультура стимулируют развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса республики, способствуют развитию социальной сферы региона и создают дополнительные рабочие места.
Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса республики связываются:
с дальнейшим развитием прибрежного рыболовства и товарным выращиванием рыбы;
со строительством в республике рыбопромышленного комплекса осетроводства по принципу замкнутого цикла;
с организацией работы предприятий отрасли по добыче, хранению, переработке и реализации продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью;
с развитием береговой инфраструктуры глубокой переработки рыбы, рыбоводства и аквакультуры, формированием внутреннего рынка рыбной продукции, а также перевооружением маломерного рыбопромыслового флота.
Несмотря на то, что в регионе существуют объективные предпосылки для успешного развития рыбохозяйственного комплекса, предприятия сталкиваются с достаточно серьезными проблемами. Современная ситуация в рыбохозяйственном комплексе не позволяет эффективно реализовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал отрасли.
Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за пределы республики. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов водных биоресурсов. До настоящего времени остается низким уровень использования рыбоперерабатывающих мощностей. Глубокой
переработкой, изготовлением вяленой, копченой и иной продукции занимаются лишь немногие предприятия.
Физический и моральный износ берегового перерабатывающего оборудования, несоответствие требованиям международных стандартов качества не позволяют обеспечить существенное улучшение ассортимента рыбной продукции.
Основу инвестиций в рыбное хозяйство в последнее десятилетие составили собственные средства предприятий. Это привело к тому, что темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню.
Таким образом, решение проблем, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития республики, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие республики будет недостаточно эффективным.
Реализация настоящей Программы позволит оптимально трудоустроить население республики, обеспечить его качественной рыбопродукцией, эффективно использовать биоресурсы, что в конечном итоге будет способствовать пополнению доходной части республиканского бюджета Республики Дагестан.
Программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013 - 2017 годы" является системой базовых принципов, основных стратегических подходов, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан как одного из секторов экономики республики.
Основная цель данной Программы - развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, увеличение объема воспроизводства, добычи и переработки водных биологических ресурсов.
Основными задачами Программы являются:
восстановление объемов производства и потребления рыбы и рыбных продуктов населением республики;
восстановление и развитие ресурсной базы;
формирование устойчиво растущего производства предприятий отрасли, ориентированного как на внутренний рынок, так и на другие регионы и страны;
кардинальное повышение эффективности работы предприятий рыбодобывающего комплекса с использованием современных интенсивных и ресурсосберегающих технологий;
развитие на экономическом фундаменте рыбной отрасли других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, включая современные направления биотехнологий;
создание собственного инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие отрасли на базе высоких технологий.
Программа рассчитана на 2013 - 2017 годы и предполагается, что ее реализация осуществится в три этапа: 2013 – 2014 годы, 2015 – 2016 годы и 2017 год.
Результативность реализации мероприятий, предусмотренных Программой, определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости. Эти показатели приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.