ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 сентября 2012 года N 217-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013-2017 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 311,8 млн. рублей.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 18 сентября 2012 года N 217-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Рыбное хозяйство, являясь одним из поселкообразующих секторов экономики, всегда обеспечивало занятость населения в приморских районах республики.

На сегодняшний день рыбное хозяйство в республике достаточно четко разделилось на два типа: прибрежное рыболовство и товарное выращивание рыбы, для каждого из которых характерны свои особенности. В последние годы происходит активное развитие прибрежного рыболовства. Задействован преимущественно маломерный флот, бригады берегового лова, и промысел проходит, как правило, на незначительном удалении от берега.

Прибрежное рыболовство и аквакультура стимулируют развитие береговой и портовой инфраструктуры республики, способствуют развитию социальной сферы региона и созданию дополнительных рабочих мест.

Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса республики связываются:

с дальнейшим развитием прибрежного рыболовства и товарным выращиванием рыбы;

со строительством в республике рыбопромышленного комплекса осетроводства по принципу замкнутого цикла;

с организацией работы предприятий отрасли по добыче, хранению, переработке и реализации продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью;

с развитием береговой инфраструктуры глубокой переработки рыбы, рыбоводства и аквакультуры, формированием внутреннего рынка рыбной продукции;

с перевооружением маломерного рыбопромыслового флота.

Несмотря на то, что в регионе существуют объективные предпосылки для успешного развития рыбохозяйственного комплекса, предприятия сталкиваются с достаточно серьезными проблемами. Современная ситуация в рыбохозяйственном комплексе не позволяет эффективно реализовывать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал отрасли.

Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за пределы республики. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов водных биоресурсов. До настоящего времени остается низким уровень использования рыбоперерабатывающих мощностей. Глубокой переработкой, изготовлением вяленой, копченой и иной продукции занимаются лишь немногие предприятия.

Физический и моральный износ берегового перерабатывающего оборудования, несоответствие требованиям международных стандартов качества не позволяют обеспечить существенное улучшение ассортимента рыбной продукции.

В последнее десятилетие основу инвестиций в рыбное хозяйство составили собственные средства предприятий. Это привело к тому, что темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню. В связи с этим решение проблем, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития республики, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие республики будет недостаточно эффективным. Поэтому назрела необходимость разработки республиканской целевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2013-2017 годы (далее - Программа). Программа будет способствовать устойчивому развитию отрасли и достижению стратегической цели развития агропромышленного комплекса в деле обеспечения продовольственной безопасности в Республике Дагестан.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы развития рыбного хозяйства в Республике Дагестан программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления настоящая Концепция обеспечивает связь между стратегическими задачами по развитию отрасли и практической их реализацией, что достигается применением программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления программой развития воспроизводства водных биологических ресурсов в следующей последовательности:

формирование целей и задач Программы обеспечения населения республики рыбной продукцией в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года и Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74 "Об утверждении Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы";

совершенствование системы управления водными биологическими ресурсами в связи с переходом на экосистемные методы;

мониторинг, применение экологически чистых технологий, минимизация вредных выбросов в водоемы;

развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и строительство в этих целях в республике на базе Дагестанского рыбоводного завода репродукционного комплекса осетроводства;

приоритетное развитие товарного осетроводства, садкового и бассейнового форелеводства;

создание условий для развития рыболовства, аква- и марикультуры путем привлечения инвестиций, разработки гарантий безопасности вложения средств, расширения сферы производства, создания рабочих мест;

развитие береговой инфраструктуры рыбопромышленного комплекса;

реализация мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов;

комплексное использование водных ресурсов с учетом интересов рыбного хозяйства;

обоснование и выбор вариантов решения проблемы обеспечения действующих и вновь создаваемых предприятий рыбохозяйственного комплекса республики рыбопосадочным материалом, а также технической оснащенности оборудованием для товарного выращивания осетровых и лососевых видов рыб, определение потребности в финансировании.

Формирование стратегических направлений повышения технической оснащенности предприятий рыбохозяйственного комплекса, занимающихся прибрежным рыболовством, а также товарным рыбоводством (осетроводство и форелеводство), предлагается осуществлять на основе анализа его современного состояния и прогноза развития рыбной отрасли.

Планируемые объемы приобретения технологического оборудования за период реализации Программы должны обеспечить улучшение качественных и количественных показателей по добыче, переработке и выращиванию водных биологических ресурсов предприятиями рыбохозяйственного комплекса республики.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить взаимосвязь действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического, технологического характера для решения вопросов, связанных с повышением технической оснащенности предприятий рыбохозяйственного комплекса республики, путем последовательного решения конкретных задач;

предусмотреть в республиканском бюджете Республики Дагестан средства на реализацию программных мероприятий;

включить в Программу оснащение предприятий рыбной отрасли технологическим оборудованием и рыбопосадочным материалом и полностью обеспечить их необходимыми ресурсами;

включить в Программу мероприятия для обеспечения их необходимыми ресурсами.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Анализ производственной деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса показывает, что по сравнению с 2010 годом в отрасли имеет место увеличение объемов выращивания и вылова биоресурсов и, соответственно, выпускаемой товарной пищевой рыбной продукции.

В результате выполнения мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 июля 2008 года N 237 "Об утверждении Правил предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий на государственную поддержку рыбной отрасли" в последнее три года удалось увеличить объемы выращиваемой прудовой рыбы. Так, если в 2007 году было выращено 620 тонн рыбы прудовой, озерной и в бассейнах, то в 2011 году эта цифра составила 1560 тонн. Кроме того, по прогнозам специалистов, в 2013-2017 годах состояние запасов по основным видам рыб - обыкновенной кильке, кефали, крупным пресноводным видам рыб по Западно-Каспийскому рыбопромысловому району будет увеличиваться.

Однако в целом принимаемые в республике меры не приводят к росту показателей по добыче водных биоресурсов. Так, до начала экономических преобразований республика добывала до 42,0 тыс. тонн рыбы. В настоящее время добыча рыбы значительно сократилась и в 2011 году составила 4429,95 тонны, что по сравнению с прошлым годом составляет 92,5 процента.

В 2011 году стоимость произведенной товарной продукции составила 99,5 млн. рублей, что на 13,4 процента меньше показателей 2010 года.

Такое резкое снижение объемов добычи рыбы в основном сложилось из-за слабой добычи кильки, кормовая база которой была сильно подорвана появившейся в последние годы в Каспии медузой-гребневиком.

К сожалению, увеличение масштабов браконьерства, а также загрязнение моря, связанное с разработкой шельфа Каспийского моря, привели к снижению запасов всех промысловых видов рыб.

Кроме того, технологическая и техническая оснащенность предприятий рыбного хозяйства находится на крайне низком уровне. В эксплуатации находятся малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие основные производственные фонды, которые не в состоянии выпускать конкурентоспособную рыбную продукцию.

Основным сдерживающим фактором развития рыбного хозяйства является ограниченность финансовых и материальных ресурсов у сельхозтоваропроизводителей.

Для реализации этих требований в наибольшей степени подходит программно-целевой метод решения проблемы, определяющий основные направления аграрной и промышленной политики в вопросах развития рыбного хозяйства и обеспечивающий координацию деятельности предприятий, организаций, финансовых институтов, инвесторов и органов государственного управления.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения


Рыбная отрасль Дагестана на современном этапе включает в себя более 100 рыбодобывающих, перерабатывающих, воспроизводственных и других предприятий различных форм собственности.

Наличие в республике большой протяженности прибрежной полосы и количества рек, нерестово-выростных водоемов, озерно-товарных хозяйств, построенных прудов, бросовых, засаленных земель, непригодных для сельского хозяйства и пригодных для разведения рыбы, способствует развитию прибрежного рыболовства и аквакультуры.

Одним из путей выхода из кризиса наряду с развитием прибрежного рыболовства может стать развитие аквакультуры в Дагестане. В частности, это выращивание осетровых видов рыб и товарное форелеводство в искусственно созданных прудах и бассейнах. Как показывает мировой опыт, ведущим объектом выращивания аквакультуры в республике могут стать как растительноядные рыбы, так и радужная форель. Продукты из осетровых и лососевых видов рыб (балычные изделия, пищевая икра и т.д.) относятся к деликатесной рыбной продукции, и цены на нее, равно как и спрос, стабильно высоки, поэтому производство этой рыбы имеет высокую рентабельность.

В Российской Федерации форелеводство является наиболее быстро развивающимся сектором товарного рыбоводства. В последние годы в России объем производства товарной форели вырос с 4,3 тыс. тонн в 2001 г. до 17,6 тыс. тонн в 2010 году. Развитие форелеводства в стране является хорошим примером эффективного использования природно-климатических условий, научно-технических достижений и творческого потенциала населения.

Дагестан располагает наиболее благоприятными условиями для выращивания товарной форели как в садках, так и в бассейнах.

В целом реализация Программы позволит довести добычу рыбы к 2017 году до семи тыс. тонн, обеспечить сельхозтоваропроизводителей высококачественным рыбопосадочным материалом - все это будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны.

Успешное развитие рыбного хозяйства, а следовательно, увеличение добычи и переработки рыбы повысит объем поступления финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.

В настоящей Концепции предлагаются следующие направления для развития рыбохозяйственного комплекса в Республике Дагестан до 2017 года:

восстановление и развитие ресурсной базы;

совершенствование нормативно-правовой базы;

усиление борьбы с браконьерством;

обеспечение потребности садковых хозяйств высококачественным рыбопосадочным материалом за счет государственной поддержки форелеводства в республике;

приобретение рыбоводческими хозяйствами необходимой техники, садков, холодильного оборудования.

При реализации Программы возможны риски, которые не позволят достичь поставленной цели. К основным рискам можно отнести:

риск в сфере сбыта рыбной продукции;

операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой, несоблюдением рекомендованных технологий;

недостаточное финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение научных исследований и научно-технических инновационных разработок;

дефицит государственной поддержки или изменение государственной политики по поддержке развития рыбного хозяйства в Республике Дагестан.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Программа рассчитана на пятилетний период, и предполагается, что ее реализация осуществится в три этапа: 2013-2014 годы, 2014-2015 годы, 2016-2017 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»