ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 августа 2011 года N 270
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 31.12.2013 N 724.
____________________________________________________________________
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Дагестан от 12.10.2012 N 343, НГР:RU05000201200292;
постановление Правительства Республики Дагестан от 18.02.2013 N 24, НГР:RU05000201300034;
постановление Правительства Республики Дагестан от 04.07.2013 N 338, НГР:RU05000201300233
постановление Правительства Республики Дагестан от 02.10.2013 N 456, НГР:RU05000201300420)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2011 г. N 112 "О Концепции республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011 - 2015 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 8, ст. 281) и в целях стимулирования развития жилищного строительства Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
3. Министерству финансов Республики Дагестан и Министерству экономики Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан разработать и утвердить муниципальные программы стимулирования развития жилищного строительства на 2011-2015 годы, предусмотрев при формировании местных бюджетов расходы на выполнение мероприятий программ.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Газимагомедова Р.К.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М. Абдуллаев
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан" на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства и жилищно-коммуна льного хозяйства Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан |
Основная цель Программы | обеспечение населения Республики Дагестан доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья |
Основные задачи Программы | формирование приоритетов развития жилищного строительства в Республике Дагестан; |
Срок и реализации Программы | 2011-2015 годы |
Система программных мероприятий | разработка и утверждение документов территориального планирования; |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы, составляет 424 269,56 млн рублей, из них средства: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | формирование агломераций крупных городов Республики Дагестан, обеспечивающих потребности населения в жилье; |
Контроль за реализацией Программы | координация деятельности участников Программы обеспечивается Советом при Президенте Республики Дагестан по реализации национальных проектов и демографической политике; |
* Прогнозная потребность для обеспечения льготных категорий граждан
Республика Дагестан имеет устойчивую и динамично развивающуюся строительную базу с необходимым потенциалом для реализации перспективных направлений социально-экономического и градостроительного развития территории.
Однако показатель ввода в действие жилых домов ниже среднего показателя по Российской Федерации. Так, в расчете на 1000 человек населения в 2009 г. введены в эксплуатацию жилые дома в городах и поселках городского типа - 480 кв. метров общей площади, в сельской местности – 322,8 кв. метра общей площади. В среднем по республике на 1000 человек в 2009 году введен 401 кв. метр жилья.
В целях разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, обеспечение граждан доступным жильем в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Республике Дагестан подготовлены инвестиционные проекты по развитию жилищного строительства в городских округах "город Махачкала", "город Дербент", "город Каспийск", "город Кизилюрт", "город Избербаш" и др., муниципальные комплексные программы жилищного строительства, предусматривающие ежегодный рост темпов строительства и ввода жилья на 10-15 процентов. В целях определения мест перспективной жилой застройки подготовлен реестр земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Согласно указанному реестру площадь зарезервированных земельных участков составляет 13,4 тыс. гектаров.
Многие проблемы строительного комплекса, такие как опережающий рост цен на материалы, комплектующие и энергоносители, приводящие к росту цен на жилье, обусловлены недостаточной эффективностью функционирования промышленности строительных материалов. В связи с этим стимулирование деятельности этой отрасли в настоящее время является важнейшей задачей государственного регулирования.
В республике из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов или производств не выпускаются такие строительные материалы, как цемент, гипс, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло и другие. Ввоз в республику значительных объемов строительных материалов и изделий приводит к удорожанию строящихся зданий и сооружений. В связи с этим должны быть проработаны вопросы создания новых современных производств по выпуску материалов и изделий в целях их паритетного экспорта. Производство основных видов стройматериалов является наиболее ресурсозатратным, с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий требуются крупные финансовые вложения со сроком окупаемости 5-7 лет. Затратной является транспортировка нерудных материалов и цемента. Также затратным является строительство инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий по производству строительных материалов.
Надолго затягивается процесс получения лицензии на добычу сырья для производства основных видов строительных материалов.
Анализ существующих проблем в жилищном строительстве показывает, что их можно разделить на две условные группы: проблемы, влияющие на активность предложения на рынке жилья, и проблемы, влияющие на активность спроса на жилье.
К проблемам, оказывающим негативное воздействие на объемы строительства жилья, следует отнести:
наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию;
отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.
В республике является проблематичным вопрос реализации мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства по предложенному в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы механизму. Воспользоваться механизмом подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы для строительства сетей муниципалитеты не смогли из-за действующих ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 92.1, п. 3), накладываемых на местные бюджеты по размеру дефицита;
недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства. Зафиксированное в 2008 г. замедление темпов роста ввода жилья свидетельствует о завершении семилетнего экономического цикла подъема строительной отрасли.
сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов на уровне 60-70 проц. и невозможностью для большинства предприятий строительной индустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Российской Федерации.
К основным факторам, негативно влияющим на динамику спроса на рынке жилья, относятся:
низкий уровень доходов населения. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, в 2009 году только 19 процентов населения республики имеет среднедушевой ежемесячный доход в 20000 рублей и выше. Таким образом, большинство населения не может рассчитывать в силу своих доходов на решение жилищной проблемы;
отсутствие на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких слоев населения с разной покупательной способностью, прежде всего для категорий граждан с низким уровнем доходов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отсутствие маневренного фонда муниципальных образований для предоставления таким гражданам жилья на условиях социального найма;
отсутствие необходимой нормативной базы, стимулирующей развитие системы жилищных строительных и накопительных кооперативов, позволяющей им участвовать в освоении земельных участков под комплексную массовую жилую застройку, и развитие системы строительных сберегательных касс.
Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса.
Использование программно-целевого метода обусловлено длительными сроками решения существующих проблем и требованием значительных бюджетных расходов, а также необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.
В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели Программы. К таким рискам можно отнести: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение федерального законодательства в области жилищного строительства, изменение стоимости сырья и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов.
Направления для решения этих проблем, предлагаемые настоящей Программой, соответствуют приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" и федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы.
Основной целью Программы является обеспечение населения Республики Дагестан доступным жильем путем реализации механизмов государственной поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья. Для достижения этой цели Правительством Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, органами исполнительной власти Республики Дагестан, финансовыми институтами проводится согласованная политика, направленная на сохранение и развитие потенциала строительного комплекса Республики Дагестан, формирование сегмента жилья экономического класса, комплексное освоение и развитие территорий, соблюдение социальных гарантий и конституционных прав граждан, связанных с улучшением их жилищных условий.
Основные задачи Программы:
1. Формирование приоритетов развития жилищного строительства в Республике Дагестан.
2. Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.
3. Развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения.
4. Формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий (далее - проекты КОРТ).
5. Развитие базы промышленности строительных материалов в Республике Дагестан (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и решений) с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке и формирование конкурентных преимуществ для продвижения продукции строительной индустрии республики на внешних рынках.
6. Снижение административных барьеров в строительстве.
7. Стимулирование частной инициативы граждан.
8. Выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
9. Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
10. Обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.
Таким образом, Программа ориентирована как на продолжение реализации и совершенствование существующих мер и механизмов государственной поддержки развития жилищного строительства, так и на поиск новых форм, создание условий для возникновения новых сегментов на рынке жилья, с целью наиболее полного учета потребности всех категорий населения республики в улучшении жилищных условий (приложение N 18 к Программе).
Сроки реализации Программы: 2011-2015 годы.
После завершения реализации Программы действие ее механизмов и мер государственной поддержки развития жилищного строительства будет продлено до 2020 года соответствующим нормативным правовым актом Республики Дагестан.
3.1. Мероприятия по снижению административных барьеров в строительстве
Анализ проблем в жилищном строительстве в Республике Дагестан, влияющих на активность предложения на рынке жилья, выявляет наличие административных барьеров, к которым приводит излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система получения исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям, разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию (на уровне муниципальном и естественных монополий).
По итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития 15 июля 2010 года в г. Волгограде принят Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по вопросу "О задачах субъектов Российской Федерации по снятию административных барьеров в строительстве", согласно которому с целью снижения (ликвидации) административных барьеров необходимо:
обеспечить завершение до 1 января 2012 года формирования системы документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, городских округов, городских поселений и муниципальных районов;
принять необходимые меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство;
принять меры, направленные на совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
завершить разработку и ускорить утверждение административных регламентов исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных функций и предоставления государственных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных проектов;
принять меры, направленные на предупреждение и устранение злоупотреблений сетевых компаний, выдающих технические условия;
осуществлять постоянный контроль за исполнением органами местного самоуправления и подведомственными организациями требований законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства, а также за соблюдением установленных законодательством сроков, состава подлежащей предоставлению документации и перечня органов, участвующих в ее согласовании, и принимать меры по устранению выявленных нарушений.