ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 1995 года N 144
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РА БОТЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Республики Дагестан от 08.10.2004 г. N 238}
В целях установления единого порядка взаимодействия органов Государственной службы занятости населения РД, работодателей, администраций городов и районов, профсоюзных организаций в случаях предстоящего массового высвобождения и выработки соответствующих мероприятий по сдерживанию высвобождения и смягчению его последствий и в соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения в Республике Дагестан.
2. Органам Государственной службы занятости населения Республики Дагестан, администрациям городов и районов, руководителям предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, независимо от форм собственности, при организации работы по содействию занятости в случаях предстоящего массового высвобождения руководствоваться настоящим Положением и принимать меры по сдерживанию высвобождения и смягчению его последствий.
Председатель Правительства Республики Дагестан А.Мирзабеков
Руководитель Администрации Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан А.Атаев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.07.95 г. N 144
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Дагестан "О занятости населения в Республике Дагестан" (с учетом изменений и дополнений, предусмотренных Законом Республики Дагестан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О занятости населения в Республике Дагестан", принятым 26 февраля 1993 г., постановлением Совета министров-Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", приказом Федеральной службы занятости России от 30 декабря 1993 г. N 161, и устанавливает критерии массового высвобождения работников и порядок организации работы органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан в условиях массового высвобождения в Республике Дагестан.
1.1. Под массовым высвобождением понимается расторжение по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации (далее - предприятие) трудового соглашения с работниками в связи с ликвидацией (банкротством) предприятия или его реорганизацией, требующей значительного сокращения численности работников за определенный календарный период, в соответствии со следующими критериями:
а/ высвобождение работников в результате ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 10 и более человек;
б/ сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:
10 и более человек при численности занятых на предприятии менее 100 человек за период 30 календарных дней;
10 проц.численности работающих при численности занятых на предприятии от 100 до 500 человек за период 60 календарных дней;
50 и более человек при численности занятых на предприятии свыше 500 человек за период 90 календарных дней;
в/ увольнение в течение 30 календарных дней работников в количестве одного процента от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в районах с общей численностью занятых менее 5 тыс.человек.
1.2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, представляют в центры по занятости и труду в городах и районах (далее - центры занятости) по месту своего расположения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по форме согласно приложению N 1.
1.3. Работодатели не позднее, чем за два месяца, обязаны сообщать в центры занятости по месту своего расположения сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме согласно приложению N 2.
2.1. Получив от работодателя, не менее чем за три месяца, информацию о планируемом массовом высвобождении работников с предприятия, центр занятости направляет своих специалистов на это предприятие, где совместно с администрацией уточняются причины предстоящего высвобождения, численность и квалификационно-должностной состав намечаемых к увольнению работников, возможность оказания предприятие финансовой помощи для сохранения рабочих мест в целях предотвращения массового высвобождения.
2.2. Центр занятости информирует администрацию и представителей работников о состоянии рынка труда в городе, районе, уровне безработицы, наличии вакантных рабочих мест, возможности использования учебных заведений для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников.
2.3. По итогам работы на предприятии совместно с администрацией, профсоюзным органом предприятия и города (района) разрабатывается программа мероприятий, направленных на сокращение масштабов высвобождения, определяются возможности трудоустройства высвобождаемых работников.
2.4. В программу мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения могут быть отнесены следующие:
уменьшение количества высвобождаемых за счет внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и вакантные должности
переподготовка и повышение квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора с последующим трудоустройством как на данном, так и на других предприятиях;
временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
прекращение использования работы по совместительству и сверхурочных работ;
перевод работников на режим неполного рабочего времени;
предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы;
другие меры.
2.5. Центр занятости обеспечивает:
проведение на предприятии консультаций и семинаров по вопросам законодательства о труде и занятости, состояния рынка труда;
информирование высвобождаемых работников о порядке работы центра занятости, видах предоставляемых услуг;
организацию работы по взаимодействию предприятий, испытывающих потребность в кадрах, с предприятиями, осуществляющими высвобождение в городе, районе;
организацию и проведение профориентационной работы среди высвобождаемых работников;
направление на профобучение высвобождаемых работников, желающих приобрести новую профессию;
определение необходимой финансовой помощи работодателю для сохранения кадрового потенциала предприятия, создания и сохранения рабочих мест, осуществления профессионального обучения высвобождаемых работников.
2.6. При необходимости выделения предприятию финансовых средств центр занятости подготавливает соответствующее заключение в Министерство занятости и труда РД с обоснованием предстоящих расходов средств Государственного фонда занятости населения Республики Дагестан и предполагаемого объема снижения массового высвобождения.
3.1. Взаимоотношения между работниками, работодателями и администрациями городов и районов в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.
3.2. Предложения профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, направляемые администрациям городов и районов и работодателям в связи с массовыми высвобождениями, подлежат рассмотрению в установленном порядке не позднее, чем в двухмесячный срок.
3.3. Администрациям городов и районов периодически, с учетом предложений органов службы занятости, целесообразно в период массового высвобождения в регионе:
анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда;
реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения;
организовывать проведение экспертизы финансового состояния предприятий и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;
координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций на предприятии при проведении массового высвобождения работников между руководством предприятия и профсоюзами;
оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам;
разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, развитию общественных работ;
готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий, инвестированию новых эффективных и трудоемких производств. 3.4. Администрации городов и районов по предложению центров занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высбождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением администрации города, района и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах:
Уровень безработицы Возможный срок
(в проц. от численности приостановки
занятых в регионе) высвобождения
3-5 до 1 месяца
5-7 до 2 месяцев
7-9 до 3 месяцев
9-11 до 4 месяцев
свыше 11 до 6 месяцев
В случае превышения уровня безработицы в регионе 11 процентов поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки:
Численность увольняемых Устанавливаемый срок
работников (чел.) поэтапного высвобождения
50 и более до 8 месяцев
200 и более до 10 месяцев
500 и более до 12 месяцев
3.5. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в городах и районах осуществляется за счет средств соответствующих городских и районных бюджетов, а в части предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы или вынужденно работающими в режиме неполного рабочего времени - за счет средств Государственного фонда занятости населения Республики Дагестан.
Работодатели могут участвовать в подготовке решений администраций городов и районов о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами.
3.6.Мероприятия по содействию занятости, проводимые при массовых увольнениях, влияющих на уровень безработицы в районе, городе, могут включаться в территориальные соглашения, заключаемые между соответствующими профсоюзными органами с Правительством Республики Дагестан, администрациями городов и районов и объединениями работодателей (работодателями). К указанным мероприятиям относятся: профессиональная переподготовка, повышение квалификации работников, трудоустройство которых затруднено из-за специфики профессий; оказание материальной помощи уволенным работникам и членам их семей при переезде к новому месту жительства; перепрофилирование предприятий и создание новых рабочих мест; приватизация предприятий; другие меры, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников. Финансирование мероприятий, включаемых в территориальные соглашения, определяется решением сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений.
3.7. При преждевременном расторжении трудового договора с работником в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности и штата работодатели перечисляют в Государственный фонд занятости населения Республики Дагестан средства в размере годового среднего заработка высвобождаемого работника.
3.8. При ликвидации предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), к ним применяются в установленном порядке специальные процедуры выполнения предприятиями своих обязательств перед работниками.
К ПОЛОЖЕНИЮ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
______________________________________
(полное наименование предприятия)
Адрес ________________________________
Телефон _____________________________
Списочная численность занятых на предприятии на дату увольнения
(чел.) ________________________________
Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.) ____________
Причина массового высвобождения __________________________________
Дата начала массового высвобождения _______________________________