ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 1993 года N 161


Об утверждении  Методических рекомендаций о порядке
организации работы органов службы занятости
в условиях массового высвобождения

В целях совершенствования работы центров занятости населения по содействию занятости в условиях массового высвобождения ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить одобренные коллегией Федеральной службы занятости России методические рекомендации "О порядке организации работы органов службы занятости по содействию занятости в условиях массового высвобождения".

2. Управлению содействия трудоустройству и поддержки занятости (Харламов А.С.):

направить методические рекомендации в заинтересованные министерства и ведомства Российской Федерации;

изучать практику применения данного документа в городских (районных) ЦЗ и при необходимости вносить изменения и дополнения.

3. Руководителям органов федеральной государственной службы занятости населения республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

при решении вопросов, связанных с организацией взаимодействия органов службы занятости с предприятиями, учреждениями и организациями, планирующими или осуществляющими высвобождение работников, руководствоваться настоящими методическими рекомендациями;

обеспечить доведение методических рекомендаций "О порядке организации работы органов службы занятости в условиях массового высвобождения" до подведомственных органов службы занятости населения;

при необходимости разработать и утвердить соответствующие положения, руководствуясь при этом нормами данных рекомендаций;

ежеквартально представлять отчетность по ведомственным формам, приведенным в приложении 3 настоящих методических рекомендаций;

до 1 июля 1994 года представить в ФСЗ России отчет о практике применения методических рекомендаций, а также возможные замечания и предложения по их доработке.

4. Считать утратившими силу:

пункт 5.3 приказа ФСЗ России от 1 июня 1993 г. N 70;

письмо ФСЗ России от 21 января 1993 г. N С-1-10-60.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.

Приложение
к приказу Федеральной службы
занятости России
от 30 декабря 1993 года N 161

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке организации работы органов службы занятости
по содействию занятости в условиях массового высвобождения

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Законом Российской Федерации  "О занятости населения в Российской Федерации" и "Положением  об  организации  работы  по  содействию  занятости  в условиях массового   высвобождения"*,  утвержденного  Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  5  февраля 1993 года  N  99,  в  целях  оказания  методической  помощи  органам федеральной государственной службы занятости в организации работы по содействию занятости граждан в условиях массового высвобождения.

----------------

* Далее - Положение

I. Общие положения

1. В настоящих Методических рекомендациях определяется примерный порядок организации работы органов службы занятости на различных этапах реализации программ по адаптации рабочей силы при массовых высвобождениях. Основным условием успешного осуществления этих программ является эффективное использование периода времени до начала массовых высвобождений для оказания увольняемым работникам помощи в обеспечении их занятости.

2. В контексте данных рекомендаций под массовыми высвобождениями понимается расторжение по инициативе администрации предприятия, организации учреждения* трудового соглашения с работниками в связи с ликвидацией (банкротством) предприятия или его реорганизацией, требующей значительного сокращения численности, в соответствии с определенными критериями.

----------------

* Далее - предприятие

В соответствии с Положением могут использоваться следующие критерии:

высвобождение работников в результате ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:

50 и более человек - в течение 30 календарных дней;

200 и более человек - в течение 60 календарных дней;

500 и более человек - в течение 90 календарных дней;

увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Установление этих критериев вызвано необходимостью регулировать численность высвобождаемых работников за определенный календарный период в зависимости от конкретной ситуации на рынке труда.

Местные органы государственной власти могут устанавливать иные критерии массового высвобождения, усиливающие социальную защищенность населения.

3. В случае, если массовые высвобождения осуществляются на градообразующем предприятии или на ряде предприятий города (района) одновременно, и тем самым вызывают кризисную ситуацию на местном рынке труда, Центр занятости населения* может предложить работодателю и представителям работников создать непосредственно на предприятии комиссию экстренной помощи (КЭП) с привлечением к работе в ней представителей администрации города (района), предприятия, профсоюзных органов или иных органов, представляющих интересы трудового коллектива, службы занятости и других организаций, заинтересованных в решении проблем занятости, для более эффективной реализации мер по сокращению численности высвобождаемых работников и создания благоприятных условий их дальнейшего трудоустройства (Принципы формирования и организации работы КЭП - Приложение N 1).

----------------

* Далее - Центр занятости

II. Организация работы центра занятости города (района)
по сбору информации о возможных массовых высвобождениях

1. Для организации планомерной работы по предотвращению негативных последствий возможных массовых высвобождений Центр занятости при необходимости формирует картотеку, содержащую следующие сведения о каждом предприятии города (района):

- наименование предприятия с указанием отраслевой принадлежности;

- фамилии, инициалы и телефоны руководителя предприятия, начальника отдела кадров и главного бухгалтера;

- общая численность работающих, в т.ч. рабочих;

- основные профессии (должности);

- средняя заработная плата по предприятию;

- ежемесячные данные о численности высвобождаемых работников, численности направленных на предприятие, трудоустроенных за это время и количестве свободных рабочих мест (Карточка предприятия Приложение N 2).

2. Специалисты Центра занятости проводят сбор информации о предприятиях города (района), планирующих или осуществляющих массовые высвобождения, посредством:

- личных контактов с руководителями предприятий, работниками кадровых служб, профсоюзных органов, увольняемыми работниками, обратившимися в Центр занятости в поисках работы;

- письменной информации, направляемой работодателями в Центр занятости за три месяца до начала высвобождения в соответствии с законодательством;

- анализа госстатотчетности на основе формы N 1-Т (почтовая ежемесячная, раздел II "Движение рабочей силы и предполагаемое высвобождение работников"), представляемой предприятиями в органы государственной статистики ежемесячно.

3. Обобщив и проанализировав собранную информацию о предполагаемых массовых высвобождениях, Центр занятости:

- выявляет степень влияния возможного притока рабочей силы на местный рынок труда и уровень безработицы;

- вносит предложения в местные органы государственной власти о корректировке программ занятости с учетом условий, складывающихся на местном рынке труда на период массовых высвобождений, и намечает способы их реализации;

- ежеквартально подготавливает и направляет информацию о масштабах предполагаемых массовых высвобождений и намечаемых мероприятиях по их сокращению (смягчению) в региональную службу занятости и ФСЗ России по установленной форме (Форма "Сведения Центра занятости о предстоящих массовых высвобождениях на предприятиях города (района)" - Приложение N 3, формы 1, 2).

III. Порядок работы Центра занятости в условиях
предстоящего массового высвобождения работников предприятий

1. Получив от работодателя не менее чем за три месяца информацию о планируемом массовом высвобождении работников предприятия (форма N 1 Положения), Центр занятости направляет своих специалистов на это предприятие, где совместно с администрацией уточняет сведения по следующим вопросам:

- отношение администрации предприятия к сотрудничеству с Центром занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и профессиональном переобучении высвобождаемых работников. Эффективной формой такого сотрудничества может стать совместное участие в работе комиссии экстренной помощи;

- причины предстоящего высвобождения;

- численность и квалификационно-должностной состав намечаемых к увольнению работников предприятия;

- меры, предпринимаемые руководством предприятия для стабилизации производства, финансового положения, сокращения простоев и числа высвобождаемых;

- возможность оказания предприятию финансовой помощи для сохранения рабочих мест в целях предотвращения массового увольнения;

- предполагаемые действия по предотвращению увольнений или значительному их сокращению за счет перераспределения рабочей силы внутри предприятий, в том числе с помощью повышения квалификации рабочих и обучения их новым профессиям на учебной базе этого предприятия, других предприятий города (района) или Центра занятости;

- наличие в коллективном договоре предприятия раздела по занятости работников и вероятность реализации намеченных в нем мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников. В случае, если при заключении коллективного договора не были предусмотрены меры, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников, специалисты Центра занятости могут внести предложения о создании комиссии из представителей администрации, профсоюза и работников, уполномоченных органами государственной власти, для разработки мероприятий по содействию занятости работников и принять участие в ее работе. Подготовленные мероприятия включаются отдельным разделом в коллективный договор предприятия. (Примерная структура раздела по занятости работников коллективного договора предприятия Приложение N 4);

2. Специалисты Центра занятости информируют администрацию предприятия о состоянии местного рынка труда, об уровне реальной безработицы, наличии в Центре занятости вакантных мест с указанием профессий (специальности) и квалификации, возможности использования учебных заведений, в том числе находящихся в подчинении других предприятий города (района), для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников, а также - услугах, предоставляемых службой занятости.

3. По итогам работы на предприятии специалисты Центра занятости обобщают собранную информацию и разрабатывают с администрацией, профсоюзным органом предприятия и города (района) совместную программу действий, предусматривающую следующие разделы:

3.1. Мероприятия, направленные на смягчение отрицательных последствий в результате массовых высвобождений:

- уменьшение количества высвобождаемых за счет внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и вакантные должности;

- переподготовка и повышение квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора с последующим трудоустройством как на данном, так и других предприятиях;

- временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;

- прекращение использования работы по совместительству и сверхурочных работ;

- перевод работников на режим неполного рабочего времени;

- предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы;

- добровольный уход на пенсию работников пенсионного и предпенсионного возраста;

- другие меры.

3.2. Выполнение Центром занятости комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи предприятию в решении проблемы высвобождения:

- проведение консультаций и семинаров на предприятии по вопросам действующего законодательства о труде и занятости, состояния местного рынка труда;

- обеспечение предприятия нормативными документами, методическими и информационно-справочными материалами по занятости;

- информирование высвобождаемых работников о порядке работы Центра занятости, видах предоставляемых им услуг;

- организация работы по взаимодействию предприятий города (района), испытывающих потребность в кадрах, с предприятиями, осуществляющими высвобождение;

- совместно с представителями предприятия проведение анкетирования среди высвобождаемых работников с целью определения желающих пройти переобучение, повысить квалификацию по имеющейся профессии исходя из потребностей рынка труда, заняться предпринимательской деятельностью и готовых пройти тестирование для определения профессиональных наклонностей (Анкета для опроса увольняемого работника в условиях массового высвобождения Приложение N 5);

- организация и проведение профориентационной работы среди высвобождаемых работников;

- предоставление информации о наличии рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях города (района);

- содействие направлению высвобождаемых работников, изъявивших желание пройти профессиональное обучение в образовательных учреждениях, в том числе учебных центрах службы занятости, образовательных подразделениях предприятий, имеющих лицензии для осуществления профессионального обучения;

- определение необходимой финансовой помощи работодателю для сохранения кадрового потенциала предприятия, создания и сохранения рабочих мест, осуществление профессионального обучения высвобождаемых работников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»