Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 года N 946-п

Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 04.06.2008 N 260-п

В редакции

Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020

В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п"О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую новую редакцию областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ярославской области от 04.06.2008 N 260-п"О проекте областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.

4. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з"Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы".

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 23.09.2009 N 946-п

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2012 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


В редакции

Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020

Наименование Программы

областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы";

 - постановление Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года"

Куратор Программы

Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области

Ответственный исполнитель Программы

департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК)

Исполнители Программы

органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области

Основной разработчик Программы

- департамент АПК

Цель и задачи Программы

целью Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

задачами Программы являются:
 - создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса;

 - развитие животноводства и птицеводства;

 - развитие растениеводства;

 - развитие и поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности;

 - достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;

 - снижение рисков в агропромышленном комплексе;

 - развитие пищевой и перерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной;

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- использование консалтинговых услуг
 - объемы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;

 - производительность труда в сельскохозяйственных организациях

Сроки реализации Программы

2008-2012 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

общая потребность в финансовых ресурсах составляет 18 656,13 млн. рублей, в том числе:
 - за счёт средств областного бюджета - 3 833,95 млн. рублей;

 - за счет внебюджетных источников - 8 836,00 млн. рублей;

 - предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета - 5 876,18 млн. рублей;

 - предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов - 110,00 млн. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы

- увеличение объёма производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 21,8 процента по сравнению с уровнем 2006 года;

 - повышение производительности труда в хозяйствах всех категорий на 30,4 процента по сравнению с уровнем 2006 года

Ответственное лицо
 для контактов

Филиппов Валентин Леонидович - дир ектор департамента АПК, тел. 31-47-29

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

В редакции

Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020

млн. рублей

Наименование ресурсов

Всего
 по
 Программе

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Финансовые ресурсы, в том числе:

18656,13

3276,31

3134,42

3440,70

3840,50

4964,20

- областной бюджет

3833,95

511,74

528,84

579,37

975,00

1239,00

- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета

5876,18

983,57

1209,58

1288,03

1185,00

1210,00

- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов

110,00

-

25,00

50,00

-

35,00

- внебюджетные источники

8836,00

1781,00

1371,00

1523,30

1680,50

2480,20

I. Содержание проблемы


В агропромышленном комплексе Ярославской области в течение длительного периода отмечается сокращение сельскохозяйственного производства. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площади зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объёмы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.

Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем на 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году.

Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2007 году составила 94,4 процента, специалистами - 92,7 процента.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области в 2007 году составила 6053 рубля, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.

Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 процента, в то же время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов (разница более чем в 5 раз). В связи с этим в 2007 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов - в 1,3 раза.

Технологическое оборудование (молокопроводы, система водоснабжения, холодильники, транспортёры и т.д.) в большинстве животноводческих ферм физически и морально устарело. В связи с этим из-за частых поломок значительно увеличиваются трудозатраты и финансовые средства на приобретение запасных частей и проведение ремонтов. В растениеводстве практически отсутствует оборудование для первичной подработки продукции (сортировально-упаковочные и моечные аппараты, весовое хозяйство и т.д.).

Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение её качества.

В настоящее время остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2007 году объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 8,2 процента от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. Это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

В связи с тем, что в течение длительного времени существенным образом не улучшаются внешние и внутренние условия ведения хозяйственной деятельности, удельный вес убыточных предприятий не сокращается: за 2001 год данный показатель составил 43 процента, за 2007 год - 43,3 процента.

На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.

Основными причинами ухудшения экономических показателей производственно-финансовой деятельности агропромышленного комплекса являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи, по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;

- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- отсутствие экономических условий для альтернативной занятости населения, проживающего в сельской местности;

- исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

Мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в рамках реализации Федерального закона от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" существенно не влияют на улучшение их финансового положения.

Отставание в развитии характерно и для большинства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области.

В Программе предусматривается развитие тех предприятий перерабатывающей промышленности (комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей, консервной), которым требуется государственная поддержка. (абзац в редакции Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020)

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, по итогам работы за 2007 год отмечен рост производства цельномолочной продукции, комбинированных кормов, консервов молочных и мясных. В то же время по сравнению с предыдущим годом в Ярославской области произошло снижение производства основных продовольственных продуктов: хлеба и хлебобулочных изделий (93,1 процента), макаронных изделий (48,4 процента), колбасных изделий (97,8 процента), сыров (92,1 процента), муки (89,9 процента), круп (49,1 процента), мяса и субпродуктов 1 категории (74,7 процента).

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области получен убыток 292,9 млн. рублей. В результате финансовое состояние предприятий остается тяжелым, они постоянно испытывают недостаток оборотных средств, средств на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение. Все это сдерживает обновление основных фондов и внедрение новых технологий.

За 2007 год показатель обновления основных фондов на предприятиях хлебопекарной промышленности составил около 7,0 процента, при износе основных средств - 55,0 процента, на предприятиях: мукомольной промышленности - 1,2 процента и 61,3 процента; комбикормовой промышленности - 2,8 процента и 60,0 процента; молокоперерабатывающей промышленности - 6,6 процента и 53,4 процента соответственно.

За 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности на строительство, развитие производства и техническое перевооружение было направлено 586,2 млн. рублей, в том числе собственных средств - 448,7 млн. рублей, субсидированных кредитов оформлено на сумму 35,0 млн. рублей, хотя потребность в несколько раз больше.

Отсутствие государственной поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности приведет к дальнейшему снижению показателя обновления основных фондов и увеличению износа технологического оборудования.

Реконструкция, модернизация, обновление основных фондов предприятий даст возможность расширить ассортимент, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

В связи с этим становится очевидным, что создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, сохранение и ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, повышение качества продукции являются важной целью развития агропромышленного комплекса Ярославской области.

Динамичное и эффективное развитие агропромышленного комплекса должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения Ярославской области будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Ярославской области.

Реализации мероприятий Программы предусматривает учёт сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые влияют и могут повлиять на развитие агропромышленного комплекса.

К сильным сторонам агропромышленного комплекса Ярославской области относятся:

- опыт в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

- наличие хорошей базы для подготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса;

- сотрудничество с основными потребителями сельскохозяйственной продукции - городом Москвой и Московской областью;

- государственная поддержка на областном уровне мероприятий Программы и на федеральном уровне на условиях софинансирования в рамках Государственной программы, утверждённой постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

К слабым сторонам агропромышленного комплекса Ярославской области относятся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»