ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 года N 946-п
Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 04.06.2008 N 260-п
В редакции
Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п"О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую новую редакцию областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ярославской области от 04.06.2008 N 260-п"О проекте областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
4. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з"Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы".
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 23.09.2009 N 946-п
В редакции
Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020
Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; |
Куратор Программы | Боровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области |
Ответственный исполнитель Программы | департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области |
Основной разработчик Программы | - департамент АПК |
Цель и задачи Программы | целью Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; |
задачами Программы являются: | |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - использование консалтинговых услуг |
Сроки реализации Программы | 2008-2012 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | общая потребность в финансовых ресурсах составляет 18 656,13 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - увеличение объёма производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 21,8 процента по сравнению с уровнем 2006 года; |
Ответственное лицо | Филиппов Валентин Леонидович - дир ектор департамента АПК, тел. 31-47-29 |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
В редакции
Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020
млн. рублей
Наименование ресурсов | Всего | В том числе по годам | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Финансовые ресурсы, в том числе: | 18656,13 | 3276,31 | 3134,42 | 3440,70 | 3840,50 | 4964,20 |
- областной бюджет | 3833,95 | 511,74 | 528,84 | 579,37 | 975,00 | 1239,00 |
- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета | 5876,18 | 983,57 | 1209,58 | 1288,03 | 1185,00 | 1210,00 |
- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов | 110,00 | - | 25,00 | 50,00 | - | 35,00 |
- внебюджетные источники | 8836,00 | 1781,00 | 1371,00 | 1523,30 | 1680,50 | 2480,20 |
В агропромышленном комплексе Ярославской области в течение длительного периода отмечается сокращение сельскохозяйственного производства. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площади зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объёмы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.
Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем на 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году.
Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2007 году составила 94,4 процента, специалистами - 92,7 процента.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области в 2007 году составила 6053 рубля, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.
Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 процента, в то же время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов (разница более чем в 5 раз). В связи с этим в 2007 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов - в 1,3 раза.
Технологическое оборудование (молокопроводы, система водоснабжения, холодильники, транспортёры и т.д.) в большинстве животноводческих ферм физически и морально устарело. В связи с этим из-за частых поломок значительно увеличиваются трудозатраты и финансовые средства на приобретение запасных частей и проведение ремонтов. В растениеводстве практически отсутствует оборудование для первичной подработки продукции (сортировально-упаковочные и моечные аппараты, весовое хозяйство и т.д.).
Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение её качества.
В настоящее время остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2007 году объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 8,2 процента от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. Это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
В связи с тем, что в течение длительного времени существенным образом не улучшаются внешние и внутренние условия ведения хозяйственной деятельности, удельный вес убыточных предприятий не сокращается: за 2001 год данный показатель составил 43 процента, за 2007 год - 43,3 процента.
На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.
Основными причинами ухудшения экономических показателей производственно-финансовой деятельности агропромышленного комплекса являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи, по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- отсутствие экономических условий для альтернативной занятости населения, проживающего в сельской местности;
- исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в рамках реализации Федерального закона от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" существенно не влияют на улучшение их финансового положения.
Отставание в развитии характерно и для большинства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области.
В Программе предусматривается развитие тех предприятий перерабатывающей промышленности (комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей, консервной), которым требуется государственная поддержка. (абзац в редакции Постановления Правительства ЯО от 27.01.2010 N 15-п ru 76000201000020)
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, по итогам работы за 2007 год отмечен рост производства цельномолочной продукции, комбинированных кормов, консервов молочных и мясных. В то же время по сравнению с предыдущим годом в Ярославской области произошло снижение производства основных продовольственных продуктов: хлеба и хлебобулочных изделий (93,1 процента), макаронных изделий (48,4 процента), колбасных изделий (97,8 процента), сыров (92,1 процента), муки (89,9 процента), круп (49,1 процента), мяса и субпродуктов 1 категории (74,7 процента).
По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области получен убыток 292,9 млн. рублей. В результате финансовое состояние предприятий остается тяжелым, они постоянно испытывают недостаток оборотных средств, средств на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение. Все это сдерживает обновление основных фондов и внедрение новых технологий.
За 2007 год показатель обновления основных фондов на предприятиях хлебопекарной промышленности составил около 7,0 процента, при износе основных средств - 55,0 процента, на предприятиях: мукомольной промышленности - 1,2 процента и 61,3 процента; комбикормовой промышленности - 2,8 процента и 60,0 процента; молокоперерабатывающей промышленности - 6,6 процента и 53,4 процента соответственно.
За 2007 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности на строительство, развитие производства и техническое перевооружение было направлено 586,2 млн. рублей, в том числе собственных средств - 448,7 млн. рублей, субсидированных кредитов оформлено на сумму 35,0 млн. рублей, хотя потребность в несколько раз больше.
Отсутствие государственной поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности приведет к дальнейшему снижению показателя обновления основных фондов и увеличению износа технологического оборудования.
Реконструкция, модернизация, обновление основных фондов предприятий даст возможность расширить ассортимент, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
В связи с этим становится очевидным, что создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, сохранение и ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, повышение качества продукции являются важной целью развития агропромышленного комплекса Ярославской области.
Динамичное и эффективное развитие агропромышленного комплекса должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения Ярославской области будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Ярославской области.
Реализации мероприятий Программы предусматривает учёт сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые влияют и могут повлиять на развитие агропромышленного комплекса.
К сильным сторонам агропромышленного комплекса Ярославской области относятся:
- опыт в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
- наличие хорошей базы для подготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса;
- сотрудничество с основными потребителями сельскохозяйственной продукции - городом Москвой и Московской областью;
- государственная поддержка на областном уровне мероприятий Программы и на федеральном уровне на условиях софинансирования в рамках Государственной программы, утверждённой постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
К слабым сторонам агропромышленного комплекса Ярославской области относятся: