ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2011 года N 726-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 06.10.2010 N 740-п
На основании Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановления Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в областную целевую программу "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 06.10.2010 N 740-п "Об областной целевой программе "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы", изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).
2. Департаменту финансов Ярославской области при уточнении областного бюджета на 2011 год учесть изменение, указанное в пункте 1.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления
Правительства области
от 20.09.2011 N 726-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы
I. Общие положения
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент информатизации и связи Ярославской области |
Исполнители ОЦП | департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области; |
Участники ОЦП | открытое акционерное общество "Ростелеком"; |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | прочие органы государственной власти Ярославской области (далее - ОГВ), органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее – ОМСУ), государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры области |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | прочие ОГВ, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры области, ИКТ-компании области |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2013 |
Куратор ОЦП | Бушуев Алексей Владимирович - заместитель Губернатора области |
Ответственные лица для контактов | Воронцов Александр Юрьевич - директор департамента информатизации и связи Ярославской области, тел. 401-634; |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dis/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования | Единица измерения | Объём финансирования | |||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Областной бюджет | тыс. руб. | 1239891 | 161791 | 603400 | 474700 |
Внебюджетные источники | тыс. руб. | 453300 | 145000 | 150800 | 157500 |
Справочно: | тыс. руб. | ||||
Местные бюджеты | тыс. руб. | 9800 | 800 | 9000 | - |
Всего | тыс. руб. | 1702991 | 307591 | 763200 | 632200 |
II. Содержание проблемы
Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Основные цели и задачи органов государственной власти Российской Федерации по содействию этому процессу сформулированы в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение ИКТ для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.
По итогам 2009 года Ярославская область заняла 21 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню готовности к информационному обществу (рейтинг подготовлен Институтом развития информационного общества при участии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации). Существующая информационно-телекоммуникационная инфраструктура региона в настоящее время еще далека от уровня, обеспечивающего ее максимально эффективное использование. Это препятствует развитию информационного общества на территории области. Для достижения существенного прогресса в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона необходимы целенаправленные усилия ОГВ, граждан и бизнеса.
В 2009 году задача перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде была определена руководством Российской Федерации как государственный приоритет. Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, предусматривает доведение к 2015 году доли государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг до 100 процентов. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р первоочередные государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид уже к 01 января 2014 года.
На сегодняшний день в Ярославской области ведется Электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства области от 02.06.2010 N 374-п "Об Электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области", введена в эксплуатацию региональная комплексная информационная система "Государственные услуги - Ярославская область", начат процесс перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Для обеспечения своевременного и качественного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимы координация усилий всех ОИВ и ОМСУ, планомерная работа под контролем Правительства области, эффективное межведомственное взаимодействие. Кроме того, начало обращения юридически значимых электронных документов предъявляет принципиально новые требования к информационной безопасности и надежности функционирования ИТ-инфраструктуры. Решение этой задачи является самостоятельным направлением деятельности. Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид в рамках ОЦП позволит качественно и в установленные Правительством Российской Федерации сроки достичь необходимых результатов.
Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований Ярославской области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию сети Интернет и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.
Сохраняется низкий уровень оснащенности средствами ИКТ государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры и образования, необходимо развитие инфраструктуры их доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интернет. Кроме того, требует решения проблема недостаточной компетенции работников государственных и муниципальных учреждений в области ИТ.
Сохраняются значительные различия между ОГВ в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. На начальной стадии развития находятся многие государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам ОГВ и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия ОГВ между собой, с населением и организациями. Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах регионального уровня, при отсутствии эффективных механизмов контроля её использования также создает угрозу нарушения прав граждан. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" решение этой проблемы возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С развитием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС появилась возможность использовать результаты космической деятельности для решения ряда задач социально-экономического развития региона: повышения эффективности управления движением транспортных средств по территории области и уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, повышения точности и сокращения времени проведения геодезических и кадастровых работ. Федеральный закон от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" предписывает органам исполнительной власти регионов обеспечить навигационным оборудованием транспортные средства, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с предлагаемыми в ОЦП направлениями развитие информационно-технологической инфраструктуры ОИВ потребует создания развитой системы эксплуатации государственных информационных систем и технических средств. В соответствии с рекомендациями федеральных органов власти в ОЦП предусмотрены мероприятия по созданию оператора инфраструктуры электронного правительства региона.
Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост прежде всего обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий.
Современным инструментом повышения конкурентоспособности, в том числе инструментом, стимулирующим распространение новых технологий, является кластерный подход.
Одним из перспективных кластеров, создаваемых на территории Ярославской области, может стать ИТ-кластер. Для его формирования существуют все предпосылки, так как основные направления деятельности ИТ-кластера связаны с наиболее развитыми на территории области ИКТ-отраслями, такими как:
- разработка и производство суперкомпьютеров на базе Института программных систем Российской академии наук имени А.К. Айламазяна;
- разработка прикладного программного обеспечения (в Ярославской области существуют как разработчики готовых систем, так и большое количество малых предприятий, занимающихся офшорным программированием).
Формирование ИТ-кластера в Ярославской области позволит повысить социально-экономический потенциал и инвестиционную привлекательность области, обеспечит повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных отраслей экономики области, позволит расширить рынки и объемы сбыта ИТ-продуктов и ИТ-услуг, создаст благоприятные условия для развития кадрового потенциала в сфере ИТ.
SWОT-анализ процесса развития информатизации Ярославской области представлен в приложении 1 к ОЦП.
III. Цели ОЦП
N п/п | Наименование | Показатель | Обоснование планового значения показателя | ||||||
наименование | весовой коэффициент | единица измерения | значение | ||||||
базовое | планируемое | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Создание условий для развития информационного общества на территории Ярославской области | место Ярославской области в итоговом рейтинге готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу | 0,4 | место | 21 | 20 | 15 | 12 | показатель рассчитывается Институтом развития информационного общества, показывает уровень продвижения к информационному обществу относительно других регионов. Московская область на 13 месте |
2. | Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг на основе перевода их в электронный вид и обеспечения межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг | доля государственных и муниципальных услуг, которые население может получить в электронном виде или с использованием межведомственного взаимодействия, в общем объеме государственных и муниципальных услуг Ярославской области | 0,3 | % | 1 | 10 | 60 | 70 | |
3. | Развитие ИТ-отрасли на территории Ярославской области | прирост объема продукции в денежном выражении, произведенной в отрасли информационных технологий (к уровню 2011 года) | 0,1 | % | 0 | 0 | 15 | 25 | |
4. | Повышение эффективности работы ОГВ и ОМСУ за счет развития современных информационно-телекоммуникационных технологий | доля ОИВ и ОМСУ, осуществляющих информационный обмен по защищенной сети передачи данных | 0,2 | % | 85 | 90 | 100 | 100 | Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" |
IV. Задачи ОЦП
N п/п | Наименование | Весовой коэффициент | Результат | |||||
наименование | единица измерения | значение | ||||||
всего | плановое | |||||||
2011 | 2012 | 2013 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Цель - создание условий для развития информационного общества на территории Ярославской области | |||||||
1.1. | Задача 1. Внедрить современные ИКТ в здравоохранение Ярославской области | 0,35 | количество медицинских учреждений, где используются информационные системы поддержки оказания медицинской помощи и ведутся карты истории болезни пациентов в электронном виде | шт. | 35 | 7 | 12 | 16 |
1.2. | Задача 2. Обеспечить образовательные учреждения компьютерной техникой, программным обеспечением, развить корпоративную образовательную сеть Ярославской области и внедрить системы дистанционного обучения | 0,15 | количество общеобразовательных учреждений, получивших широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью 2 Мбит/с и выше | шт. | 180 | 36 | 99 | 45 |
0,09 | количество общеобразовательных учреждений, начавших дистанционное обучение обучающихся | шт. | 65 | 20 | 20 | 25 | ||
1.3. | Задача 3. Внедрить информационные системы управления деятельностью образовательных учреждений и создать условия для предоставления услуг в электронном виде в сфере образования | 0,03 | количество общеобразовательных учреждений, начавших использование сервиса "электронный дневник" | шт. | 450 | 135 | 180 | 135 |
0,03 | количество учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, начавших использование для зачисления сервис "электронная очередь в дошкольные учреждения" | шт. | 290 | 5 | 112 | 173 | ||
1.4. | Задача 4. Подключить учреждения культуры к сети Интернет, оснастить их компьютерной техникой и программным обеспечением, создать информационные ресурсы, направленные на развитие культуры и гуманитарного просвещения | 0,15 | количество общедоступных публичных государственных и муниципальных библиотек, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет (со скоростью доступа 512 Кбит/с и выше) | шт. | 270 | 0 | 180 | 90 |
0,09 | количество цифровых изображений музейных предметов | шт. | 500 тыс. | 188 тыс. | 192 тыс. | 120 тыс. | ||
1.5. | Задача 5. Создать единую автоматизированную архивную информационную систему Ярославской области | 0,05 | количество архивных документов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму | шт. | 9000 | 3000 | 3000 | 3000 |
1.6. | Задача 6. Создать и развить бесплатные центры общественного доступа к информационным ресурсам и услугам на базе бюджетных учреждений области | 0,03 | количество городских и сельских поселений, имеющих бесплатные центры общественного доступа к информационным ресурсам и услугам | шт. | 17 | 0 | 11 | 6 |
1.7. | Задача 7. Создать на территории области центры повышения компьютерной грамотности населения, реализовать программы по снижению "цифрового неравенства" | 0,03 | количество граждан, обученных навыкам владения персональным компьютером, работе в сети Интернет, получивших навыки работы с электронными государственными и муниципальными услугами | чел. | 3350 | 550 | 1200 | 1600 |
2. | Цель - повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг на основе перевода их в электронный вид и обеспечения межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг | |||||||
Задача 8. Осуществить перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и обеспечить межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг | 1,00 | количество государственных и муниципальных услуг, которые население может получить в электронном виде или с использованием межведомственного взаимодействия, в общем объеме государственных и муниципальных услуг Ярославской области, с учетом их поэтапного перевода в электронный вид (2011 год - 3 этап, 2012 год - 4 этап, 2013 год - 5 этап) | шт. | 196 | 28 | 140 | 28 | |
3. | Цель - развитие ИТ-отрасли на территории Ярославской области | |||||||
Задача 9. Разработать принципы функционирования ИТ-кластера, обеспечить его организационное оформление и реализовать мероприятия по созданию условий его формирования | 1,00 | среднесписочная численность работников, занятых в сфере ИКТ в Ярославской области | шт. | 4000 | 2600 | 3000 | 4000 | |
4. | Цель - повышение эффективности работы ОГВ и ОМСУ за счет развития современных ИКТ | |||||||
4.1. | Задача 10. Создать информационно-технологическую инфраструктуру и информационные системы оператора электронного правительства Ярославской области | 0,05 | в операторе внедрены бизнес-процессы и информационно-технические средства для выполнения функций оператора электронного правительства Ярославской области | да/нет | да | да | да | да |
4.2. | Задача 11. Модернизировать серверное и сетевое оборудование, развить системы управления инфраструктурой мультисервисной информационно-телекоммуникацион-ной сети (далее - МИТС) для обеспечения работы информационных систем электронного правительства Ярославской области | 0,02 | количество ОИВ, имеющих возможность беспроводного подключения к МИТС | шт. | 9 | 0 | 4 | 5 |
0,07 | количество виртуализированных серверных приложений и служб МИТС ОИВ ЯО | шт. | 70 | 56 | 5 | 9 | ||
4.3. | Задача 12. Обеспечить информационную безопасность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и развить систему бесперебойного функционирования МИТС ОИВ | 0,11 | количество ОИВ, осуществляющих информационный обмен по защищенной сети передачи данных | шт. | 25 | 23 | 24 | 25 |
4.4. | Задача 13. Модернизировать узлы доступа, развить каналы связи МИТС, корпоративную телефонную сеть и видеоконференц-связь | 0,23 | количество ОМСУ сельских и городских поселений, подключенных к МИТС | шт. | 54 | 40 | 8 | 6 |
4.5. | Задача 14. Развить систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Ярославской области | 0,02 | количество рабочих мест сотрудников дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), оснащенных компьютерным оборудованием и средствами связи для приема и обработки вызовов граждан, а также для оперативного управления мобильными подразделениями службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях и обеспечения информационного взаимодействия с ними | шт. | 22 | 0 | 14 | 8 |
4.6. | Задача 15. Модернизировать систему оповещения населения муниципальных районов и городских округов области о чрезвычайных ситуациях | 0,02 | количество муниципальных районов и городских округов области, в которых завершена модернизация системы оповещения населения | шт. | 14 | 0 | 7 | 7 |
4.7. | Задача 16. Создать информационные системы обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и информационный банк данных градостроительной деятельности Ярославской области | 0,02 | количество муниципальных районов, в которых созданы автоматизированные рабочие места для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) | шт. | 17 | 17 | 0 | 0 |
0,09 | количество документов территориального планирования и градостроительного зонирования, размещенных в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и информационном банке данных градостроительной деятельности Ярославской области | шт. | 184 | 0 | 110 | 184 | ||
4.8. | Задача 17. Приобрести технические средства и программное обеспечение для развития информационных систем обеспечения деятельности Управления МВД России по Ярославской области | 0,02 | количество объектов органов внутренних дел (далее - ОВД), оснащенных необходимым телекоммуникационным оборудованием на всех уровнях управления и подключенных по цифровым каналам связи к интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системе ОВД | шт. | 15 | 0 | 10 | 5 |
4.9. | Задача 18. Создать навигационно-информационные системы (мониторинг транспорта и опасных объектов, использование данных дистанционного зондирования Земли, высокоточного спутникового позиционирования) на основе технологий ГЛОНАСС | 0,05 | создан региональный сетевой оператор навигационной деятельности | да/ | - | да | - | - |
0,05 | создан региональный центр космических технологий и услуг | да/ | - | да | - | - | ||
0,05 | создан единый сетевой региональный центр мониторинга транспортных средств | да/ | - | да | - | - | ||
0,09 | количество муниципальных районов и городских округов, в которых обеспечена возможность использовать систему высокоточного спутникового поз иционирования ГЛОНАСС при проведении геодезических и кадастровых работ | шт. | 15 | 6 | 5 | 4 | ||
4.10 | Задача 19. Обеспечить развитие телекоммуникационной инфраструктуры Ярославской области | 0,11 | привлечено инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры Ярославской области | млн. руб. | 453,3 | 145 | 150,8 | 157,5 |