ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2008 года N 708-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 31.12.2009 N 1295-п, от 16.02.2010 N 60-п, от 10.12.2010 N 897-п, от 23.12.2010 N 984-п, от 11.05.2011 N 362-п, от 20.09.2011 N 703-п, от 29.12.2011 N 1198-п, от 11.05.2012 N 431-п, от 28.06.2012 N 588-п, от 10.08.2012 N 788-п, от 02.10.2012 N 1035-п, от 29.12.2012 N 1562-п, от 03.04.2013 N 327-п, от 11.06.2013 N 667-п, от 24.07.2013 N 908-п, от 09.09.2013 N 1210-п, от 07.02.2014 N 98-п, от 28.04.2014 N 382-п, от 04.08.2014 N 750-п, от 08.12.2014 N 1268-п, от 04.02.2015 N 98-п, от 16.03.2015 N 268-п, от 09.06.2015 N 631-п, от 18.08.2015 N 915-п, от 18.12.2015 N 1362-п)
В целях развития сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения Ярославской области
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 02.10.2012 N 1035-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2010 - 2015 годы (далее - программа).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2015 N 268-п)
2. Департаменту финансов Ярославской области при формировании областного бюджета на 2010 - 2015 годы предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий программы.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2015 N 268-п)
3. Департаменту транспорта Ярославской области после уточнения объемов финансирования из федерального бюджета внести соответствующие изменения в программу.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2015 N 1362-п)
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Крупина А.Л.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.08.2015 N 915-п)
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 29.12.2012 N 1562-п, от 03.04.2013 N 327-п, от 11.06.2013 N 667-п, от 24.07.2013 N 908-п, от 09.09.2013 N 1210-п, от 07.02.2014 N 98-п, от 28.04.2014 N 382-п, от 04.08.2014 N 750-п, от 08.12.2014 N 1268-п, от 04.02.2015 N 98-п, от 16.03.2015 N 268-п, от 09.06.2015 N 631-п, от 18.08.2015 N 915-п, от 18.12.2015 N 1362-п)
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2015 N 268-п)
Сроки реализации ОЦП | 2010 - 2015 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Председателя Правительства области Крупин Михаил Львович, телефон (4852) 40-04-24 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.08.2015 N 915-п) | ||
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент транспорта Ярославской области (далее - департамент) | директор департамента |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2015 N 1362-п) | ||
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/ddh/tmpPages/programs.aspx |
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2015 N 1362-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
всего | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | 3482741,21 | 136778,00 | 82141,00 | 333122,00 | 709399,00 | 1148328,71 | 1072972,50 |
- областные средства | 3023458,71 | 136778,00 | 82141,00 | 333122,00 | 709399,00 | 1148328,71 | 613690,00 |
- федеральные средства | 459282,50 | - | - | - | - | - | 459282,50 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | |||||||
- местные бюджеты | 232514,25 | - | - | 12516,00 | 70500,00 | 90500,00 | 58998,25 |
Итого по ОЦП | 3715255,46 | 136778,00 | 82141,00 | 345638,00 | 779899,00 | 1238828,71 | 1131970,75 |
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 09.06.2015 N 631-п)
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры. Возможность беспрепятственно, качественно и надежно осуществлять перевозки становится определяющей при принятии решения об инвестировании перспективных проектов и создании различного рода производств. Недостаточный уровень развития и неудовлетворительное состояние существующей дорожной сети приводят к значительным потерям для экономики региона и являются одними из наиболее существенных ограничений для повышения уровня оказания социальных услуг населению.
Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 18480,56 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (М-8 "Холмогоры" и подъезд к г. Костроме), протяженностью 327,1 км и автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6354,04 км, из них 5896,76 км (92,8 процента) с твердым покрытием.
В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяженностью 11799,42 км (63,82 процента), из них 3328,90 км (28,2 процента) с твердым покрытием.
В настоящее время 66 процентов, а это почти 4300 км автомобильных дорог областной собственности, не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. В условиях роста цен на дорожные работы и ограниченного финансирования эти требования не выполняются, и с каждым годом увеличивается протяженность автомобильных дорог регионального значения, требующих ремонта. Недоремонт составляет 98 процентов. В результате разрушение автомобильных дорог идет прогрессирующими темпами, и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.
Исходя из состояния дорожной сети на сегодняшний момент определено приоритетное направление дорожной политики в регионе на ближайшую перспективу. Главной задачей сегодня является сохранение существующей сети автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями и стандартами.
На решение этих проблем ориентирована ведомственная целевая программа "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на текущий финансовый год.
Важным моментом остается повышение доли большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке, влияющих на сохранность существующей дорожной сети. Несущая способность дорог не соответствует современным требованиям к нагрузкам, в результате чего покрытие автомобильных дорог интенсивно разрушается. Динамичный рост интенсивности движения предъявляет повышенные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. При этом парк автомобилей в области растет ежегодно на 4,9 процента. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.
Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. По области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента, а за пятилетний срок - около 0,9 процента от общей протяженности этих дорог. Следовательно, 99 процентов всех автомобильных перевозок осуществляются и будут осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомобильного транспорта. Из 6046 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3315 пунктов (55 процентов), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность этих населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи.
Для достижения современной и эффективной работы транспортной инфраструктуры в регионе с учетом прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется строительство новых дорог и реконструкция существующих дорожных сооружений. Решение задач, направленных на развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и муниципального значения, достигается за счет реализации следующих мероприятий:
- строительство автомобильных дорог к зонам экономического роста и развитие туристических маршрутов;
- реконструкция существующих автомобильных дорог и перегруженных участков с увеличением их пропускной способности, а также несущей способности дорожных покрытий, повышение категорийности дорог;
- обеспечение связи между районами и областным центром по кратчайшему пути, обход городов и крупных населенных пунктов для снижения аварийности;
- обеспечение автодорожных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы территориального развития, по дорогам с твердым покрытием;
- строительство и реконструкция мостовых сооружений, в первую очередь на автомобильных дорогах повышенной эксплуатационной значимости или мостовых сооружений, находящихся в аварийном состоянии и имеющих полный износ.
Для повышения качества работ, выполняемых при реконструкции и строительстве автомобильных дорог и сооружений на них, применяются композиционные материалы, которые снижают стоимость производства, облегчают процессы монтажа конструкций, проведение ремонтных работ. В сочетании с высокой прочностью композиционные материалы обеспечивают надежность и долговечность, что необходимо в конструкциях дорожной инфраструктуры и в частности мостовых сооружений, что позволяет избегать замены пролетных строений.
Широкое распространение в строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог области получили следующие композиционные материалы:
- стабилизирующая добавка VIATOP 66 для производства щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА). Применяется при реконструкции мостового перехода через реку Юхоть на автомобильной дороге Ярославль - Углич, км 71 + 300, в Большесельском муниципальном районе;
- двуосноориентированная георешетка "Славрос СД" для армирования конструктивных слоев дорожной одежды. Используется при реконструкции автомобильной дороги Малые Дворишки - Терехино в Даниловском муниципальном районе, Остапково - Заозерье - Юрьево - Колокорево - Старое Волино в Переславском муниципальном районе, Большое Село - Волыново - Щукино в Большесельском муниципальном районе, Борисоглеб - Буйкино в Борисоглебском муниципальном районе, Буйкино - Щукино в Борисоглебском и Большесельском муниципальных районах Ярославской области.
В рамках ОЦП предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия на развитии сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения, обеспечивающей круглогодичные перевозки грузов и пассажиров и способствующей снижению транспортных издержек в экономике региона.
С 2012 года вступил в действие Закон Ярославской области от 30 июня 2011 года N 22-з "О дорожном фонде Ярославской области и муниципальных дорожных фондах", направленный на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения. Создание дорожного фонда Ярославской области позволит улучшить финансовое состояние дорожной отрасли, расширить объем выполняемых работ на дорогах, повысить качество и долговечность дорожных конструкций за счет возможности применения современных технологий.
Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам дорожной деятельности Ярославской области в частности относятся:
- наличие проектно-изыскательских и дорожных организаций;
- наличие производственных баз в дорожных организациях (асфальтобетонные заводы, карьеры для добычи дорожно-строительных материалов, сертифицированные по стандартам качества лаборатории), позволяющих качественно выполнять строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
- наличие сформированной нормативной базы согласно ГОСТ, СНиП и сметно-нормативной базы территориальных единичных расценок для достоверного определения сметной стоимости и выполнения работ в сфере дорожного хозяйства.
Среди слабых сторон можно отметить:
- низкие темпы государственной регистрации автомобильных дорог регионального значения. В настоящее время протяженность зарегистрированных автомобильных дорог регионального значения - 2542,0 км, что составляет 40,0 процента от их общей протяженности. Протяженность зарегистрированных муниципальных дорог - 2210,08 км, что составляет 18,7 процента от их общей протяженности (из них бесхозяйных дорог 10,10 км);
- низкий темп развития автомобильных дорог регионального значения за последние 15 лет (прирост составил только 197,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, из которых 80 процентов (158,5 км) построено до 2000 года, вследствие чего больше половины населенных пунктов Ярославской области не обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием), что усугубляет проблемы в социальной сфере из-за невозможности организации всех выездных форм социального обслуживания сельского населения, особенно несвоевременное оказание срочной и профилактической медицинской помощи;
- две трети автомобильных дорог областной собственности не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и существует тенденция к увеличению доли дорог, нуждающихся в ремонте, что определяет первоочередной задачей дорожной политики сохранение существующей сети дорог и приведение ее в нормативное состояние;
- несоответствие несущей способности дорог современным требованиям к перевозкам, осуществляемым грузовым транспортом сверхнормативного тоннажа, что приводит к преждевременному разрушению дорожного покрытия;
- недостаточное количество автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами, так и между соседними областями.
Реализация комплекса мероприятий ОЦП сопряжена с возможностями и рисками.
К возможностям следует отнести: