ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 1562-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 708-п
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Правительство области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 708-п "Об утверждении Областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы" изменение, изложив Областную целевую программу развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы, утвержденную постановлением (далее - Программа), в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания, за исключением приложения 2 к Программе, которое вступает в силу с 01 января 2013 года.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВРЕЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 24.12.2012 N 1562-п
(в редакции постановления Правительства области от 29.12.2012 N 1562-п)
Областная целевая программа развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы
Паспорт ОЦП
Сроки реализации ОЦП | 2010 - 2015 годы |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Блатов Вячеслав Юрьевич, тел. 78-63-95 |
Ответственный исполнитель | директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области (далее - департамент) Колодченко Валерий Владимирович, тел. 78-63-84 |
Ответственные лица для контактов | консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства департамента Долгова Марина Валентиновна, тел. (4852) 78-63-07, dolgovamv@region.adm.yar.ru |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/ddh/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (млн. рублей) | ||||||
всего | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Областной бюджет | 1820,294 | 136,778 | 82,141 | 333,122 | 589,253 | 452,000 | 227,000 |
Справочно: | |||||||
местные бюджеты | 58,766 | - | - | 12,516 | 46,250 | - | - |
Итого по ОЦП | 1879,060 | 136,778 | 82,141 | 345,638 | 635,503 | 452,000 | 227,000 |
Запланированные объемы финансирования будут уточнены при принятии областного бюджета.
I. Описание текущей ситуации
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры. Возможность беспрепятственно, качественно и надежно осуществлять перевозки становится определяющей при принятии решения об инвестировании перспективных проектов и создании различного рода производств. Недостаточный уровень развития и неудовлетворительное состояние существующей дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики региона и является одним из наиболее существенных ограничений для повышения уровня оказания социальных услуг населению.
Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01 января 2011 года составила 17648,1 км, в том числе федеральная автомобильная дорога М-8 "Холмогоры" и подъезд к г. Костроме протяженностью 322,0 км и автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6457,01 км. В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяженностью 10223,0 км. Общая протяженность автомобильных дорог необщего пользования - 728,0 км.
Протяженность автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:
- с асфальтобетонным покрытием - 4845,56 км (75,1 процента);
- с переходным типом покрытия - 978,15 км (15,1 процента);
- грунтовые - 531,39 км (8,2 процента);
- с цементобетонным покрытием - 101,91 км (1,6 процента).
Протяженность автомобильных дорог регионального значения по техническим категориям:
- II категория - 67,19 км (1,0 процента);
- III категория - 371,59 км (5,7 процента);
- IV категория - 4254,32 км (66 процентов);
- V категория - 1232,52 км (19,1 процента);
- без категории - 531,39 км (8,2 процента).
В настоящее время 66 процентов, а это почти 4000 км автомобильных дорог областной собственности, не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. В условиях роста цен на дорожные работы и ограниченного финансирования эти требования не выполняются, и с каждым годом увеличивается протяженность автомобильных дорог регионального значения, требующих ремонта. Недоремонт составляет 98 процентов. В результате разрушение автомобильных дорог идет прогрессирующими темпами, и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.
Исходя из состояния дорожной сети на сегодняшний момент определено приоритетное направление дорожной политики в регионе на ближайшую перспективу. Главной задачей сегодня является сохранение существующей сети автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями и стандартами.
На решение этих проблем ориентирована ведомственная целевая программа "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
Важным моментом остается повышение в общем транспортном потоке доли большегрузных автомобилей, влияющих на сохранность существующей дорожной сети. Несущая способность дорог не соответствует современным требованиям к нагрузкам, в результате чего покрытие автомобильных дорог интенсивно разрушается. Динамичный рост интенсивности движения предъявляет повышенные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. При этом парк автомобилей в области растет ежегодно на 4,9 процента. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.
Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. По области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента, а за пятилетний срок - около 0,9 процента от общей протяженности этих дорог. Следовательно, 99 процентов всех автомобильных перевозок осуществляются и будут осуществляться по старым дорогам, от состояния которых прежде всего зависит эффективность работы автомобильного транспорта. Из 6039 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3323 пункта (55 процентов), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность этих населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи.
Для достижения современной и эффективной работы транспортной инфраструктуры в регионе с учетом прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется строительство новых дорог и реконструкция существующих дорожных сооружений. Решения задач, направленных на развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и муниципального значения, достигаются за счет реализации следующих мероприятий:
- строительство автомобильных дорог к зонам экономического роста и развитие туристических маршрутов;
- реконструкция существующих автомобильных дорог и перегруженных участков с увеличением их пропускной способности, а также несущей способности дорожных покрытий, повышение категорийности дорог;
- обеспечение связи между районами и областным центром по кратчайшему пути, обход городов и крупных населенных пунктов для снижения аварийности;
- обеспечение автодорожных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы территориального развития, по дорогам с твердым покрытием;
- строительство и реконструкция мостовых сооружений в первую очередь на автомобильных дорогах повышенной эксплуатационной значимости или мостовых сооружений, находящихся в аварийном состоянии и имеющих полный износ.
В рамках ОЦП предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия на развитии сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения, обеспечивающей круглогодичные перевозки грузов и пассажиров и способствующей снижению транспортных издержек в экономике региона.
С 2012 года вступает в действие закон Ярославской области о дорожном фонде Ярославской области, направленный на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения. Создание дорожного фонда Ярославской области позволит улучшить финансовое состояние дорожной отрасли, расширить объем выполняемых на автомобильных дорогах работ, повысить качество и долговечность дорожных конструкций за счет возможности применения современных технологий.
Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам сферы дорожного хозяйства Ярославской области в частности относятся:
- наличие проектно-изыскательских и дорожных организаций;
- наличие производственных баз в дорожных организациях (асфальтобетонные заводы, карьеры для добычи дорожно-строительных материалов, сертифицированные по стандартам качества лаборатории), позволяющих качественно выполнять строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
- наличие сформированной нормативной базы согласно ГОСТ, СНиП и сметно-нормативной базы территориальных единичных расценок для достоверного определения сметной стоимости и выполнения работ в сфере дорожного хозяйства.
Среди слабых сторон можно отметить:
- низкие темпы государственной регистрации автомобильных дорог регионального значения. В настоящее время протяженность зарегистрированных автомобильных дорог регионального значения - 1652 км, что составляет 26 процентов от их общей протяженности, кроме того, практически не проводится работа по государственной регистрации автомобильных дорог муниципальной собственности. Протяженность зарегистрированных муниципальных дорог - 807,07 км, что составляет 8 процентов от их общей протяженности в 10167 км (из них бесхозяйных дорог - 902 км);
- низкий темп развития автомобильных дорог регионального значения за последние 10 лет (прирост составил только 197,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, из которых 80 процентов (158,5 км) построено до 2000 года, вследствие чего больше половины населенных пунктов Ярославской области не обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием), что усугубляет проблемы в социальной сфере из-за невозможности организации всех выездных форм социального обслуживания сельского населения, особенно следует отметить несвоевременное оказание срочной и профилактической медицинской помощи;
- две трети автомобильных дорог областной собственности не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и существует тенденция к увеличению доли дорог, нуждающихся в ремонте, что определяет первоочередной задачей дорожной политики сохранение существующей сети дорог и приведение ее в нормативное состояние;
- несоответствие несущей способности автомобильных дорог современным требованиям к перевозкам, осуществляемым грузовым транспортом сверхнормативного тоннажа, что приводит к преждевременному разрушению дорожного покрытия;
- недостаточное количество автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами, так и между соседними областями.
Реализация комплекса мероприятий ОЦП сопряжена с возможностями и рисками.
К возможностям следует отнести:
- создание с 2012 года дорожного фонда Ярославской области, подлежащего использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и муниципального значения;
- гарантии государства в единстве экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, что подтверждается статьей 8 Конституции Российской Федерации;
- возможность привлечения средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";
- основные направления деятельности Правительства области до 2020 года включают в себя мероприятия по приведению улично-дорожной сети в соответствие с современными требованиями и стандартами и приведению уровня развития транспортной отрасли в соответствие с потребностями социально-экономического развития региона;
- развитие туристской деятельности в Ярославской области заставляет все больше внимания уделять дальнейшему развитию сети автомобильных дорог, так как при перевозках пассажиров-туристов предъявляются повышенные требования как к дорогам (качество покрытия, категорийность), так и к придорожной инфраструктуре (заправочные станции, сервисные службы);
- новые условия требуют от товаропроизводителей и торговых представителей большей оперативности по перевозке грузов, что обосновано необходимостью упрочнения межрайонных и межобластных автотранспортных и торговых связей. Сегодня для реализации внешних транспортных торгово-экономических связей муниципальных районов и содействия развитию соответствующих территорий требуется строительство автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами области, так и между соседними областями.
Перечень рисков выглядит следующим образом:
- ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, что выразится в снижении темпов роста экономики, возникновении бюджетного дефицита, сокращении и невыполнении объемов финансирования дорожной отрасли;
- отсутствие в Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований квалификационного отбора подрядных организаций при проведении аукционов, главным критерием которых при выборе победителя является цена, что позволяет допуск к участию в аукционах недобросовестных подрядчиков, ведет к невыполнению или ненадлежащему выполнению контрактных обязательств и срыву крайних сроков реализации мероприятий;