Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2012 года N 1562-п

О внесении изменения в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 708-п

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Правительство области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 708-п "Об утверждении Областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы" изменение, изложив Областную целевую программу развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы, утвержденную постановлением (далее - Программа), в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания, за исключением приложения 2 к Программе, которое вступает в силу с 01 января 2013 года.

Губернатор области С.Н. Ястребов


УТВРЕЖДЕНА

постановлением

Правительства области


от 24.12.2012 N 1562-п

(в редакции постановления Правительства области от 29.12.2012 N 1562-п)

Областная целевая программа развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010 - 2015 годы


Паспорт ОЦП

Сроки реализации ОЦП

2010 - 2015 годы

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Блатов Вячеслав Юрьевич, тел. 78-63-95

Ответственный исполнитель

директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области (далее - департамент) Колодченко Валерий Владимирович, тел. 78-63-84

Ответственные лица для контактов

консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства департамента Долгова Марина Валентиновна, тел. (4852) 78-63-07, dolgovamv@region.adm.yar.ru

Электронный адрес размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/ddh/tmpPages/programs.aspx

Общая потребность в финансовых ресурсах

Источники финансирования

Плановый объем финансирования (млн. рублей)

всего

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Областной бюджет

1820,294

136,778

82,141

333,122

589,253

452,000

227,000

Справочно:

местные бюджеты

58,766

-

-

12,516

46,250

-

-

Итого по ОЦП

1879,060

136,778

82,141

345,638

635,503

452,000

227,000

Запланированные объемы финансирования будут уточнены при принятии областного бюджета.

I. Описание текущей ситуации

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры. Возможность беспрепятственно, качественно и надежно осуществлять перевозки становится определяющей при принятии решения об инвестировании перспективных проектов и создании различного рода производств. Недостаточный уровень развития и неудовлетворительное состояние существующей дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики региона и является одним из наиболее существенных ограничений для повышения уровня оказания социальных услуг населению.

Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01 января 2011 года составила 17648,1 км, в том числе федеральная автомобильная дорога М-8 "Холмогоры" и подъезд к г. Костроме протяженностью 322,0 км и автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6457,01 км. В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяженностью 10223,0 км. Общая протяженность автомобильных дорог необщего пользования - 728,0 км.

Протяженность автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:

- с асфальтобетонным покрытием - 4845,56 км (75,1 процента);

- с переходным типом покрытия - 978,15 км (15,1 процента);

- грунтовые - 531,39 км (8,2 процента);

- с цементобетонным покрытием - 101,91 км (1,6 процента).

Протяженность автомобильных дорог регионального значения по техническим категориям:

- II категория - 67,19 км (1,0 процента);

- III категория - 371,59 км (5,7 процента);

- IV категория - 4254,32 км (66 процентов);

- V категория - 1232,52 км (19,1 процента);

- без категории - 531,39 км (8,2 процента).

В настоящее время 66 процентов, а это почти 4000 км автомобильных дорог областной собственности, не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. В условиях роста цен на дорожные работы и ограниченного финансирования эти требования не выполняются, и с каждым годом увеличивается протяженность автомобильных дорог регионального значения, требующих ремонта. Недоремонт составляет 98 процентов. В результате разрушение автомобильных дорог идет прогрессирующими темпами, и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.

Исходя из состояния дорожной сети на сегодняшний момент определено приоритетное направление дорожной политики в регионе на ближайшую перспективу. Главной задачей сегодня является сохранение существующей сети автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями и стандартами.

На решение этих проблем ориентирована ведомственная целевая программа "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.

Важным моментом остается повышение в общем транспортном потоке доли большегрузных автомобилей, влияющих на сохранность существующей дорожной сети. Несущая способность дорог не соответствует современным требованиям к нагрузкам, в результате чего покрытие автомобильных дорог интенсивно разрушается. Динамичный рост интенсивности движения предъявляет повышенные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. При этом парк автомобилей в области растет ежегодно на 4,9 процента. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.

Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. По области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента, а за пятилетний срок - около 0,9 процента от общей протяженности этих дорог. Следовательно, 99 процентов всех автомобильных перевозок осуществляются и будут осуществляться по старым дорогам, от состояния которых прежде всего зависит эффективность работы автомобильного транспорта. Из 6039 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3323 пункта (55 процентов), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность этих населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи.

Для достижения современной и эффективной работы транспортной инфраструктуры в регионе с учетом прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется строительство новых дорог и реконструкция существующих дорожных сооружений. Решения задач, направленных на развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и муниципального значения, достигаются за счет реализации следующих мероприятий:

- строительство автомобильных дорог к зонам экономического роста и развитие туристических маршрутов;

- реконструкция существующих автомобильных дорог и перегруженных участков с увеличением их пропускной способности, а также несущей способности дорожных покрытий, повышение категорийности дорог;

- обеспечение связи между районами и областным центром по кратчайшему пути, обход городов и крупных населенных пунктов для снижения аварийности;

- обеспечение автодорожных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы территориального развития, по дорогам с твердым покрытием;

- строительство и реконструкция мостовых сооружений в первую очередь на автомобильных дорогах повышенной эксплуатационной значимости или мостовых сооружений, находящихся в аварийном состоянии и имеющих полный износ.

В рамках ОЦП предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия на развитии сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения, обеспечивающей круглогодичные перевозки грузов и пассажиров и способствующей снижению транспортных издержек в экономике региона.

С 2012 года вступает в действие закон Ярославской области о дорожном фонде Ярославской области, направленный на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения. Создание дорожного фонда Ярославской области позволит улучшить финансовое состояние дорожной отрасли, расширить объем выполняемых на автомобильных дорогах работ, повысить качество и долговечность дорожных конструкций за счет возможности применения современных технологий.

Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам сферы дорожного хозяйства Ярославской области в частности относятся:

- наличие проектно-изыскательских и дорожных организаций;

- наличие производственных баз в дорожных организациях (асфальтобетонные заводы, карьеры для добычи дорожно-строительных материалов, сертифицированные по стандартам качества лаборатории), позволяющих качественно выполнять строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

- наличие сформированной нормативной базы согласно ГОСТ, СНиП и сметно-нормативной базы территориальных единичных расценок для достоверного определения сметной стоимости и выполнения работ в сфере дорожного хозяйства.

Среди слабых сторон можно отметить:

- низкие темпы государственной регистрации автомобильных дорог регионального значения. В настоящее время протяженность зарегистрированных автомобильных дорог регионального значения - 1652 км, что составляет 26 процентов от их общей протяженности, кроме того, практически не проводится работа по государственной регистрации автомобильных дорог муниципальной собственности. Протяженность зарегистрированных муниципальных дорог - 807,07 км, что составляет 8 процентов от их общей протяженности в 10167 км (из них бесхозяйных дорог - 902 км);

- низкий темп развития автомобильных дорог регионального значения за последние 10 лет (прирост составил только 197,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, из которых 80 процентов (158,5 км) построено до 2000 года, вследствие чего больше половины населенных пунктов Ярославской области не обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием), что усугубляет проблемы в социальной сфере из-за невозможности организации всех выездных форм социального обслуживания сельского населения, особенно следует отметить несвоевременное оказание срочной и профилактической медицинской помощи;

- две трети автомобильных дорог областной собственности не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и существует тенденция к увеличению доли дорог, нуждающихся в ремонте, что определяет первоочередной задачей дорожной политики сохранение существующей сети дорог и приведение ее в нормативное состояние;

- несоответствие несущей способности автомобильных дорог современным требованиям к перевозкам, осуществляемым грузовым транспортом сверхнормативного тоннажа, что приводит к преждевременному разрушению дорожного покрытия;

- недостаточное количество автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами, так и между соседними областями.

Реализация комплекса мероприятий ОЦП сопряжена с возможностями и рисками.

К возможностям следует отнести:

- принятие Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- создание с 2012 года дорожного фонда Ярославской области, подлежащего использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и муниципального значения;

- гарантии государства в единстве экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, что подтверждается статьей 8 Конституции Российской Федерации;

- возможность привлечения средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";

- основные направления деятельности Правительства области до 2020 года включают в себя мероприятия по приведению улично-дорожной сети в соответствие с современными требованиями и стандартами и приведению уровня развития транспортной отрасли в соответствие с потребностями социально-экономического развития региона;

- развитие туристской деятельности в Ярославской области заставляет все больше внимания уделять дальнейшему развитию сети автомобильных дорог, так как при перевозках пассажиров-туристов предъявляются повышенные требования как к дорогам (качество покрытия, категорийность), так и к придорожной инфраструктуре (заправочные станции, сервисные службы);

- новые условия требуют от товаропроизводителей и торговых представителей большей оперативности по перевозке грузов, что обосновано необходимостью упрочнения межрайонных и межобластных автотранспортных и торговых связей. Сегодня для реализации внешних транспортных торгово-экономических связей муниципальных районов и содействия развитию соответствующих территорий требуется строительство автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами области, так и между соседними областями.

Перечень рисков выглядит следующим образом:

- ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, что выразится в снижении темпов роста экономики, возникновении бюджетного дефицита, сокращении и невыполнении объемов финансирования дорожной отрасли;

- отсутствие в Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований квалификационного отбора подрядных организаций при проведении аукционов, главным критерием которых при выборе победителя является цена, что позволяет допуск к участию в аукционах недобросовестных подрядчиков, ведет к невыполнению или ненадлежащему выполнению контрактных обязательств и срыву крайних сроков реализации мероприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»