ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2013 года N 407-п

О внесении изменения в постановление Правительства области от 30.06.2011 N 489-п

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в региональную программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 489?п "О региональной программе "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы", изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.Н. Ястребов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области


от 30.06.2011 N 489-п

(в редакции постановления Правительства области от 18.04.2013 N 407-п)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы

ПАСПОРТ РП


Сроки (этапы) реализации РП

I этап: с даты принятия РП по 31.12.2011;

 II этап: с 01.01.2012 по 31.12.2012;

 III этап: с 01.01.2013 по 31.12.2013

Куратор РП

заместитель Губернатора области - директор департамента финансов Ярославской области Федоров Анатолий Павлович, тел. 72-83-68, 40-17-41

Ответственный исполнитель РП

департамент финансов Ярославской области

заместитель директора департамента финансов Ярославской области Беляков Александр Викторович, тел. 72-84-11;
 начальник отдела методологии бюджетного процесса комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области Смыслова Диана Викторовна,
 тел. 30-55-13;
заместитель начальника отдела мето дологии бюджетного процесса комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области Торгов Валерий Владимирович,
 тел. 40-11-84

Исполнители РП

Правительство Ярославской области

начальник управления стратегического планирования Правительства области
 Гражданов Дмитрий Николаевич, тел. 40-07-83;

 начальник финансового управления Правительства области
 Волкова Татьяна Робертовна, тел. 40-07-95

департамент образования Ярославской области

начальник отдела методологии и инновационного развития департамента образования Ярославской области Паутов Владимир Александрович,  тел.  30-49-13;
начальник планово-экономического и финансового отдела департамента образования Ярославской области Курченкова Валентина Викторовна, тел. 40-08-80

Электронный адрес размещения РП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/depfin/tmpPages/docs.aspx

Общая потребность в финансовых ресурсах


Источники финансирования

Всего

В том числе по годам (млн. рублей)

2011 год

2012 год

2013 год

Областной бюджет

85

40

20

25

Справочно:

федеральный бюджет

61,13

-

61,13 *

-

местные бюджеты

1 1 ,6 5

-

9,6 5

2

Итого по РП

1 57 ,7 8

40

90,7 8

27

* В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2011 N 446 "О распределении в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов".

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации РП

1. Предпосылки нового этапа реформ в бюджетной сфере, обоснование необходимости разработки РП


На протяжении последних десяти лет в России проводились масштабные реформы во всех областях социально-экономического развития, в том числе и в бюджетной сфере. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными государственными и муниципальными финансами.

В Ярославской области серьезные преобразования в бюджетной сфере стали проводиться благодаря реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы" (далее - программа реформирования финансов). С 2008 года программа реформирования финансов успешно реализуется, в 2009 году она получила высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации и поддержку за счет средств федерального бюджета в размере 55,9 млн. рублей. Результатами реализации программы реформирования финансов стали широкомасштабные институциональные преобразования в сфере регулирования общественных финансов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов. Оценка управления региональными финансами благодаря реализации программы реформирования финансов выросла в Ярославской области более чем в 5 раз (с 17,6 балла в 2008 году до 98 баллов из 100 возможных по методике оценки уровня управления финансами субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов").

В 2010 году с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" в России начался очередной этап бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сети и повышение эффективности бюджетных расходов. В развитие указанных документов были приняты приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", в которых были детализированы рекомендации по разработке и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов и предусмотрена финансовая поддержка на конкурсной основе в виде субсидий регионам из федерального бюджета.

В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, очевидна необходимость реализации РП.

2. Анализ проблемной ситуации


Проводимые в течение последних двух лет реформы в бюджетной сфере привели к тому, что Ярославская область достигла положительных результатов в области управления общественными финансами. По методике оценки качества управления региональными финансами, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Ярославская область вошла в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Реализация мероприятий программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов:

- сформирован Реестр государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, ежегодно проводится оценка потребности в государственных услугах;

- ежегодно формируются государственные задания для всей сети бюджетных учреждений;

- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, активизирована работа по переводу их в автономные;

- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);

- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;

- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;

- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 52 процентов;

- усовершенствованы методики распределения финансовой помощи местным бюджетам с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области;

- более половины муниципальных образований области реализуют муниципальные программы реформирования финансов;

- сокращена доля налоговых льгот в доходах бюджета;

- упорядочены процедуры управления государственным долгом.

В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения.

Для выявления проблем в финансовой сфере проведен анализ ситуации в Ярославской области по индикаторам оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Методика проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов, включающая в себя перечень индикаторов оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2011 N 73н "Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов" в целях реализации единых подходов к оценке работы регионов по повышению эффективности бюджетных расходов. Каждый индикатор в зависимости от достигнутого значения оценивается в баллах от 0 до 5. Сводный показатель оценки достигнутых результатов определяется как сумма баллов по всем показателям и может варьироваться от 0 до 157 баллов.

Значения данных индикаторов за 2010 год в Ярославской области приведены в Перечне индикаторов оценки достигнутых Ярославской областью результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов (приложение 1 к РП). Анализ исходного состояния Ярославской области по степени достижения указанных индикаторов показывает, что к концу 2010 года область имеет неплохой стартовый уровень: 76 баллов из 157, что составляет более 48 процентов от максимально возможного уровня.

На достижении данного уровня положительно сказались:

- наличие трехлетнего бюджета как на уровне области, так и в большинстве муниципальных районов и городских округов;

- достаточно высокое качество планирования доходов областного бюджета и местных бюджетов;

- высокий удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых (областных, региональных, ведомственных) программ;

- низкий уровень просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;

- наличие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований, которые предусматривают: составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе расходных обязательств, формализованное определение предельных объемов бюджетных ассигнований ГРБС, наличие механизма распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

- стабильность межбюджетных отношений, в том числе в части формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;

- наличие системы оценки качества финансового менеджмента ГРБС с публикацией итогов оценки в интернете;

- высокий уровень открытости информации о государственных финансах, о реализации областных и ведомственных целевых программ и результатах деятельности органов власти области.

Повышение уровня большого числа показателей, включенных в методику оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, в Ярославской области нуждается в пристальном внимании, разработке и реализации специальных мер по улучшению ситуации. Среди таких показателей:

- наличие дефицита областного и местных бюджетов;

- достаточно высокий уровень государственного долга и долговой нагрузки на местные бюджеты;

- незначительный объем собственных (не федеральных) средств, направляемых на бюджетные инвестиции;

- недостаточный уровень программных расходов в части субсидий местным бюджетам и в части бюджетных инвестиций;

- значительные колебания в объемах финансирования большинства целевых программ в течение финансового года;

- отсутствие практики проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ с участием общественности;

- необходимость пересмотра методических подходов к формированию реестра расходных обязательств, в том числе в увязке его с перечнем государственных услуг;

- недостаточная прозрачность процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

- отсутствие показателей результативности в контрактах руководителей органов исполнительной власти области и местного самоуправления муниципальных образований области;

- недостаточная увязка оплаты труда руководителей с показателями результативности профессиональной служебной деятельности;

- не всегда оправданный рост числа государственных гражданских служащих и расходов на содержание органов исполнительной власти;

- незначительное число созданных автономных учреждений в социальной сфере;

- установление не для всех бюджетных учреждений государственных заданий, недостаточно качественно составленные государственные задания, особенно в части расчета нормативных затрат;

- отсутствие опыта и программного обеспечения для калькулирования фактической себестоимости услуг и работ, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33-н "Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - приказ Минфина России N 33-н);

- недостаточная эффективность механизмов контроля исполнения заданий и контроля качества оказываемых услуг;

- отсутствие практики проведения независимого аудита качества услуг и механизмов ответственности за выполнение государственных заданий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»