ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 года N 407-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 30.06.2011 N 489-п
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в региональную программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 489?п "О региональной программе "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы", изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления Правительства области от 18.04.2013 N 407-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы
ПАСПОРТ РП
Сроки (этапы) реализации РП | I этап: с даты принятия РП по 31.12.2011; | |
Куратор РП | заместитель Губернатора области - директор департамента финансов Ярославской области Федоров Анатолий Павлович, тел. 72-83-68, 40-17-41 | |
Ответственный исполнитель РП | департамент финансов Ярославской области | заместитель директора департамента финансов Ярославской области Беляков Александр Викторович, тел. 72-84-11; |
Исполнители РП | Правительство Ярославской области | начальник управления стратегического планирования Правительства области |
департамент образования Ярославской области | начальник отдела методологии и инновационного развития департамента образования Ярославской области Паутов Владимир Александрович, тел. 30-49-13; | |
Электронный адрес размещения РП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/depfin/tmpPages/docs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Всего | В том числе по годам (млн. рублей) | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Областной бюджет | 85 | 40 | 20 | 25 |
Справочно: | ||||
федеральный бюджет | 61,13 | - | 61,13 * | - |
местные бюджеты | 1 1 ,6 5 | - | 9,6 5 | 2 |
Итого по РП | 1 57 ,7 8 | 40 | 90,7 8 | 27 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации РП
1. Предпосылки нового этапа реформ в бюджетной сфере, обоснование необходимости разработки РП
На протяжении последних десяти лет в России проводились масштабные реформы во всех областях социально-экономического развития, в том числе и в бюджетной сфере. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными государственными и муниципальными финансами.
В Ярославской области серьезные преобразования в бюджетной сфере стали проводиться благодаря реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы" (далее - программа реформирования финансов). С 2008 года программа реформирования финансов успешно реализуется, в 2009 году она получила высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации и поддержку за счет средств федерального бюджета в размере 55,9 млн. рублей. Результатами реализации программы реформирования финансов стали широкомасштабные институциональные преобразования в сфере регулирования общественных финансов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов. Оценка управления региональными финансами благодаря реализации программы реформирования финансов выросла в Ярославской области более чем в 5 раз (с 17,6 балла в 2008 году до 98 баллов из 100 возможных по методике оценки уровня управления финансами субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов").
В 2010 году с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" в России начался очередной этап бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сети и повышение эффективности бюджетных расходов. В развитие указанных документов были приняты приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", в которых были детализированы рекомендации по разработке и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов и предусмотрена финансовая поддержка на конкурсной основе в виде субсидий регионам из федерального бюджета.
В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, очевидна необходимость реализации РП.
2. Анализ проблемной ситуации
Проводимые в течение последних двух лет реформы в бюджетной сфере привели к тому, что Ярославская область достигла положительных результатов в области управления общественными финансами. По методике оценки качества управления региональными финансами, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Ярославская область вошла в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Реализация мероприятий программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов:
- сформирован Реестр государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, ежегодно проводится оценка потребности в государственных услугах;
- ежегодно формируются государственные задания для всей сети бюджетных учреждений;
- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, активизирована работа по переводу их в автономные;
- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);
- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;
- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;
- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 52 процентов;
- усовершенствованы методики распределения финансовой помощи местным бюджетам с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области;
- более половины муниципальных образований области реализуют муниципальные программы реформирования финансов;
- сокращена доля налоговых льгот в доходах бюджета;
- упорядочены процедуры управления государственным долгом.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
Для выявления проблем в финансовой сфере проведен анализ ситуации в Ярославской области по индикаторам оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Методика проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов, включающая в себя перечень индикаторов оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2011 N 73н "Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов" в целях реализации единых подходов к оценке работы регионов по повышению эффективности бюджетных расходов. Каждый индикатор в зависимости от достигнутого значения оценивается в баллах от 0 до 5. Сводный показатель оценки достигнутых результатов определяется как сумма баллов по всем показателям и может варьироваться от 0 до 157 баллов.
Значения данных индикаторов за 2010 год в Ярославской области приведены в Перечне индикаторов оценки достигнутых Ярославской областью результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов (приложение 1 к РП). Анализ исходного состояния Ярославской области по степени достижения указанных индикаторов показывает, что к концу 2010 года область имеет неплохой стартовый уровень: 76 баллов из 157, что составляет более 48 процентов от максимально возможного уровня.
На достижении данного уровня положительно сказались:
- наличие трехлетнего бюджета как на уровне области, так и в большинстве муниципальных районов и городских округов;
- достаточно высокое качество планирования доходов областного бюджета и местных бюджетов;
- высокий удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых (областных, региональных, ведомственных) программ;
- низкий уровень просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- наличие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований, которые предусматривают: составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе расходных обязательств, формализованное определение предельных объемов бюджетных ассигнований ГРБС, наличие механизма распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- стабильность межбюджетных отношений, в том числе в части формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;
- наличие системы оценки качества финансового менеджмента ГРБС с публикацией итогов оценки в интернете;
- высокий уровень открытости информации о государственных финансах, о реализации областных и ведомственных целевых программ и результатах деятельности органов власти области.
Повышение уровня большого числа показателей, включенных в методику оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, в Ярославской области нуждается в пристальном внимании, разработке и реализации специальных мер по улучшению ситуации. Среди таких показателей:
- наличие дефицита областного и местных бюджетов;
- достаточно высокий уровень государственного долга и долговой нагрузки на местные бюджеты;
- незначительный объем собственных (не федеральных) средств, направляемых на бюджетные инвестиции;
- недостаточный уровень программных расходов в части субсидий местным бюджетам и в части бюджетных инвестиций;
- значительные колебания в объемах финансирования большинства целевых программ в течение финансового года;
- отсутствие практики проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ с участием общественности;
- необходимость пересмотра методических подходов к формированию реестра расходных обязательств, в том числе в увязке его с перечнем государственных услуг;
- недостаточная прозрачность процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- отсутствие показателей результативности в контрактах руководителей органов исполнительной власти области и местного самоуправления муниципальных образований области;
- недостаточная увязка оплаты труда руководителей с показателями результативности профессиональной служебной деятельности;
- не всегда оправданный рост числа государственных гражданских служащих и расходов на содержание органов исполнительной власти;
- незначительное число созданных автономных учреждений в социальной сфере;
- установление не для всех бюджетных учреждений государственных заданий, недостаточно качественно составленные государственные задания, особенно в части расчета нормативных затрат;
- отсутствие опыта и программного обеспечения для калькулирования фактической себестоимости услуг и работ, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33-н "Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - приказ Минфина России N 33-н);
- недостаточная эффективность механизмов контроля исполнения заданий и контроля качества оказываемых услуг;
- отсутствие практики проведения независимого аудита качества услуг и механизмов ответственности за выполнение государственных заданий;