ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 апреля 2013 года N 353-п
О внесении изменений в постановление Правительства области от 29.12.2012 N 1566-п
В соответствии с подпунктом 3.6.5 пункта 3.6 раздела 3 Положения о программно-целевом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области, утверждённого постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области",
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 29.12.2012 N 1566-п "Об утверждении областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области" на 2013 - 2015 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке и пункте 1 слова ""Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области"" заменить словами ""Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области"".
1.2. Областную целевую программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области" на 2013 - 2015 годы, утверждённую постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления Правительства области от 08.04.2013 N 353-п)
Областная целевая программа "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области" на 2013 - 2015 годы
ПАСПОРТ ОЦП
Сроки реализации ОЦП | 2013 - 2015 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Костин В.Г. | |
Ответственный исполнитель ОЦП | агентство по делам молодёжи Ярославской области (далее - АДМ), руководитель АДМ Цветков М.А., | |
Исполнители ОЦП | департамент образования Ярославской области (далее -ДО) | директор ДО Груздев М.В., телефон 40-08-88, |
департамент культуры Ярославской области (далее -ДК) | заместитель директора ДК Васильева М.В., | |
департамент региональной безопасности Ярославской области (далее - ДРБ) | исполняющий обязанности директора ДРБ Горелов В.М., | |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | dm @ region . adm . yar . ru |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объём финансирования | |||
всего | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Областной бюджет | 34500 | 14500 | 12000 | 8000 |
Итого по ОЦП | 34500 | 14500 | 12000 | 8000 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, понятие "патриотизм" определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель патриотического воспитания - развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечение жизненно важных интересов и устойчивого развития государства, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
На федеральном уровне деятельность по патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе осуществляется в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (далее - государственная программа), Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р (далее - концепция).
ОЦП разработана в соответствии с рекомендациями государственной программы, концепции и их основными положениями.
ОЦП является одним из инструментов реализации направлений Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утверждённой постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", в части создания условий для удовлетворения социальных и духовных потребностей жителей области, сохранения социальной стабильности и формирования готовности граждан, проживающих на территории региона, к активной деятельности по его развитию. Реализацию ОЦП планируется осуществлять в соответствии с целью и задачами ОЦП. Дерево цели, задач и мероприятий ОЦП приведено в приложении к ОЦП.
ОЦП является логическим продолжением целевых программ по патриотическому воспитанию, действовавших на территории области в предыдущие периоды, и предполагает создание новых и совершенствование действующих механизмов и инструментов патриотической работы, что позволит улучшить её качество, расширить круг участников процесса патриотического воспитания, привлечь к разработке и участию в патриотических мероприятиях ранее не участвовавшие категории граждан и организации, сохранив традиционные патриотические мероприятия и проекты, осуществляемые субъектами патриотического воспитания в рамках текущей деятельности.
В период до 2010 года на территории Ярославской области действовали областные целевые программы по патриотическому воспитанию, в период с 2010 года по настоящее время деятельность по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области, осуществляется в рамках ведомственных целевых программ на областном и муниципальном уровнях.
Основными организаторами и участниками процесса патриотического воспитания и допризывной подготовки в настоящее время являются:
- на областном уровне - ДО, АДМ, ДК, ДРБ;
- на муниципальном уровне - органы управления образованием, органы управления культурой, органы по делам молодёжи муниципальных образований области.
На областном и муниципальном уровнях в работе по патриотическому воспитанию принимают активное участие общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны, общественные организации ветеранов боевых действий и локальных конфликтов, молодёжные военно-патриотические клубы. Органы власти всех уровней активно сотрудничают с силовыми структурами и ведомствами, в компетенцию которых входят вопросы патриотического воспитания и допризывной подготовки, такими как: военный комиссариат; Управление Министерства внутренних дел России по Ярославской области; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; РО ДОСААФ России ЯО; воинские части и формирования.
Среди основных качественных и количественных показателей, характеризующих деятельность по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке на территории Ярославской области, на момент разработки ОЦП можно отметить:
- количество молодёжных и детских патриотических общественных объединений, действующих на территории области, и их участников - более 120 общей численностью более 6000 человек;
- количество кадетских классов, действующих на территории Ярославской области, - 115 классов;
- количество граждан, ежегодно участвующих в мероприятиях патриотической направленности, - более 300000 человек;
- доля молодых жителей области, считающих себя патриотами, - 88 процентов (согласно данным социологического опроса, проведенного государственным учреждением Ярославской области "Ярославский областной молодёжный информационный центр" в декабре 2011 года);
- доля молодых жителей области, положительно воспринимающих воинскую обязанность и военную службу, - 70 процентов по итогам ежегодного призыва граждан на военную службу.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в патриотическом воспитании в Ярославской области можно отметить следующие:
- заинтересованность органов государственной власти всех уровней в организации работы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке, популярность темы патриотического воспитания;
- исполнители ОЦП обладают значительным административным ресурсом, позволяющим организовывать и контролировать работу по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке на территории всей области;
- исполнители и участники ОЦП обладают значительным положительным опытом реализации мероприятий и программ в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки;
- наличие мероприятий по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке в планах и программах текущей деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- существующий опыт функционирования координационных совещательных органов по вопросам патриотического воспитания, положительный опыт межведомственного взаимодействия и сотрудничества между органами власти и общественными организациями в вопросах патриотического воспитания и допризывной подготовки;
- богатое историческое и культурное наследие, наличие большого количества исторических памятников и объектов культуры;
- наличие на территории области военных учебных заведений, воинских частей и формирований;
- отражение вопросов гражданского и нравственного воспитания в стратегии социально-экономического развития региона;
- положительный имидж области и достаточно высокая оценка работы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке со стороны федеральных структур.
К слабым сторонам патриотического воспитания в регионе можно отнести:
- отсутствие единого подхода у исполнителей и участников ОЦП к оценке эффективности работы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке и ожидаемых результатов;
- низкий уровень охвата мероприятиями патриотической направленности граждан старше 18 лет;
- наличие консервативного подхода к организации процесса патриотического воспитания и допризывной подготовки и нехватка новых форм и методов работы;
- слабую материально-техническую базу учреждений и организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания и допризывной подготовки;
- недостаточную информированность населения о деятельности в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Возможности в сфере патриотического воспитания:
- наличие системы подготовки и проведения конкурсных мероприятий (начиная с муниципального этапа и заканчивая обеспечением участия в межрегиональных и всероссийских финалах);
- наличие крупных действующих общественных организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания, наличие во всех муниципальных образованиях области объединений патриотической направленности;
- доступность новых технологий, форм, методов и опыта работы, научной и методологической базы по вопросам воспитания;
- наличие высших учебных заведений, выпускающих специалистов по направлениям, связанным с патриотическим воспитанием.
К наиболее существенным угрозам относятся:
- стихийное, неуправляемое развитие объединений патриотической направленности, рост националистических, шовинистских настроений у жителей области;
- смена приоритетов и снижение интереса к деятельности по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке у исполнительных органов государственной власти области, ответственных за реализацию ОЦП, отказ от реализации программ по патриотическому воспитанию на федеральном и муниципальном уровнях;
- сокращение количества организаций и учреждений, работающих в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки;
- снижение уровня морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанного с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы;
- снижение интереса у граждан к участию в мероприятиях и программах патриотической направленности в связи с возможным ухудшением социально-экономической ситуации в регионе и стране.
II. Цель ОЦП
Наименование | Показатель | |||||
наименование | единица измерения | базовое значение | плановое значение | |||
2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||
Создание и развитие условий эффективного функционирования на территории Ярославской области системы патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан Российской Федерации | доля жителей Ярославской области, охваченных деятельностью в рамках функционирования системы патриотического воспитания по отношению к общему количеству жителей Ярославской области | % | 42 | 45 | 48 | 50 |
доля жителей Ярославской области, положительно оценивающих результаты патриотического воспитания | % | 60 | 70 | 80 | 90 | |
доля молодых жителей Ярославской области, положительно воспринимающих воинскую обязанность и военную службу | % | 70 | 75 | 80 | 87 |