АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 сентября 2007 года N 352-а

Об Областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы

(Наименование в редакции:
Постановления Администрации ЯО от 30.01.2008 N 4-а ru 76000200800024)

В редакции:

Постановления Администрации ЯО от 30.01.2008 N 4-а ru 76000200800024

Постановления Правительства ЯО от 18.06.2008 N 289-п ru 76000200800423

Постановления Правительства ЯО от 27.08.2008 N 430-п ru 76000200800608

Постановления Правительства ЯО от 24.09.2008 N 497-п ru 76000200800655

Постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 556-п ru 76000200800773

Постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 718-п (ru76000200801167

Постановления Правительства ЯО от 26.03.2009 N 267-п ru 76000200900223

Постановления Правительства ЯО от 08.04.2009 N 334-п ru 76000200900288

Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 N 918-п ru 76000200900731

Постановления Правительства ЯО от 25.11.2009 N 1116-п ru 76000200900933

Постановления Правительства ЯО от 07.12.2009 N 1144-п ru 76000200900974)

В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы (далее - Программа). (пункт в редакции: Постановления Администрации ЯО от 30.01.2008 N 4-а ru 76000200800024)

2. - пункт исключен: постановление Правительства ЯО от 29.12.2008 N 718-п (ru76000200801167

3. Пункт исключен: Постановление Правительства ЯО от 11.09.2009 N 918-п ru 76000200900731

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.

Председатель Правительства -

первый заместитель

Губернатора области И.И. Скороходова

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 03.09.2007 N 352-а

В редакции:

Постановления Администрации ЯО от 30.01.2008 N 4-а ru 76000200800024

Постановления Правительства ЯО от 18.06.2008 N 289-п ru 76000200800423

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2009 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 718-п (ru76000200801167

постановления Правительства ЯО от 26.03.2009 N 267-п ru 76000200900223

Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 N 918-п ru 76000200900731, Постановления Правительства ЯО от 07.12.2009 N 1144-п ru 76000200900974)

Наименование Программы

- Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области (далее - Программа)

Заказчик Программы

- Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Куратор Программы

- заместитель Губернатора Ярославской области Данилов В.Ю.

Ответственный исполнитель Программы

- департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области

Исполнители Программы

- Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области;

 - департамент экономического развития Ярославской области;

 - департамент финансов Ярославской области;
департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области;

 - департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области;
департамент государственного заказа Ярославской области;

 - департамент информатизации и связи Ярославской области;

 - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области;
федеральное государственное учреждение "Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации";

 - Правительство Ярославской области

Основные разработчики Программы

- департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области;

 - Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Ярославской области

Цель и задачи Программы

- цель Программы - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Ярославской области;
задачи Программы:
 - правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

 финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

 информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

 содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки;

 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

 содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований области;

 возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- численность занятых в малом предпринимательстве области;

 - оборот организации по малым предприятиям;

 - оборот организации по средним предприятиям

Сроки (этапы) реализации - Программы

- 2008-2009 годы

Объёмы и источники - финансирования Программы

- 131986 тысяч рублей за счёт средств областного бюджета, в том числе:
 2008 год - 87 486 тысяч рублей;

 2009 год - 44500 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

практические действия по реализации Программы в 2008 - 2009 годах должны привести к увеличению:
 - численности занятых в малом предпринимательстве на 2,4 процента;

 - оборота организации по малым предприятиям на 30 процентов;

 - оборота организации по средним предприятиям на 36 процентов.

Ответственные лица для контактов

- директор департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области Даниленко Р.А., тел. 74-54-00;

 - заместитель директора департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области Рябухин А.В., тел. 74-54-00

Общая потребность в ресурсах


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 718-п (ru76000200801167

Постановления Правительства ЯО от 26.03.2009 N 267-п ru 76000200900223, Постановления Правительства ЯО от 07.12.2009 N 1144-п ru 76000200900974)

Наименование ресурсов (в установленном порядке)

Единица
 измерения

Потребность, тыс. рублей

всего

в т.ч. по годам

2008

2009

Финансовые ресурсы:

тыс. рублей

132 486

87 486

44500

- областной бюджет* в т.ч. по направлениям:

тыс. рубле й

132 486

87 486

45000

- внебюджетные источники

тыс. рублей

-

-

-

*Возможно привлечение средств федерального бюджета за счёт участия в конкурсах на условиях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

I. Содержание проблемы


(В редакции постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 718-п (ru76000200801167)

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.

Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Ярославской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие области напрямую зависит от развития данного сектора экономики.

Выполнить свою социально-экономическую и политическую миссию субъекты малого и среднего предпринимательства могут лишь при наличии благоприятных условий для их деятельности.

Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении предпринимательского климата, не устранены проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

- неустойчивость и незавершённость законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;

- административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

- недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);

- трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка за кредит;

- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;

- отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат), на 01.10.2007 в Ярославской области осуществляют хозяйственную деятельность около 44700 субъектов малого предпринимательства, в том числе 9450 малых предприятий. На одну тысячу жителей области приходится около 34 субъектов малого предпринимательства, в том числе 7 малых предприятий.

В малом предпринимательстве с учётом наёмных работников занято около 30 процентов занятых в экономике области, доля постоянно работающих на малых предприятиях составляет 13,7 процента от среднесписочной численности занятых в организациях области, доля оборота малых предприятий в общем объёме оборота составляет 27,8 процента. Показатель занятости объективно отражает состояние в сфере малого предпринимательства и является одним из индикаторов стратегии социально-экономического развития области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

По экспертным оценкам Ярославльстата, число средних предприятий составляет около 190 единиц, среднесписочная численность занятых - около 25 тысяч человек, оборот предприятий - около 32 000 млн. рублей.

В экономически развитых странах, в том числе странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых, число субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 45 до 75 единиц. Оценка данных показателей по Ярославской области составляет по доле занятых 36,5 процента, по числу субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей - 34 единицы и свидетельствует о том, что уровень развития малого и среднего предпринимательства не достиг оптимальных значений эффективного функционирования рыночной экономики.

Особое место в малом и среднем предпринимательстве занимают мастера и организации народных художественных промыслов Ярославской области. Это особый уникальный пласт культуры средней полосы России, который сформировался на территории Ярославской губернии. Огромная ценность их в том, что они не повторяют изделия художественных промыслов других регионов России. Предприятия народно-художественных промыслов в силу уникальности своей продукции нуждаются в государственной поддержке.

Для данного сектора характерны следующие проблемы: нехватка квалифицированных кадров и уход опытных мастеров; низкая оплата труда работников предприятий; низкая рентабельность, не позволяющая обновлять и развивать производственные мощности, обучать и совершенствовать квалификацию работников; высокая трудоёмкость производства, что удорожает стоимость продукции.

Обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности является одним из направлений стратегии социально-экономического развития Ярославской области и определяет задачи региональной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

К внешним факторам риска относят: политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми.

Анализ факторов риска предпринимательской деятельности должен проводиться на основе учёта как взаимоотношений между внешними и внутренними факторами, так и соотношений целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей. Современная оценка малых предприятий включает качественный аспект: наряду с корпоративными формами предпринимательства малые и средние предприятия признаны важными элементами хозяйственной системы регионов, повышающими их гибкость, адаптивность, укрепляющими социальную стабильность за счёт вовлечения большого количества рабочей силы, препятствующими проявлениям монополизма, повышающими действенность рыночных механизмов.

Для анализа воздействия внешних факторов на предприятия, степени их значимости, выявления среди данных факторов наиболее благоприятных, для организации и определения из них представляющих реальную угрозу существованию необходимы соответствующие усилия в данной области. И чем эффективнее использование внутренних составляющих потенциала, тем менее подвержено предприятие отрицательным влияниям со стороны неблагоприятных внешних воздействий.

Программные мероприятия призваны оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства реальную помощь для укрепления внутренних факторов предприятия.

Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединёнными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»