АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 августа 2007 года N 321-а
Об областной целевой программе "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" на 2008 2009 годы
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)
постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)
постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175)
постановления Правительства ЯО от 24.08.2009 N 855-п ru 76000200900684
постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)
В целях повышения доступности и качества гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых наиболее социально уязвимым группам населения области, дальнейшего роста потенциала системы стационарного социального обслуживания и совершенствования её инфраструктуры
АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)).
3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Андреева Л.М.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, выделяемых департаменту из областного бюджета на соответствующий год (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)).
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области И.И. Скороходова
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 08.08 2007 N 321-а
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)
постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)
постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175)
постановления Правительства ЯО от 24.08.2009 N 855-п ru 76000200900694
постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)
Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основание разработки | Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; |
Куратор Программы | заместитель Губернатора Ярославской области В.Г. Костин |
Ответственный исполнитель Программы | департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области |
Исполнитель Программы | департамент строительства Ярославской области |
Основные разработчики | департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области и управление п о социальной и демографической политике Администрации области |
Цели и задачи Программы | цели: |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - количество стационарных учреждений социального обслуживания области, в которых установлены и соблюдаются государственные стандарты социального обслуживания; |
Сроки и этапы | 2008 - 2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | 54 074,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 28 674,0 тыс. рублей, субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области - 6 300,0 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 19 100,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные | - выравнивание уровня и качества обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания области; |
Ответственные лица | директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Андреева Л.М., тел. 25-25-65; |
(В редакции постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)
постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175), постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)
Наименование ресурсов | Единица | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Материально-технические ресурсы | - | - | - | - |
Трудовые ресурсы | - | - | - | - |
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 54074,0 | 30880,0 | 23194,0 |
- областной бюджет | тыс. руб. | 28674,0 | 12390,0 | 16284,0 |
- субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области | тыс. руб. | 6300,0 | 6300,0 | - |
- внебюджетные источники | тыс. руб. | 19100,0 | 12190,0 | 6910,0 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) | - | - | - | - |
(В редакции постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175))
В Ярославской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услугах, услугах по социальной адаптации и реабилитации, предоставляемых гражданам в соответствии с состоянием здоровья и с учётом социальных показаний. Около 10 процентов населения области нуждается в получении этих услуг в стационарных условиях.
Реализация мероприятий по обеспечению населения жизненно важными социальными услугами - часть мер государственной социальной политики, фактор социального развития, метод реализации прав человека в социальной области, средство предупреждения риска бедности.
Деятельность по оказанию социальных услуг в стационарных условиях осуществляется на основании федеральных законов от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Закона Ярославской области от 3 ноября 2005 г. N 60-з "О социальном обслуживании населения Ярославской области".
Действующая схема нормативного бюджетного финансирования текущих расходов государственных стационарных учреждений социального обслуживания (далее - учреждение) не позволяет перераспределять денежные средства на развитие учреждений со слабой материально-технической базой, не удовлетворяющей потребностям граждан социально уязвимых групп в доступных и качественных социальных услугах.
Анализ проблемной ситуации в сфере стационарного социального обслуживания населения Ярославской области, анализ её сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (SWOT-анализ) показал, что для того чтобы развитие системы стационарного социального обслуживания было стабильным необходимо учитывать сильные и слабые её стороны.
К сильным сторонам стационарного социального обслуживания, в частности, относятся:
- наличие в области сформированной целостной системы стационарного социального обслуживания, включающей в себя 18 учреждений различных типов с общим числом мест 4000;
- стабильность функционирования системы стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов;
- завершение работы по установлению в домах-интернатах государственных стандартов социального обслуживания;
- наличие нормативной и организационной основы стационарного социального обслуживания.
Среди слабых сторон стационарного социального обслуживания можно отметить следующие:
- несоответствие социального обслуживания в отдельных учреждениях государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объёмам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;
- слабую материально-техническую базу ряда учреждений;
- недостаточную площадь жилых и вспомогательных помещений в учреждениях;
- дефицит кадров для работы с потребителями услуг стационарного социального обслуживания.
Располагаясь в приспособленных зданиях, ряд учреждений имеют слабую инфраструктуру, недостаточно оснащены технологическим и иным оборудованием, в том числе для проведения оздоровительной, реабилитационной, социально-культурной работы. Из-за нехватки помещений вспомогательного назначения, специализированного оборудования и автотранспорта невозможны эффективное воспитание, обучение и профессиональная ориентация детей-инвалидов, проживающих в стационарных условиях.
При численности занятых стационарным социальным обслуживанием около 2,2 тысячи человек - кадры младшего персонала по уходу укомплектованы на 55-60 процентов, среднего медицинского персонала - на 65-70 процентов, врачебного персонала - на 80-85 процентов. Число уволившихся по возрасту и другим причинам (низкой заработной платы, психологически и физически тяжёлого труда) в год превышает 10 процентов численности занятых.
Выявление сильных и слабых сторон стационарного социального обслуживания важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз развития системы учреждений.
К возможностям развития стационарного социального обслуживания следует отнести:
- дальнейшее расширение сети учреждений, в том числе за счёт строительства новых зданий домов-интернатов по типовым проектам, реконструкции и капитального ремонта действующих площадей; оснащение учреждений современным оборудованием;
- поиск и внедрение новых технологий стационарного социального обслуживания;
- расширение перечня социальных услуг, повышение их качества и доступности;
- концентрацию материально-технических ресурсов на наиболее слабых звеньях системы учреждений, не имеющих необходимых условий для эффективного функционирования.
Перечень угроз развития стационарного социального обслуживания выглядит следующим образом:
- меняющаяся социально-демографическая ситуация, возрастающий спрос граждан на социальные услуги;
- резкое увеличение очередности на стационарное социальное обслуживание;
- невосполнимый отток кадров, занятых оказанием социальных услуг.
Перечисленные слабые стороны и угрозы могут оцениваться как прогнозируемый кризис в сфере стационарного социального обслуживания, который может привести к нестабильности системы.
Решению проблемы стабильного стационарного социального обслуживания могут помешать риски универсального и системного характера в случае трудностей социально-экономического характера.
Достижение целей Программы проблематично в случае, если финансирование будет осуществляться в объёме меньше предусмотренного либо в поздние сроки, что можно считать препятствием для своевременного и полного осуществления планируемых мероприятий.
Решение задач, направленных на укрепление социального статуса и сохранение здоровья пожилых людей, содействие их активному долголетию, обеспечение стабильного финансирования социальной сферы и социальных программ, доступности и качества социального обслуживания населения области, соответствуют приоритетам социально-экономического развития области и Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года, утверждённой постановлением Администрации области от 21.12.2006 N 335 "О Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года".
Для эффективного выравнивания уровня и качества обслуживания в рамках действующей системы учреждений необходимо при помощи программно-целевого метода направить финансовые ресурсы на выполнение мероприятий, разработанных для достижения поставленных целей и задач.
Использование программно-целевого метода будет способствовать структурной перестройке, модернизации и повышению устойчивости системы стационарного социального обслуживания населения к различным рискам, закреплению позитивных изменений положения граждан социально уязвимых групп, созданию условий для оказания им комплекса социальных услуг в соответствии с установленными государственными стандартами.
Целями Программы являются выравнивание уровня материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания и создание необходимых условий по удовлетворению потребности граждан особо социально уязвимых групп населения Ярославской области в доступных и качественных услугах стационарного социального обслуживания.