АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 августа 2007 года N 321-а

Об областной целевой программе "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" на 2008 2009 годы

(В редакции
постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)
постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)
постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175)
постановления Правительства ЯО от 24.08.2009 N 855-п ru 76000200900684
постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)

В целях повышения доступности и качества гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых наиболее социально уязвимым группам населения области, дальнейшего роста потенциала системы стационарного социального обслуживания и совершенствования её инфраструктуры

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)).

3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Андреева Л.М.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, выделяемых департаменту из областного бюджета на соответствующий год (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)).

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

Председатель Правительства -

первый заместитель

Губернатора области И.И. Скороходова

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 08.08 2007 N 321-а

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2009 ГОДЫ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 12.08.2008 N 391-п (ru76000200800553)

постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)

постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175)

постановления Правительства ЯО от 24.08.2009 N 855-п ru 76000200900694

постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)

Наименование Программы

областная целевая программа "Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки
 Программы

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства области от 21.12.2006 N 335 "О Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года"

Куратор Программы

заместитель Губернатора Ярославской области В.Г. Костин

Ответственный исполнитель Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Исполнитель Программы

департамент строительства Ярославской области

Основные разработчики
 Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области и управление п о социальной и демографической политике Администрации области

Цели и задачи Программы

цели:
 - выравнивание уровня материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания;

 - создание необходимых условий для удовлетворения потребности граждан особо социально уязвимых групп населения Ярославской области в доступных и качественных услугах стационарного социального обслуживания
 задачи:
 - комплексное развитие материально-технической базы домов-интернатов;

 - расширение коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания области;

 - оптимизация ресурсного обеспечения мероприятий по стационарному социальному обслуживанию методом концентрации ресурсов на наиболее слабых звеньях системы и дальнейшее совершенствование их инженерной инфраструктуры;

 - оптимизация кадрового обеспечения деятельности по предоставлению стационарной социальной помощи

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- количество стационарных учреждений социального обслуживания области, в которых установлены и соблюдаются государственные стандарты социального обслуживания;

 - удовлетворённость граждан пожилого возраста и инвалидов условиями проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания области
 (процент опрошенных)

Сроки и этапы
 реализации Программы

2008 - 2009 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

54 074,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 28 674,0 тыс. рублей, субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области - 6 300,0 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 19 100,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы

- выравнивание уровня и качества обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания области;

 - внедрение установленных государственных стандартов в сфере социального обслуживания в деятельность 18 стационарных учреждений социального обслуживания области;

 - ввод в эксплуатацию дополнительных жилых площадей в домах-интернатах общего типа;

 - укрепление материально-технической базы в 18 стационарных учреждениях социального обслуживания области;

 - приобретение 12 единиц автотранспорта для нужд стационарных учреждений социального обслуживания области;

 - повышение квалификации 165 работниками стационарных учрежд ений социального обслуживания области;

 - получение (подтверждение) квалификационных категорий 190 работниками стационарных учреждений социального обслуживания области

Ответственные лица
 для контактов

директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Андреева Л.М., тел. 25-25-65;

 заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Глебов А.Н.,
 тел. 32-48-95;

 начальник отдела департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Никифоров А.А.,
 тел. 73-73-13

(В редакции постановления Правительства ЯО от 23.10.2008 N 551-п (ru76000200800768)

постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175), постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1271-п ru 76000200901057)

Наименование ресурсов

Единица
 измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Материально-технические ресурсы

-

-

-

-

Трудовые ресурсы

-

-

-

-

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

54074,0

30880,0

23194,0

- областной бюджет

тыс. руб.

28674,0

12390,0

16284,0

- субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ярославской области

тыс. руб.

6300,0

6300,0

-

- внебюджетные источники

тыс. руб.

19100,0

12190,0

6910,0

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие)

-

-

-

-

(В редакции постановления Правительства ЯО от 29.12.2008 N 740-п (ru76000200801175))

В Ярославской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услугах, услугах по социальной адаптации и реабилитации, предоставляемых гражданам в соответствии с состоянием здоровья и с учётом социальных показаний. Около 10 процентов населения области нуждается в получении этих услуг в стационарных условиях.

Реализация мероприятий по обеспечению населения жизненно важными социальными услугами - часть мер государственной социальной политики, фактор социального развития, метод реализации прав человека в социальной области, средство предупреждения риска бедности.

Деятельность по оказанию социальных услуг в стационарных условиях осуществляется на основании федеральных законов от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Закона Ярославской области от 3 ноября 2005 г. N 60-з "О социальном обслуживании населения Ярославской области".

Действующая схема нормативного бюджетного финансирования текущих расходов государственных стационарных учреждений социального обслуживания (далее - учреждение) не позволяет перераспределять денежные средства на развитие учреждений со слабой материально-технической базой, не удовлетворяющей потребностям граждан социально уязвимых групп в доступных и качественных социальных услугах.

Анализ проблемной ситуации в сфере стационарного социального обслуживания населения Ярославской области, анализ её сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (SWOT-анализ) показал, что для того чтобы развитие системы стационарного социального обслуживания было стабильным необходимо учитывать сильные и слабые её стороны.

К сильным сторонам стационарного социального обслуживания, в частности, относятся:

- наличие в области сформированной целостной системы стационарного социального обслуживания, включающей в себя 18 учреждений различных типов с общим числом мест 4000;

- стабильность функционирования системы стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов;

- завершение работы по установлению в домах-интернатах государственных стандартов социального обслуживания;

- наличие нормативной и организационной основы стационарного социального обслуживания.

Среди слабых сторон стационарного социального обслуживания можно отметить следующие:

- несоответствие социального обслуживания в отдельных учреждениях государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объёмам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;

- слабую материально-техническую базу ряда учреждений;

- недостаточную площадь жилых и вспомогательных помещений в учреждениях;

- дефицит кадров для работы с потребителями услуг стационарного социального обслуживания.

Располагаясь в приспособленных зданиях, ряд учреждений имеют слабую инфраструктуру, недостаточно оснащены технологическим и иным оборудованием, в том числе для проведения оздоровительной, реабилитационной, социально-культурной работы. Из-за нехватки помещений вспомогательного назначения, специализированного оборудования и автотранспорта невозможны эффективное воспитание, обучение и профессиональная ориентация детей-инвалидов, проживающих в стационарных условиях.

При численности занятых стационарным социальным обслуживанием около 2,2 тысячи человек - кадры младшего персонала по уходу укомплектованы на 55-60 процентов, среднего медицинского персонала - на 65-70 процентов, врачебного персонала - на 80-85 процентов. Число уволившихся по возрасту и другим причинам (низкой заработной платы, психологически и физически тяжёлого труда) в год превышает 10 процентов численности занятых.

Выявление сильных и слабых сторон стационарного социального обслуживания важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз развития системы учреждений.

К возможностям развития стационарного социального обслуживания следует отнести:

- дальнейшее расширение сети учреждений, в том числе за счёт строительства новых зданий домов-интернатов по типовым проектам, реконструкции и капитального ремонта действующих площадей; оснащение учреждений современным оборудованием;

- поиск и внедрение новых технологий стационарного социального обслуживания;

- расширение перечня социальных услуг, повышение их качества и доступности;

- концентрацию материально-технических ресурсов на наиболее слабых звеньях системы учреждений, не имеющих необходимых условий для эффективного функционирования.

Перечень угроз развития стационарного социального обслуживания выглядит следующим образом:

- меняющаяся социально-демографическая ситуация, возрастающий спрос граждан на социальные услуги;

- резкое увеличение очередности на стационарное социальное обслуживание;

- невосполнимый отток кадров, занятых оказанием социальных услуг.

Перечисленные слабые стороны и угрозы могут оцениваться как прогнозируемый кризис в сфере стационарного социального обслуживания, который может привести к нестабильности системы.

Решению проблемы стабильного стационарного социального обслуживания могут помешать риски универсального и системного характера в случае трудностей социально-экономического характера.

Достижение целей Программы проблематично в случае, если финансирование будет осуществляться в объёме меньше предусмотренного либо в поздние сроки, что можно считать препятствием для своевременного и полного осуществления планируемых мероприятий.

Решение задач, направленных на укрепление социального статуса и сохранение здоровья пожилых людей, содействие их активному долголетию, обеспечение стабильного финансирования социальной сферы и социальных программ, доступности и качества социального обслуживания населения области, соответствуют приоритетам социально-экономического развития области и Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года, утверждённой постановлением Администрации области от 21.12.2006 N 335 "О Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года".

Для эффективного выравнивания уровня и качества обслуживания в рамках действующей системы учреждений необходимо при помощи программно-целевого метода направить финансовые ресурсы на выполнение мероприятий, разработанных для достижения поставленных целей и задач.

Использование программно-целевого метода будет способствовать структурной перестройке, модернизации и повышению устойчивости системы стационарного социального обслуживания населения к различным рискам, закреплению позитивных изменений положения граждан социально уязвимых групп, созданию условий для оказания им комплекса социальных услуг в соответствии с установленными государственными стандартами.

Целями Программы являются выравнивание уровня материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания и создание необходимых условий по удовлетворению потребности граждан особо социально уязвимых групп населения Ярославской области в доступных и качественных услугах стационарного социального обслуживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»