ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 2010 года N 2
О внесении изменения в приказ департамента культуры Ярославской области от 31.12. 2008 N 247
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства культуры Ярославской области от 16.05.2024 N 13.
____________________________________________________________________
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Внести в приказ департамента культуры Ярославской области от 31.12.2008 N 247 "О ведомственной целевой программе департамента культуры Ярославской области на 2009 - 2011 годы" изменение, изложив ведомственную целевую программу департамента культуры Ярославской области на 2009 - 2011 годы, утвержденную приказом, в новой редакции (прилагается).
2. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента Л.Ю. Сорокина
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
культуры Ярославской области
(в редакции приказа департамента культуры Ярославской области от 16.03.2010 N 2)
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование исполнителя Программы (субъекта бюджетного планирования) | департамент культуры Ярославской области |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Наименование Программы | ведомственная целевая программа департамента культуры Ярославской области |
Фамилия, имя отчество должностного лица, утвердившего Программу, | Сорокина Лариса Юрьевна - директор департамента культуры Ярославской области, приказ департамента культуры Ярославской области от 31.12.2008 N 247 "О ведомственной целевой программе департамента культуры на 2009-2011 годы" |
Наименование задач Программы | - обеспечение условий для сохранения культурного наследия; |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Объем и источники финансирования Программы | областной бюджет - всего 1875255 рублей, |
Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы | Сорокина Лариса Юрьевна - директор департамента культуры Ярославской области, телефон 30 52 29 |
I. Содержание проблемы
Программа направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг в сфере культуры и искусства как одного из направлений Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".
Развитая инфраструктура отрасли, обширное культурное сотрудничество, исторически сложившиеся музыкальные, театральные, гражданские традиции и уникальное архитектурное богатство территории области позволяют предоставить разнообразные культурные услуги как населению, так и гостям Ярославской области.
В настоящее время в функциональной подчинённости департамента культуры Ярославской области (далее - департамент) находятся 22 государственных учреждения культуры, в том числе 4 музея, 6 библиотек, 3 учреждения культурно-досугового профиля, 3 среднеспециальных учебных заведения, 2 театра, филармония, общежитие, информационно-методический центр, дирекция по реставрации и реконструкции.
В инфраструктуру сферы культуры, искусства и кинематографии Ярославской области входят более 700 муниципальных учреждений культуры музейного, культурно-досугового, библиотечного, образовательного, методического типов, девять отделений творческих и общественных союзов, около двух десятков коммерческих кинотеатров и музеев, более десяти общественных объединений и ассоциаций. На территории области находится около 5 тысяч памятников культуры, истории, археологии, архитектуры. Исторический центр города Ярославля включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Имеющиеся ресурсы сферы культуры области на протяжении трех последних лет обеспечивают объем и качество услуг, выраженный в следующих количественных и качественных показателях:
- театры области посещают около 500 тысяч зрителей в год или более 200 человек на 1000 жителей;
- музеи посещают не менее 1700 тысяч посетителей в год или более
1300 человек на 1000 жителей;
-ежегодно число посещений киносеансов некоммерческих кинозалов составляет в среднем 145 тысяч человек или более 100 человек на 1000 жителей;
-ежегодно в среднем в детских музыкальных школах и школах искусств обучается 10 тысяч детей;
- растет число зарегистрированных пользователей в библиотеках -
523 тысячи человек;
- зрителей на концертах - не менее 118 тысяч человек в год или 90 человек на 1000 жителей;
-ежегодно в среднем участниками клубных формирований являются более 65 тысяч человек или 49 человек на 1000 жителей;
- насчитывается посетителей в клубах более 1300 тысяч человек или 1007 человек на 1000 жителей;
- проводится не менее 72 тысяч досуговых массовых мероприятий в год.
При этом анализ показателей деятельности сферы культуры на региональном уровне выявляет наличие следующих сильных сторон:
- опыт в реализации международных, всероссийских, региональных мероприятий на базе государственных учреждений культуры;
- государственная поддержка мероприятий Программы на областном уровне;
- финансовая поддержка из федерального бюджета мероприятий по проведению ремонтно-реставрационных работ на объектах истории и культуры федерального значения;
- наличие региональной нормативной правовой базы для реализации мероприятий Программы,
- наличие федеральной нормативной правовой базы, регулирующей совместное осуществление мер по охране материального культурного наследия;
- наличие государственных учреждений культуры, на базе которых можно реализовать мероприятия Программы;
- наличие квалифицированных специалистов, которые вовлечены в реализацию мероприятий Программы;
- наличие базы для подготовки и повышения квалификации специалистов;
- привлекательный для туристов, специалистов культуры и деятелей искусства культурный облик Ярославской области.
Слабыми сторонами сферы культуры на региональном уровне являются такие факторы, как:
- морально устаревшее и изношенное техническое оснащение учреждений культуры, прежде всего государственных;
- слабо развитая маркетинговая деятельность;
- "старение" кадров, отсутствие притока молодых специалистов в сферу культуры, вызванное низким уровнем оплаты труда и социальной защиты работников культуры;
- отставание формирования законодательной и нормативной региональной правовой базы в сфере культуры от базового федерального законодательства, определяющего направления административной и финансовой реформ в стране.
Исполнение Программы предусматривает использование следующих возможностей системы управления и инфраструктуры сферы культуры:
- наличие федерального законодательства в области развития библиотечного, музейного дела, охраны материального культурного наследия;
- наличие российских организаций, фондов и деятелей культуры и искусства, участвующих в финансировании и организации культурных проектов;
- информационная доступность в изучении российского регионального опыта реализации культурной политики;
- возможность внебюджетного финансирования за счет собственных внебюджетных источников;
- использование ресурсов социального партнерства.
Эффективность Программы зависит от наступления таких угроз, как:
- ценовые риски (связаны с непредвиденными изменениями тарифов на энергоносители, услуги вневедомственной охраны);
- финансовые риски (секвестирование областного бюджета, негативные последствия экономического кризиса);
- законодательные риски, выражающиеся в несовершенстве как федеральной, так и региональной законодательной и нормативно-правовой базы по регулированию отдельных направлений деятельности в сфере культуры (например, культурно-досуговой);
- социальные риски, включающие в себя демографические, а также риски, связанные с безработицей, оплатой труда в организациях социальной сферы;
- ситуационные риски, обусловленные повышением гражданской, деловой, туристической активности в период организации празднования 1000-летия г. Ярославля в 2010 году (далее-"эффект юбилея").
Взаимосвязи слабых сторон и угроз для сферы культуры проявляются в целом ряде проблем как объективного, так и субъективного характера, а именно:
- в усиливающейся тенденции недостаточного удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных современных культурных услугах на базе государственных учреждений;
- в ограниченных возможностях населения по оплате культурных услуг, особенно предоставляемых театрами и концертными организациями;
- в стабильно низком уровне информатизации сферы культуры, особенно библиотек;
- в ухудшении состояния кадрового ресурса сферы культуры.
Вместе с тем, сочетание возможностей и сильных сторон региональной системы управления сферой культуры и отрасли в целом позволяет:
- сформировать сбалансированную культурную политику региона, отвечающую как общественным, так и частным интересам, уделяющую внимание как миссии культуры в обществе, так и механизмам её реализации;
- развивать систему адресной поддержки профессионального искусства, литературы и творчества, а также поддержку талантливой молодежи и одарённых детей в форме грантов и премий;
- расширять внедрение информатизации сферы культуры с учетом использования опыта продвижения информационных музейных проектов;
- формировать новые и развивать внедренные культурные технологии для создания расширенного перечня культурных услуг;
- определить "точки роста" государственных учреждений культуры и содействовать их развитию.
Таким образом, Программа представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам, направленный на обеспечение и развитие условий для удовлетворения потребностей населения в области культуры, с одной стороны, и эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов, с другой стороны.
Программа охватывает все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: сохранение культурного наследия, музейное дело, библиотечное дело, профессиональное искусство (изобразительное, театральное, музыкальное), народное художественное творчество, культурно-досуговую деятельность.
Программа учитывает применение методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат, исходя из реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
II. Задачи Программы
Реализация Программы предполагает решение следующих задач:
- обеспечение условий для сохранения объектов культурного наследия Ярославской области путем проведения ремонтно-реставрационных, противоаварийных и консервационных работ, в том числе реставрации объектов культурного наследия, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания г.Ярославля;
- обеспечение условий для поддержки доступа граждан к культурным ценностям посредством укрепления материально-технической базы музеев, обеспечения сохранности и безопасности музейных предметов, реставрации предметов музейных фондов, комплектования фондов государственных музеев, создания новых и обновления действующих экспозиций, проведения выставок, экскурсий и других мероприятий для привлечения посетителей;
- обеспечение условий для поддержки доступа населения к информационным ресурсам путём совершенствования информационно-библиотечного обслуживания населения за счет комплектования библиотек новыми книгами, периодическими изданиями, изданиями на электронных носителях, развития технологий удаленного доступа к библиотечным ресурсам, модернизированной организации библиотечного обслуживания населения, укрепления материально-технической базы библиотек;