АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 года N 111

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604

В соответствии с Областным законом от 19.02.2010 N 360-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об областном бюджете на 2010 год", а также в целях реализации Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и обеспечения эффективного функционирования системы программно-целевого управления


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в приложение N 7 к постановлению Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604 "О переходных положениях при реализации областных целевых программ" изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Предусмотреть, что финансирование мероприятий в объемах, предусмотренных Областной целевой программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006 - 2010 годы, осуществляется в рамках средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на очередной финансовый год.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Вице-губернатора Назарова С.М.

Глава Администрации

(Губернатор) области

В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство жилищно-

коммунального хозяйства

области

Приложение

к постановлению

Администрации

Ростовской области


от 10.08.2010 N 111

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006 - 2010 годы


Паспорт Программы

Наименование
 Программы

-

Областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области"
 на 2006 - 2010 годы (далее – Программа)

Основание
 для разработки
 Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области
 от 31.08.2006 N  384 "О разработке областной
 целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области"

 на 2006 - 2010 годы"

Государственный заказчик Программы

-

министерство энергетики, инженерной инфраструктуры
 и промышленности Ростовской области - до 1 января
 2010 года;
министерство промышленности и энергетики Ростовской области – с 1 января 2010 года;
министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской
 области – до 1 января 2010 года;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области – с 1 января 2010 года;
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;
министерство транспорта Ростовской области

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство энергетики, инженерной инфраструктуры
 и промышленности Ростовской области - до 1 января
 2010 года;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области – с 1 января 2010 года

Разработчики
 Программы

-

министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области, министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области

Основная цель
 Программы
           Основные задачи
 Программы

-
             -

повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

 модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
 повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

 привлечение внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Сроки реализации
 Программы

-

2006 - 2010 годы, в том числе:
 первый этап - 2006 – 2007 годы;

 второй этап - 2008 – 2010 годы

Исполнители Программы

-

министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области - до 1 января 2010 года;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области – с 1 января 2010 года;
министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области – до 1 января 2010 года;
министерство промышленности и энергетики Ростовской области –
 с 1 января 2010 года;
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;
министерство транспорта Ростовской области;

 муниципальные образования, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - муниципальные образования);

 организации жилищно-коммунального комплекса, муниципальное образование "Аксайский район"
 (по согласованию) до 2008 года;

 муниципальное образование "Город Батайск"
 (по согласованию) до 2008 года;

 муниципальное предприятие "Водоканал" г. Батайска
 (по согласованию)

Объемы
 и источники финансирования Программы

-

23246,0 млн. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета -
 8882,1 млн. рублей, в том числе:
 в 2006 году - 3,0 млн. рублей;

 в 2007 году - 60,0 млн. рублей;

 в 2008 году - 810,5 млн. рублей;

 в 2009 году - 3116,9 млн. рублей;

 в 2010 году - 4891,7 млн. рублей;

 за счет средств областного бюджета -
 8202,1 млн. рублей, в том числе:
 в 2006 году - 933,1 млн. рублей;

 в 2007 году - 683,2 млн. рублей;

 в 2008 году - 2622,1 млн. рублей;

   в 2009 году - 1384,5 млн. рублей, в том числе погашение кредиторской задолженн ости по обязательствам, возникшим в 2008 году, - 262,4 млн. рублей;

 в 2010 году - 2579,2 млн. рублей;

 за счет средств местных бюджетов - 998,4 млн. рублей,
 в том числе:
 в 2006 году - 0,0 млн. рублей;

 в 2007 году - 22,7 млн. рублей;

 в 2008 году - 255,0 млн. рублей;

 в 2009 году - 299,6 млн. рублей;

 в 2010 году - 421,1 млн. рублей;

 за счет средств внебюджетных источников -
 5163,4 млн. рублей, в том числе:
 в 2006 году - 378,0 млн. рублей;

 в 2007 году - 783,9 млн. рублей;

 в 2008 году - 1926,5 млн. рублей;

 в 2009 году - 1228,8 млн. рублей;

 в 2010 году - 846,2 млн. рублей.
 Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете.
 Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;

 оптимизация загрузки групповых водопроводов;

 увеличение охвата населения централизованным водоснабжением до 80 процентов;

 повышение качества предоставления коммунальных услуг;

 улучшение экологической ситуации;

 создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Система
 организации
 контроля
 за исполнением
 Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Ростовской области в соответствии с ее полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством

Раздел 1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Общие положения


Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, а также подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" указанной Федеральной целевой программы.

Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, максимальное использование всех доступных ресурсов, обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В 2002 - 2005 годах в Ростовской области оказывалась государственная финансовая поддержка строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства. Построено и реконструировано 1238,4 км сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения, реконструировано 37 котельных, введены в эксплуатацию 3 котельные и 1 центральный тепловой пункт, закрыто 3 котельные, расположенные в подвалах жилых домов, введено в эксплуатацию 12 объектов водоснабжения общей производительностью 42,3 тыс. куб. м в сутки, 4 объекта водоотведения производительностью 56 тыс. куб. м в сутки, пробурено 73 скважины в 35 районах, отремонтировано 20 насосных станций.

Из всех источников финансирования за 2002 - 2005 годы освоено 3622 млн. рублей, из них – 735 млн. рублей – средств федерального бюджета, 2382 млн. рублей – средств областного бюджета и 505 млн. рублей – средств внебюджетных источников. При этом удалось преодолеть снижение степени надежности работы жилищно-коммунального комплекса в период после финансового кризиса 1998 года, стабилизировать финансовое положение организаций коммунального комплекса, привлечь в коммунальный сектор частные компании.

В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось из-за низкой эффективности использования бюджетных средств в коммунальном комплексе, недостаточного привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Мероприятие Программы "Строительство газовых сетей" разработано в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 27.07.2006 N 177 "О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности".

1.2. Характеристика проблемы


В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Ростовской области, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость, низкая эффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Высокий уровень износа и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с проводившейся в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций отсутствует возможность осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет 40 - 80 процентов (приложения N 1, N 2 к настоящей Программе). На начало 2007 года износ разводящих водопроводных сетей в шахтерских территориях составил: в городах Гуково, Зверево, Красный Сулин – более 60 процентов, в г. Шахты – от 85 до 94 процентов. Степень износа помещений насосных станций первого, второго подъемов, основных средств и оборудования, предназначенного для подачи воды из Соколовского водохранилища, в городах Красный Сулин и Новошахтинск превышает 93 процента, насосной станции первого подъема ВОС?1 г. Каменск-Шахтинского – 80 процентов.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов - достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Ежегодную очистку проходит 86,5 процента объема сточных вод. До категории нормативно очищенных, пропущенных через очистные сооружения, доводится 24,1 процента сточных вод.

В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Пролетарске, Миллерово, Морозовске, Константиновске, Аксае, Сальске, Новошахтинске, пос. Гигант Сальского района, пос. Персиановский Октябрьского района, с. Песчанокопском, ст-це Обливской и в других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически не очищенных и не обеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.

Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов коммунального комплекса в муниципальных образованиях Ростовской области, не обеспечены необходимой коммунальной техникой.

Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 10,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.

Раздел 2 Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Для улучшения материально-технической базы организаций, предоставляющих коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области в 2010 году, планируется закупка коммунальной техники.

В целях реализации мероприятий по газификации населенных пунктов области и улучшению социально-бытовых условий населения, проживающего в пос. Новогрессовский и пос. Власовка г. Шахты, а также в хут. Маслов Тацинского района, в 2010 году предусматривается строительство газовых сетей. Реализация указанных проектов обеспечит возможность подключения к газовым сетям многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также объектов соцкультбыта.

В рамках выполнения Программы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных средств, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

Преобразования, проводимые в рамках Программы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.

Программа основана на следующих базовых принципах:

финансирование проектов из разных источников, включая привлечение внебюджетных средств, в том числе заемных;

развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;

открытый отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства направляются на выполнение инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов с высоким уровнем износа, а также со строительством новых объектов для замены объектов с высоким уровнем износа;

повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Выполнение данной задачи будет обеспечено путем формирования условий, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств федерального, областного бюджетов для реализации инвестиционных проектов. Важным направлением является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе, включающее в себя разработку инвестиционных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, утверждение тарифов на подключение к коммунальным сетям. Ключевым направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса, что позволит улучшить качество управления и снизить риски частного инвестирования в коммунальную инфраструктуру;

привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе развития механизмов кредитования инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках данной задачи будет оказываться методическое содействие муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Сроки реализации мероприятий Программы - с 2006 по 2010 годы, за исключением мероприятий "Строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации", "Закупка коммунальной техники в собственность организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке" и "Модернизация, строительство и рекультивация объектов размещения отходов потребления на территории Ростовской области", срок реализации которых в рамках данной Программы запланирован на 2010 год.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

целевое снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня:

2006 год - 57 процентов;

2007 год - 55 процентов;

2008 год - 53 процентов;

2009 год - 51 процента;

2010 год - 50 процентов;

доля внебюджетных источников финансирования в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры по объектам, участвующим в подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы:

2006 год - 25 процентов;

2007 год - 35 процентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»