АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2010 года N 111
О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604
В соответствии с Областным законом от 19.02.2010 N 360-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об областном бюджете на 2010 год", а также в целях реализации Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и обеспечения эффективного функционирования системы программно-целевого управления
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в приложение N 7 к постановлению Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604 "О переходных положениях при реализации областных целевых программ" изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Предусмотреть, что финансирование мероприятий в объемах, предусмотренных Областной целевой программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006 - 2010 годы, осуществляется в рамках средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на очередной финансовый год.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Вице-губернатора Назарова С.М.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство жилищно-
коммунального хозяйства
области
Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 10.08.2010 N 111
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006 - 2010 годы
Паспорт Программы
Наименование | - | Областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" |
Основание | - | распоряжение Администрации Ростовской области |
Государственный заказчик Программы | - | министерство энергетики, инженерной инфраструктуры |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | министерство энергетики, инженерной инфраструктуры |
Разработчики | - | министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области, министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области |
Основная цель | - | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; |
Сроки реализации | - | 2006 - 2010 годы, в том числе: |
Исполнители Программы | - | министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области - до 1 января 2010 года; |
Объемы | - | 23246,0 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; |
Система | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Ростовской области в соответствии с ее полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
Раздел 1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, а также подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" указанной Федеральной целевой программы.
Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, максимальное использование всех доступных ресурсов, обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В 2002 - 2005 годах в Ростовской области оказывалась государственная финансовая поддержка строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства. Построено и реконструировано 1238,4 км сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения, реконструировано 37 котельных, введены в эксплуатацию 3 котельные и 1 центральный тепловой пункт, закрыто 3 котельные, расположенные в подвалах жилых домов, введено в эксплуатацию 12 объектов водоснабжения общей производительностью 42,3 тыс. куб. м в сутки, 4 объекта водоотведения производительностью 56 тыс. куб. м в сутки, пробурено 73 скважины в 35 районах, отремонтировано 20 насосных станций.
Из всех источников финансирования за 2002 - 2005 годы освоено 3622 млн. рублей, из них – 735 млн. рублей – средств федерального бюджета, 2382 млн. рублей – средств областного бюджета и 505 млн. рублей – средств внебюджетных источников. При этом удалось преодолеть снижение степени надежности работы жилищно-коммунального комплекса в период после финансового кризиса 1998 года, стабилизировать финансовое положение организаций коммунального комплекса, привлечь в коммунальный сектор частные компании.
В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось из-за низкой эффективности использования бюджетных средств в коммунальном комплексе, недостаточного привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Мероприятие Программы "Строительство газовых сетей" разработано в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 27.07.2006 N 177 "О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности".
1.2. Характеристика проблемы
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Ростовской области, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость, низкая эффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Высокий уровень износа и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с проводившейся в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций отсутствует возможность осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет 40 - 80 процентов (приложения N 1, N 2 к настоящей Программе). На начало 2007 года износ разводящих водопроводных сетей в шахтерских территориях составил: в городах Гуково, Зверево, Красный Сулин – более 60 процентов, в г. Шахты – от 85 до 94 процентов. Степень износа помещений насосных станций первого, второго подъемов, основных средств и оборудования, предназначенного для подачи воды из Соколовского водохранилища, в городах Красный Сулин и Новошахтинск превышает 93 процента, насосной станции первого подъема ВОС?1 г. Каменск-Шахтинского – 80 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов - достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Ежегодную очистку проходит 86,5 процента объема сточных вод. До категории нормативно очищенных, пропущенных через очистные сооружения, доводится 24,1 процента сточных вод.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Пролетарске, Миллерово, Морозовске, Константиновске, Аксае, Сальске, Новошахтинске, пос. Гигант Сальского района, пос. Персиановский Октябрьского района, с. Песчанокопском, ст-це Обливской и в других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически не очищенных и не обеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов коммунального комплекса в муниципальных образованиях Ростовской области, не обеспечены необходимой коммунальной техникой.
Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 10,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
Раздел 2 Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для улучшения материально-технической базы организаций, предоставляющих коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области в 2010 году, планируется закупка коммунальной техники.
В целях реализации мероприятий по газификации населенных пунктов области и улучшению социально-бытовых условий населения, проживающего в пос. Новогрессовский и пос. Власовка г. Шахты, а также в хут. Маслов Тацинского района, в 2010 году предусматривается строительство газовых сетей. Реализация указанных проектов обеспечит возможность подключения к газовым сетям многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также объектов соцкультбыта.
В рамках выполнения Программы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных средств, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Преобразования, проводимые в рамках Программы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.
Программа основана на следующих базовых принципах:
финансирование проектов из разных источников, включая привлечение внебюджетных средств, в том числе заемных;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;
открытый отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства направляются на выполнение инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов с высоким уровнем износа, а также со строительством новых объектов для замены объектов с высоким уровнем износа;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Выполнение данной задачи будет обеспечено путем формирования условий, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств федерального, областного бюджетов для реализации инвестиционных проектов. Важным направлением является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе, включающее в себя разработку инвестиционных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, утверждение тарифов на подключение к коммунальным сетям. Ключевым направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса, что позволит улучшить качество управления и снизить риски частного инвестирования в коммунальную инфраструктуру;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе развития механизмов кредитования инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках данной задачи будет оказываться методическое содействие муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Сроки реализации мероприятий Программы - с 2006 по 2010 годы, за исключением мероприятий "Строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации", "Закупка коммунальной техники в собственность организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке" и "Модернизация, строительство и рекультивация объектов размещения отходов потребления на территории Ростовской области", срок реализации которых в рамках данной Программы запланирован на 2010 год.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
целевое снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня:
2006 год - 57 процентов;
2007 год - 55 процентов;
2008 год - 53 процентов;
2009 год - 51 процента;
2010 год - 50 процентов;
доля внебюджетных источников финансирования в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры по объектам, участвующим в подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы:
2006 год - 25 процентов;
2007 год - 35 процентов;