(потенциальные кластеры)
Структура ВРП Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-Запада и макрорегиона Балтики, следует отнести:
транспортно-логистический комплекс (доля ВРП - 8%);
энергетический комплекс (доля ВРП - 17%);
АПК и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля ВРП - 38%);
с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе - туристско-рекреационный комплекс (доля ВРП - 2%);
машиностроение и металлообработка;
традиционные и вновь сформированные сферы деятельности, которые могут быть охарактеризованы как имеющие высокий коэффициент локализации.
К числу дополнительных (инфраструктурных) направлений деятельности, которые будут определять эффективную конкурентоспособность Калининградской области и имеют исторические и экономические основания для своего развития, относятся:
транспорт и связь;
земля и земельный рынок;
развитие инфраструктуры для бизнеса (финансово-кредитная система, консалтинговые услуги);
человеческий капитал территории.
Транспортно-логистический комплекс. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.
На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является (по сравнению с прогнозными показателями) далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.