Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ

(потенциальные кластеры)

Структура ВРП Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-Запада и макрорегиона Балтики, следует отнести:

транспортно-логистический комплекс (доля ВРП - 8%);

энергетический комплекс (доля ВРП - 17%);

АПК и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля ВРП - 38%);

с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе - туристско-рекреационный комплекс (доля ВРП - 2%);

машиностроение и металлообработка;

традиционные и вновь сформированные сферы деятельности, которые могут быть охарактеризованы как имеющие высокий коэффициент локализации.

К числу дополнительных (инфраструктурных) направлений деятельности, которые будут определять эффективную конкурентоспособность Калининградской области и имеют исторические и экономические основания для своего развития, относятся:

транспорт и связь;

земля и земельный рынок;

развитие инфраструктуры для бизнеса (финансово-кредитная система, консалтинговые услуги);

человеческий капитал территории.

Транспортно-логистический комплекс. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.

На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является (по сравнению с прогнозными показателями) далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.