Грузооборот некоторых портов Балтийского моря в 2004 году
Страна | Грузооборот |
Гамбург | 114,5 млн. тонн (рост 7,7% по сравнению |
Любек | 27,51 млн. тонн (рост 11%) |
Вентспилс | 27,8 млн. тонн (рост на 1,8%) |
Калининград | около 16 млн. тонн |
Таллинн | 37,44 млн. тонн (рост на 7,2%) |
Рига | 23,9 млн. тонн (рост на 10,4%) |
Санкт-Петербург | 51,2 млн. тонн (рост на 21,7%) |
Автомобильный транспорт.
Важную роль в экономике области играет автомобильный транспорт.
Грузооборот в 2005 году составил 525 млн. тонно-км, из которых около 30% - объем перевозок грузовыми автомобилями крупных и средних автопредприятий на коммерческой основе.
Пассажирооборот - 136,5 млн. пасс.-км.
Индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004 года составил в среднем 105,9%.
Калининградскими автоперевозчиками перевозится около 70% всех экспортно-импортных грузов области, что значительно превышает среднероссийский показатель.
На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: N 1 (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас - Варшава с ответвлением Рига - Калининград - Гданьск), N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и N 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва).
Основными проблемами на пути развития автомобильного транспорта, по мнению экспертов, являются:
состояние дорожной сети области не соответствует потребностям современного автомобильного транспорта;
состояние пограничных переходов существенно отстает от потребностей международной торговли и транзита;
зависимость от таможенного и визового режимов стран транзита, прежде всего от Литовской Республики, влияет на развитие международного автомобильного сообщения;
визовый режим области значительно ограничивает возможности использования транспортных коридоров, проходящих по территории области, для транзита грузов.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт по-прежнему остается основным способом перевозки грузов по территории Калининградской области.
В Калининградской области с железной дорогой непосредственно связан и морской транспорт. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.
Грузооборот - 2175,9 тыс. тонн (90% всех грузов).
Индекс тарифов - 105,9 %.
Пассажиропоток - 315,6 млн. пасс.-км (40% от всего пассажирооборота в пригородном сообщении и 87% в междугородном).
На настоящий момент основными сдерживающими факторами являются:
неурегулированность железнодорожных тарифов, как внутри России, так и при транзите через сопредельные страны; высокая стоимость железнодорожных перевозок неизбежно приводит к высоким транспортным издержкам калининградских компаний; это тем более важно, что железная дорога - основной способ доставки грузов к портам;
несовершенство транспортной логистики на пути к морским портам, которые, по мнению ряда экспертов, могут стать ядром транспортного кластера Калининградской области.
Основные направления развития железнодорожных перевозок:
реконструкция действующих железных дорог;
развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций;