Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Таблица 3

Грузооборот некоторых портов Балтийского моря в 2004 году


Страна

Грузооборот

Гамбург

114,5 млн. тонн (рост 7,7% по сравнению
 с 2003 г.)

Любек

27,51 млн. тонн (рост 11%)

Вентспилс

27,8 млн. тонн (рост на 1,8%)

Калининград

около 16 млн. тонн

Таллинн

37,44 млн. тонн (рост на 7,2%)

Рига

23,9 млн. тонн (рост на 10,4%)

Санкт-Петербург

51,2 млн. тонн (рост на 21,7%)

Автомобильный транспорт.

Важную роль в экономике области играет автомобильный транспорт.

Грузооборот в 2005 году составил 525 млн. тонно-км, из которых около 30% - объем перевозок грузовыми автомобилями крупных и средних автопредприятий на коммерческой основе.

Пассажирооборот - 136,5 млн. пасс.-км.

Индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004 года составил в среднем 105,9%.

Калининградскими автоперевозчиками перевозится около 70% всех экспортно-импортных грузов области, что значительно превышает среднероссийский показатель.

На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: N 1 (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас - Варшава с ответвлением Рига - Калининград - Гданьск), N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и N 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва).

Основными проблемами на пути развития автомобильного транспорта, по мнению экспертов, являются:

состояние дорожной сети области не соответствует потребностям современного автомобильного транспорта;

состояние пограничных переходов существенно отстает от потребностей международной торговли и транзита;

зависимость от таможенного и визового режимов стран транзита, прежде всего от Литовской Республики, влияет на развитие международного автомобильного сообщения;

визовый режим области значительно ограничивает возможности использования транспортных коридоров, проходящих по территории области, для транзита грузов.

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт по-прежнему остается основным способом перевозки грузов по территории Калининградской области.

В Калининградской области с железной дорогой непосредственно связан и морской транспорт. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.

Грузооборот - 2175,9 тыс. тонн (90% всех грузов).

Индекс тарифов - 105,9 %.

Пассажиропоток - 315,6 млн. пасс.-км (40% от всего пассажирооборота в пригородном сообщении и 87% в междугородном).

На настоящий момент основными сдерживающими факторами являются:

неурегулированность железнодорожных тарифов, как внутри России, так и при транзите через сопредельные страны; высокая стоимость железнодорожных перевозок неизбежно приводит к высоким транспортным издержкам калининградских компаний; это тем более важно, что железная дорога - основной способ доставки грузов к портам;

несовершенство транспортной логистики на пути к морским портам, которые, по мнению ряда экспертов, могут стать ядром транспортного кластера Калининградской области.

Основные направления развития железнодорожных перевозок:

реконструкция действующих железных дорог;

развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций;