Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Таблица 2

Изменение производства ВРП в транспортной отрасли

(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Транспорт

90,1

102,2

101,7

105,9

116,7

108,5

107,5

По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтики. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.

Морские порты.

Морские порты являются основным звеном транспортной системы области. Морской порт Калининграда после утраты портов стран Балтии стал единственным незамерзающим портом России на Балтике и обеспечивает 4% от российского рынка морских перевозок. Контейнерными линиями порт Калининграда связан с портами Голландии, Англии, Бельгии, Польши и стран Балтии. 12 стивидорных компаний на 17-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке грузов. Проектные возможности их терминалов позволяют перегружать до 20 миллионов тонн различных грузов в год. Это нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и др.

Преимуществом порта Балтийск является его расположение непосредственно у выхода в открытое море, что позволяет принимать крупнотоннажные суда.

Применительно к перспективам развития морских перевозок оказывается важным наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе прохождение через область 2 ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров.

Основные представители отрасли: ОАО "Морской торговый порт", ОАО "Портовый элеватор", ЗАО "Терминал ГМБ", ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза", ОАО "Порт Пионерский Пионерской базы океанического рыболовного флота".

Объем переработки грузов в 2004 году в портах Калининградской области составил 13,9 млн. тонн. Морские перевозки ориентированы на Балтику, Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.

Грузооборот из числа контейнерных грузов и генеральных грузов сегодня составляет порядка 3-3,5 млн. тонн. Основной вклад этого сектора дает Калининградский морской торговый порт - порядка 2,3-2,5 млн. тонн. Грузооборот рыбного порта составляет около 1 млн. тонн.

Грузооборот калининградских портов в 2005 году составил 14,6 млн. тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2000 году. При этом 62% от общего грузооборота составляет перевалка нефти и нефтепродуктов.

Увеличивается объем контейнерных перевозок и паромного сообщения. Рынок контейнерных перевозок имеет устойчивую тенденцию к росту, хотя Калининград не может принимать океанские контейнеровозы. По мнению аналитиков, из-за перегрузки сети автодорог в Западной Европе рынок морских контейнерных перевозок на Балтике будет только развиваться, и Калининград может стать одним из важных его центров.

Развивается паромное сообщение. Уже функционируют пассажирская линия Калининград - Санкт-Петербург, грузопассажирская Санкт-Петербург - Балтийск - порты Германии, железнодорожная паромная переправа Усть-Луга - Балтийск - порты Германии. После завершения строительных работ грузооборот пассажирского автопаромного комплекса составит 2 млн. тонн и 20 тыс. пассажиров в год. Срок окупаемости инвестиций, по оценке специалистов Минтранса РФ, составляет 11,5 года.

По мнению ряда российских экспертов, основными проблемами на ближайшем этапе развития калининградских портов являются:

рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном транспорте - как фактор, существенно ограничивающий возможности развития портового комплекса Калининграда;

малая глубина дна в Вислинском заливе, на берегу которого стоит калининградский порт, существенно ограничивает возможности развития порта; прохождение по морскому каналу занимает значительное время, а глубина диктует разрешенную судопроходимость; ситуация требует создания на морском побережье глубоководного порта, способного принимать суда с большим водоизмещением.

При этом грузовой транзит через макрорегион Балтики быстро расширяется, а нынешние возможности портов-конкурентов явно оказываются более предпочтительными, что диктует в интересах российского присутствия на Балтике необходимость уточнения стратегии развития калининградского портового комплекса и ее синхронизации с развитием Санкт-Петербурга.