ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 года N 363
О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 05 декабря 2011 года N 914
В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Калининградской области от 05 декабря 2011 года N 914 "О целевой программе Калининградской области "Развитие мясного скотоводства в Калининградской области на 2012-2014 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от 05 марта 2012 года N 116) следующее изменение:
приложение изложить в редакции согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу со дня подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Губернатор
Калининградской области Н.Н. Цуканов
Приложение
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 29 мая 2013 года N 363
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Развитие мясного скотоводства в Калининградской области на 2012-2014 годы"
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Паспорт целевой программы Калининградской области "Развитие мясного скотоводства в Калининградской области на 2012-2014 годы"
1. Наименование программы:
целевая программа Калининградской области "Развитие мясного скотоводства в Калининградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
2. Основания для разработки Программы:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа);
3. Государственный заказчик Программы:
Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за исполнение Программы:
Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
5. Разработчик Программы:
Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
6. Исполнители основных мероприятий Программы:
1) Министерство сельского хозяйства Калининградской области;
2) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области;
3) сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организации агропромышленного комплекса Калининградской области независимо от формы собственности.
7. Стратегическая цель Программы:
создание стартовых технологических и экономических условий для формирования и ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в Калининградской области.
8. Тактические задачи Программы:
1) формирование товарных стад мясных пород крупного рогатого скота (далее - КРС);
2) укрепление кормовой базы;
3) техническая и технологическая модернизация репродукторных товарных ферм;
4) обновление и модернизация основных фондов сельскохозяйственных организаций.
9. Сроки и этапы реализации Программы. Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
10. Объемы и источники финансирования Программы по годам: объем финансирования реализации Программы на период 2012-2014 годов составляет 3 569,1307 млн рублей, в том числе:
1) за счет областного бюджета 650,0 млн руб., из них: в 2012 году - 205,3 млн руб., в 2013 году – 205,25 млн руб.; в 2014 году – 239,45 млн руб. (расходные обязательства в 2013-2014 годах возникают при наличии соответствующих бюджетных ассигнований в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, соглашения, заключенного в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" между Правительством Калининградской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);
2) за счет других источников 2 919,1307 млн руб., из них: в 2012 году - 1 229,1521 млн руб.; в 2013 году – 853,1228 млн руб.; в 2014 году – 836,8558 млн руб.
11. Непосредственные результаты Программы:
1) увеличение маточного поголовья скота мясных пород с 1,2 до 25,7 тыс. голов;
2) улучшение (создание) культурных пастбищ на площади 18000 га;
3) укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций (приобретение 135 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования);
4) строительство и модернизация 5 специализированных ферм по содержанию и откорму скота мясных пород.
12. Ожидаемые конечные результаты Программы:
1) увеличение поголовья скота мясных пород с 1,3 до 43,7 тыс. голов;
2) повышение занятости сельского населения, создание порядка 2000 дополнительных рабочих мест;
3) увеличение поступлений налогов в областной бюджет на 106,3 млн руб.
13. Система организации контроля за исполнением Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости программной разработки
14. Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии ускоренного развития отрасли производства говядины в Калининградской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Калининградской области.
15. Скотоводство - одна из основных отраслей животноводства. Скотоводство дает такие ценные продукты питания, как молоко и мясо, служит источником сырья для пищевой, кожевенной и других видов промышленности. Мясо КРС считается самым ценным по своим вкусовым качествам.
16. Рациональная норма потребления говядины на душу населения в соответствии с рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 августа 2010 года N 593н, составляет 25 кг в год. Соответственно, объемы производства говядины для обеспечения внутреннего рынка в Калининградской области должны достигать не менее 23 тыс. тонн.
17. С 2005 по 2010 год численность КРС в хозяйствах всех категорий на территории Калининградской области снизилась. Производство говядины сократилось с 18,6 тыс. тонн в 2005 году до 10,4 тыс. тонн в 2011 году.
18. Численность поголовья КРС в сельскохозяйственных организациях в 2011 году также уменьшилась и составила 31,4 тыс. голов (56,9 % по отношению к уровню 2005 года) (таблица 1).
Показатели состояния скотоводства и производства говядины в сельскохозяйственных организациях Калининградской области
Таблица 1
N п/п | Показатели | Год | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
1. | Поголовье КРС в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов | 50,6 | 44,6 | 36,5 | 30,4 | 31,9 | 31,4 |
2. | Поголовье специализированного скота мясных пород в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 1,3 |
3. | Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн | 7,0 | 6,8 | 5,3 | 3,3 | 3,6 | 3,6 |
4. | Производство говядины на душу населения, кг | 18,0 | 17,0 | 16,2 | 13,5 | 11,1 | 11,5 |
19. Производство говядины в сельскохозяйственных организациях сократилось с 7,0 тыс. тонн в 2006 году до 3,6 тыс. тонн в 2011 году. Покупки племенного молодняка интенсивных мясных пород в Калининградской области не осуществлялись.
20. Производство говядины в Калининградской области традиционно базировалось в основном на использовании откормочного поголовья от пород молочного и молочно-мясного направления как сопутствующая подотрасль при производстве молока.
21. В структуре производства говядины большую долю составляют парное, остывшее, охлажденное мясо. Замороженная говядина производится в меньших объемах и является основной статьей импорта мяса КРС в Калининградскую область. В целом объем импортного замороженного и парного (свежего) мяса составляет 20-25 тыс. тонн в год, или более 70 % объема рынка говядины в Калининградской области. Последнее означает, что Калининградская область находится в зависимости от импорта в снабжении населения говядиной.
22. Основной причиной зависимости от импорта является низкая рентабельность производства говядины в хозяйствах Калининградской области.
23. Как показывают исследования, применение в мясном скотоводстве ресурсосберегающих технологий позволяет на 10-15 % увеличить среднесуточные приросты живой массы, сократить затраты труда, на 10 % снизить себестоимость продукции, на 20-30 % поднять рентабельность производства говядины по сравнению с ее производством в молочном скотоводстве при откорме молодняка молочных пород.
24. Важным фактором повышения эффективности скотоводства была и остается специализация и концентрация. Рентабельным мясное скотоводство может являться тогда, когда деловой выход телят от 100 коров составляет 80-85 голов, среднесуточный прирост живой массы молодняка составляет не менее 750 граммов.
25. Дальнейшее развитие мясного скотоводства должно базироваться на применении ресурсосберегающих технологий, предусматривающих использование дешевых пастбищных кормов. Полное и эффективное использование естественных кормовых угодий позволяет снизить себестоимость мяса.
26. Стоимость пастбищной кормовой единицы в 1,5-2 раза ниже, чем при использовании заготовленных кормов. Продление пастбищного периода путем создания сезонных пастбищ позволяет удешевлять производство мяса. Высокая экономическая эффективность мясного скотоводства во многих странах обеспечивается именно за счет использования естественных пастбищ.
27. Для создания отрасли специализированного мясного скотоводства Калининградская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
1) длительный безморозный период;
2) наличие свободной рабочей силы, особенно в сельской местности;
3) возрастающий потребительский спрос на говядину;
4) наличие инвесторов, заинтересованных в развитии отрасли;
5) наличие передовых технологий;
6) наличие предложений о продаже племенного скота на мировом рынке.
28. Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующими факторами:
1) основным источником производства говядины в Калининградской области в последние годы являлись выбракованные молочные коровы, откормочный молодняк черно-пестрой породы и помеси мясных пород;
2) наличие неиспользуемых 180 тыс. га пашни и 197 тыс. га кормовых угодий.
29. Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала ускоренного развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность скота мясных пород, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей.
30. Острота данных проблем усугубляется недостатком в Калининградской области современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукции, выращивания молодняка для увеличения поголовья в мясных стадах, откорма молодняка до оптимальных весовых кондиций.
31. Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства обусловлена:
1) малочисленностью КРС специализированных пород мясного направления;