Недействующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы

5.1.3. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих слоев населения при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг


В соответствии с Федеральным законом от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" с 1993 года в России создана система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - жилищные субсидии).

Статьей 15 вышеуказанного Закона установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению гражданам компенсаций (субсидий), обеспечивающих оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В развитие положений данного Закона принят ряд нормативных актов федерального и регионального уровня. В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", Постановление администрации Калининградской области от 14.08.2000 N 381 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения Калининградской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением администрации Калининградской области от 09.06.2001 N 206).

Этими документами определен конкретный порядок предоставления субсидий гражданам, основными принципами которого являются:

1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

2. Начисление субсидий осуществляется по двум основаниям:

- при среднедушевом доходе семьи ниже официально установленного прожиточного минимума;

- при превышении установленного на данный период времени размера оплаты жилья и коммунальных услуг над максимально допустимой долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

3. При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, включая топливо твердое и топливо печное бытовое с учетом его доставки, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг.

4. Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

5. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий.

Система социальной защиты населения базируется на двух федеральных стандартах:

1. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. До 2010 года пересмотр этого стандарта не предполагается.

2. Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг начиная с 2001 года составляет 22 процента и далее меняться не будет.

В соответствии с действующими нормативными документами муниципалитеты должны разработать и принять собственные положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Данные нормативные документы муниципального уровня должны максимально учитывать специфику муниципалитета, однако не вступая при этом в противоречие с документами регионального и федерального уровня.

должны быть приняты положения Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", в приложении к которому приведено Положение о предоставлении гражданам субсидий.

Одним из основных положений, которые должны учитываться в работе по субсидированию населения, является положение статьи 15 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" о том, что в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.

Кроме того, субсидии должны устанавливаться на фиксированный годичный срок (до конца календарного года). По истечении срока действия субсидии должны проводиться перерегистрация заявителя (с соответствующим обновлением документов) и необходимые перерасчеты по суммам субсидий. Порядок и сроки предоставления субсидий, а также возможность проверки данных, представленных заявителем, должны отражаться в договорах, заключаемых между гражданином и службой жилищно-коммунальных субсидий.

На сегодняшний день в области эффективно действуют 32 службы жилищных субсидий. Через эти службы 18,8 тысячи семей, или 7,5% от общего количества семей, проживающих в регионе, получают субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг. За истекший год сумма начисленных субсидий возросла по сравнению с прошлым годом в 2,2 раза и составила 20,1 млн. рублей, или 89 рублей на 1 человека в месяц.

Кроме системы субсидирования целям социальной защиты способствует действующая система льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В области 255 тысяч граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, из них носителями льгот являются 149,7 тысячи человек, в том числе 112 тыс. чел. - в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и 28,2 тысячи человек - согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Затраты предприятий ЖКХ по предоставлению льгот населению в соответствии с вышеназванными Федеральными законами в 2001 году составили 235,4 млн. рублей, возмещение предприятиям указанных затрат из бюджетов всех уровней не превысило 25% от потребности. Для исполнения названных Законов предприятиям ЖКХ необходимо дополнительное финансирование из областного бюджета в 2002 г. - 180 млн. рублей, в 2005 г. - 200 млн. рублей. С 2006 года, по прогнозу, значительного роста затрат на предоставление льгот не предполагается.

В 2002 году на федеральном уровне предполагается рассмотреть вопрос о переводе основных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий. В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в форму денежных выплат. При этом в соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, при упорядочении механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы либо ввести адекватный механизм предоставления субсидий вне зависимости от уровня доходов следующим категориям граждан: Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и другие.

В соответствии с проектом закона о внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, которое обеспечивало бы строгую зависимость величины предоставляемой жилищной субсидии от величины совокупного дохода семьи.

Предполагается также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" прекращение к 2004 году перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим потребность в финансировании жилищных субсидий начиная с 2004 года составит около 400 млн. рублей в год и может возрасти в случае опережающего роста тарифов на газ и электроэнергию.

Потребность в средствах федерального бюджета на субсидирование населения должна определяться муниципальными образованиями при формировании бюджетной заявки на следующий бюджетный год. Основанием для проведения необходимых расчетов является Постановление Госстроя России от 11 ноября 1998 г. N 12 "Об утверждении методики расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги".

Темпы и параметры перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг должны определяться Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем утверждения Правительством Российской Федерации ежегодно соответствующих федеральных стандартов.

Переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг будет осуществлен при непосредственном участии бюджетов всех уровней через формирование единой жилищно-коммунальной субсидии (ЕЖКС), унифицирующей все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг и перечисляемой на персонифицированные социальные счета граждан. В ее рамках будут объединены системы дотирования предприятий, предоставления льгот социальным категориям граждан, выплаты адресных субсидий малообеспеченным семьям.

Граждане с высоким уровнем доходов будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме самостоятельно.

Единая жилищно-коммунальная субсидия будет: