Недействующий

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2004 года N 941-III-ОД

Об областной целевой программе "Онкология на 2004-2007 годы"

Изменения и дополнения:

Постановление Воронежской областной Думы от 03.03.2005 г. НГР ru36000200500366

Постановление Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 291-IV-ОД НГР ru 36000200500447

Утратил силу:

Постановление Воронежской областной Думы от 31.05.2007 N 909-IV-ОД НГР ru36000200700215

Рассмотрев областную целевую программу "Онкология на 2004-2007 годы". Представленную администрацией Воронежской области, в соответствии с Законом Воронежской области "Устав (Основной Закон) воронежской области" Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Онкология на 2004-2007т годы" (Далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

Первый заместитель председателя

областной Думы Ю.Т.Титов

Приложение

Утверждена постановлением

Воронежской областной Думы

от 30.09.2004 г. N 941-III-ОД

Воронеж

2004 год


Наименование программы

"Онкология на 2004-2007 годы"

Основание для разработки программы

Распоряжение администрации Воронежской области от 29.01.2003 г. N 121-р "О порядке разработки и реализации на территории Воронежской области целевой программы "Онкология", финансируемой с участием средств областного бюджета и внебюджетных источников".

Заказчик программы

Главное управление здравоохранения администрации Воронежской области

Основные разработчики программы

Государственное учреждение здравоохранения "Воронежский областной клинический онкологический диспансер"

Основная цель программы

Снижение смертности населения Воронежской области от онкологических заболеваний

Основные задачи программы

Развитие материально-технической базы областного онкологического диспансера.
 Повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.
 Обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий.
 Организация обеспечения онкологических больных современными лекарственными средствами.

Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации: 2004-2007 гг.
 Этапы реализации:
 - первый этап (2004 г.) - подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению опухолевых и предопухолевых заболеваний;

 - второй этап (2005-2007 г.г.) - реализация основных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации населения от онкологических заболеваний.

Перечень основных мероприятий

Организация и укрепление материально-технической базы областного клинического онкологического диспансера.
 Обеспечение лекарственными средствами лечения больных со злокачественными новообразованиями.
 Повышение квалификации кадров.
 Профилактика, раннее выявление онкозаболеваний.

Исполнители основных мероприятий

Главное управление здравоохранения администрации области, Воронежская государственная медицинская академия им.Н.Н.Бурденко,
 ТФОМС Воронежской области,
 ЦГСЭН в Воронежской области
 Выбор исполнителей программных мероприятий, поставщиков оборудования будет производиться на конкурсой основ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (В ред. От 20.03.2003 г.) и Федеральным законом от 06.05.1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
 Оборудование, приобретенное за счет средств областного бюджета, является областной собственностью и будет передано предприятиям (организациям) - участникам реализации программы на условиях договоров безвозмездного пользования.
 Содержание мероприятий программы и объем их финансирования будут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей федерального, областного и местных бюджетов и ТФОМС на очередной финансовый год.

Объемы и источники финансирования

Суммарный объем финансирования программы
 В 2004 - 2007 гг. - 487,27 млн.руб., в том числе:
 Средства федерального бюджета - 89,86 млн.руб:
 Средства областного бюджета - 286,67 млн.руб
 Средства муниципальных бюджетов - 29,5 млн.руб
 Средства ТФОМС - 81,24 млн.руб
 Финансирование мероприятий программы из средств областного бюджета производится в объемах, предусмотренных Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2004 год" и на последующие годы по разделу "Здравоохранение".

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение смертности населения от онкозаболеваний.
 Стабилизация основных показателей по онкологии.
 Увеличение на 2% выявления онкозаболеваний при профилактических осмотрах.
 Увеличение количества выявленных больных с 1 и стадиями заболевания на 8%.
 Снижение смертности на первом году с момента установления диагноза на 4%.
 Увеличение до 37% обеспечения комбинированного и комплексного лечения впервые выявленных больных больных.

Система организации контроля за исполнением программы

Текущий контроль за ходом реализации программы осуществляет главное управление здравоохранения администрации Воронежской области в соответствии с действующим законодательством. Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке

Областная целевая программа "Онкология на 2004-2007 годы" (далее по тексту - программа) разработана в соответствии с требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 ноября 2001 года N 424, и Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 8 октября 2002 года N 863.

Глава 1. Обоснование необходимости разработки программы


Злокачественные новообразования остаются одой из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. В Воронежской области ежегодно заболевает одной из форм злокачественных опухолей более 7 000 человек и умирает от рака более 4 000.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации заболеваемость злокачественными новообразованиями в Воронежской области в расчете на 100 тыс.населения превышает этот показатель по России и многим ее регионам (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ заболеваемости злокачественными новообразованиями (на 100000 населения)

Регионы

Годы

2000

2001

2002

РФ

308,98

313,09

Нет данных

Воронежская область

318,90

323,07

312,71

Калининградская область

315,36

305,00

305,00

Мурманская область

233,41

250,45

250,00

Кировская область

315,36

305,10

305,00

Пермская область

297,97

301,21

301,21

Тюменская область

264,25

234,33

234,33

Число потерянных лет жизни в активном возрасте в результате этого заболевания составляет в среднем 7,5 года у мужчин и 10 лет у женщин.

Онкологическая заболеваемость в Воронежской области стабильно высокая и прогнозируется ее дальнейший рост.

Несмотря на некоторое снижение заболеваемости раком легкого, он занимает первое место среди всех форм злокачественных новообразований и является ведущей формой рака у мужчин. Прогнозируется рос заболеваемости раком молочной железы, мочевого пузыря, тела матки, слизистой полости рта, толстого кишечника.

За последние 5 лет, в среднем за год, злокачественные новообразования являются причиной временной нетрудоспособности в 0,3 случаев на каждые 100 человек работающего населения, производственные потери от которых составили 11,7 дней временной нетрудоспособности на каждые 100 человек работающего населения.

В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения и составляют 8,5 на 10 000 населения.

Среди групп инвалидности по причине злокачественных новообразований наибольшую долю составляет II группа - 61%, доля 1 группы - 34,0%. Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в III и IY стадиях, за последние годы составляет 48%, но при раке легких, желудка, слизистой полости рта, яичников, гортани он значительно выше (соответственно 65%, 67%, 67%, 70%, 64%).

Этим обусловлен высокий уровень смертности больных в течение первого года с момента установления диагноза (в 2000 г. - 32,25%, в 2001 г. - 34,3%, в 2002 году -34,3%).

Основными причинами увеличения роста злокачественных новообразований являются, с одной стороны, ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, с другой - недостаточная профилактика злокачетвенных новообразований, недостатки в организации и качестве медицинской помощи.

Одной из главных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В Воронежской области показатель поздней выявляемости составляет 22-24%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдением областным онкологическим диспансером за последние 3 года, в среднем только 40% больных имели I - II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения (в 80-90% случаев 5-10 летняя выживаемость).

Необходима разработка и реализация комплекса мер по повышению эффектвности и качества онкопрофосмотров, усиление роли первичного звена здравоохранения, активизация работы смотровых кабинетов, широкое внедрение цитологического скрининга на профосмотрах женского населения.

В процессе выявления онкологических заболеваний задействованы врачи практически всех специальностей. Необходимо осуществление мероприятий по онкологическому всеобучу медицинских работников.

Важным фактором, способствующим возникновению онкологических заболеваний, является неблагоприятная экологическая ситуация - загрязнение окружающей среды канцерогенными и радиоактивными веществами (таблица 2).

Таблица 2

Районы

Уровень заболеваемости на 100 т.н.

Основные экологические факторы риска

Оценка ситуации

Семилукский

Максимальный (416,0)

Большие объемы атмосферных выбросов, радиационное загрязнение, избыток бария в почве, интенсивное авиахимическое опыление, максимальная густота автодорог и плотность электроподстанций 35 кв, высокий удельный вес распаханных и нарушенных земель, загрязненные подземные водоносные горизонты.

Критическая (1)

Н-Девицкий Хохольский

Высокий
 (333.7-350.3)

Радиационное загрязнение (более 60% площади). Интенсивное авиахимопыление, избыток бария в почве, низкая комфортность природных условий, высокий удельный вес распаханных земель

Опасная (2)

В-Хавский Острогожский Панинский Рамонский Репьевский город Воронеж

Выше средне-областного (289.0 341.8)

Радиационное загрязнение (до 60% площади), повышенное содержание бария в почве, повышенное авиахипопыление, высокая густота электроподстанций, сети ЛЭП, высокий удельный вес распаханных земель

Неблагоприятная (3)

Аннинский Бобровский Богучарский Бутурлиновский
 Воробьевский Грибановский Каширский Каменский Калачеевский Лискинский Н-Усманский Ольховатский Подгоренский Таловский Терновский Эртильский

Преимущественно близкий к средне-областному показателю (227.5-346.6)

Близкие к среднеобластным значения экологических факторов риска:
 -Аннинский, Подгоренский - радиационное загрязнение (28-28% площади);

 -Воробьевский, Лискинский, таловский - интенсивное авиахимопыление;

 -Эртильский - минимальная к омфортность природных условий по геоэкологическим параметрам

Удовлетворительная (4)

Борисоглебский Петропавловский Россошанский

Преимущественно ниже среднеобластного показателя (219.7-347.5)

Преимущественно повышенная комфортность природных условий в сравнении со среднеобластным уровнем.
 Факторы риска:
 -Борисоглебский - высокая плотность электроподстанций;

 -Россошанский - высокая густота автодорог

Относительно благополучная (5)

По оценкам специалистов, облучение населения за счет радона приводит к возникновению значительного числа онкологических заболеваний. Необходимо применение скрининговых методов выявления жилых и общественных 'зданий с повышенными уровнями облучения с последующей разработкой защитных мероприятий медицинского и технического плана.

Эффективная первичная профилактика онкологических заболеваний возможна при наличии полного учета и регистрации канцерогенноопасных производств и канцерогенноопасных веществ путем создания соответствующих банков данных, выявления, накопления и обработки информации.

Неудовлетворительная материально-техническая база, недостаточное финансирование онкологической службы сдерживает организацию лечебно-диагностического процесса на современном уровне.

Воронежский областной клинический онкологический диспансер, рассчитанный на 350 коек, является единственным специализированным лечебно-профилактическим учреждением области, обеспечивающим высококвалифицированную амбулаторную и стационарную помощь онкологическим больным.

В соответствии с методическими рекомендациями МН1-ЮИ им. П.А. Герцена по расчету коечного фонда онкологических диспансеров, учитывая численность населения Воронежской области, необходимо 925 коек (0,37 коек на 100 тыс. населения). В настоящее время в стадии проработки находится вопрос о строительстве нового здания диспансера.

Размещен диспансер в нескольких приспособленных корпусах постройки 18в., 40-60гг. 20в., не соответствующих санитарным нормам, предъявляемых лечебным учреждениям, ни по площадям, ни по набору помещений для больных и персонала.

В 1987 году диспансеру передан для использования под лечебный корпус памятник истории и архитектуры "Дом Туликова - Вигеля - Губернского земства" постройки 18в. Здание законсервировано.

Все имеющиеся здания требуют капитального ремонта.

Отсутствие финансовых средств, невозможность оснастить онкодне-пансер необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, аппаратами лучевой терапии, приобрести в полном объеме химиотерапевтические препараты, сдерживает внедрение современных медицинских технологий, не позволяет обеспечить надлежащее качество и объемы уточняющей диагностики и лечения.

В настоящее время потребность в современных хпмиотерапевтиче-ских препаратах удовлетворяется только на 15%.

В последние годы сложилась критическая ситуация, связанная с износом и старением оборудования (износ - 80%).

Низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии, физически и морально устаревшее радиологическое оборудование, имеющее 100% износ, не обеспечивает лечение больных злокачественными новообразованиями на требуемом уровне. Только 30% больных получают высокоэффективное комбинированное лечение.

Экономические потери от заболевании населения злокачественными новообразованиями в 2001 году составили 566,4 млн. руб.

Высокий уровень инвалидизации и смертности населения Воронежской области от злокачественных новообразований, наносимый государству экономический ущерб ставят онкологию в ряд социально-значимых проблем, решение которых возможно только при поддержке администрации Воронежской области.

Реализация областной целевой программы "Онкология на 2004-2007 годы" позволит снизить суммарный экономический ущерб, а самое главное - позволит снизить смертность населения Воронежской области от злокачественных новообразований на 4%.

1.2. Оценка уже предпринятых и действующих мер по профилактике и лечению злокачественных новообразований

За последние 10 лет на базе онкологического диспансера совместно с ВГМА им. Н.Н. Бурденко обучены по онкологии и сертифицированы все врачи-онкологи ЛПУ города и области. Проведены тематические циклы по онкологии для врачей-гинекологов, стоматологов, организаторов здравоохранения.

Изданы и направлены ЛПУ 12 методических пособии, 4 монографии, 36 методических рекомендаций и информационных писем.

Обеспечен профессиональный рост медицинских работников диспансера. Проведена защита 3-ех докторских и 17-ти кандидатских диссертаций с практической реализацией в онкологической деятельности.

За последнее десятилетие удельный вес больных с 1 и II стадиями заболевания среди впервые зарегистрированных увеличился на 6,4%, показатель поздней диагностики снизился на 9,6%, одногодичная летальность уменьшилась на 7,2%, показатель морфологической верификации увеличился на 10%, охват женщин цитологическими исследованиями возрос на 25,6%. Шире стало использоваться комбинированное лечение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»