ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 30 марта 2012 года N 933/ОД
О внесении изменений в приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.11.2010 N 3258/ОД
В целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011-2012 годы", утвержденной приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.11.2010 N 3258/ОД (в редакции приказов департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.03.2011 N 386/ОД, от 16.11.2011 N 2616/ОД) приказываю:
1. Ведомственную целевую программу "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011-2012 годы" изложить в новой редакции:
"ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования исполнительного органа государственной власти | Департамент труда и социального развития |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Социальная |
Дата, номер приказа субъекта | Приказ департамента труда и социального развития |
Дата, номер приказа субъекта | Приказ департамента труда и социального развития |
Цели и задачи программы | Основная цель программы: создание условий для |
Целевые индикаторы и | 1. Количество семей, которым увеличена |
Наименование программных | 1. Оказание адресной социальной помощи многодетным семьям на улучшение жилищных условий. |
Сроки реализации программы | 2011 - 2012 годы |
Объемы и источники | Потребность средств областного бюджета - 108668,6 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 55938,6 тыс.рублей, 2012 год - 52730,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | 1) Улучшение жилищных условий 37 многодетным семьям, воспитывающим 5 и более детей и признанных нуждающимися. |
1. Характеристика проблемы
Программа разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
В ходе реализации ВЦП "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2009 - 2010 годы" в 2009 году 20 семей смогли улучшить жилищно-бытовые условия, 15 семей, имеющих личные подворья, получили мини-тракторы с навесным оборудованием для занятия фермерским хозяйством, 43 многодетных семьи получили микроавтобусы "Газель" для занятия предпринимательской деятельностью.
В 2010 году еще 19 семей улучшили жилищные условия, 15 семей получили мини-тракторы и 50 семей - автомобили "Газель".
Реализация программных мероприятий позволила обеспечить самозанятость 123 семей и улучшить жилищные условия 39 семей. Всего программными мероприятиями охвачено 159 семей, воспитывающих 5 и более детей, из 462 проживающих на территории области.
Вновь принимаемая ведомственная целевая программа "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011 - 2012 годы" является прямым продолжением ведомственной целевой программы "Социальная поддержка многодетных семей на 2009 - 2010 годы", утвержденной приказом Главного управления социального развития Воронежской области от 19.09.2007 N 433/ОД. Целевой группой программы также являются многодетные малообеспеченные семьи, воспитывающие пять и более детей, постоянно проживающие на территории Воронежской области.
Необходимость подготовки (продолжения) программы и последующей реализации вызвана тем, что отрицательная ситуация с демографическими процессами в Воронежской области продолжает сохраняться, что приводит к процессу старения населения и социально-экономическим проблемам, возникающим в связи с ним. Невысокий уровень рождаемости на фоне высокого уровня смертности приводит к снижению численности постоянного населения в Воронежской области.
Отмечаемое ранее снижение количества многодетных семей и детей, воспитывающихся в них, последние годы стабилизировалось, а с 2008 года стало расти. В 2009 году насчитывалось 7999 многодетных семей (таблица 1), воспитывающих 26881 ребенка, что незначительно выше, чем в 2006 году, но меньше, чем в период до 2005 года:
в 2008 году в 7599 многодетных семей воспитывались 25547 детей;
в 2007 году в 7469 многодетных семей воспитывалось 25132 ребенка;
в 2006 году в 7783 многодетных семей - 26206 детей;
в 2005 году в 8650 многодетных семей - 29072 ребенка;
в 2004 году - в 9874 многодетных семей - 33148 детей;
в 2003 году - в 10891 многодетной семье - 36410 детей.
Таблица 1
N | Наименование | Всего | Количество семей, имеющих детей | Всего | |||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 и | ||||
1 | Городской округ | 1439 | 1200 | 162 | 43 | 15 | 10 | 6 | 3 | 0 | 4698 |
Железнодорожный | 230 | 179 | 34 | 9 | 3 | 2 | 2 | 1 | 0 | 775 | |
Коминтерновский | 357 | 296 | 39 | 12 | 4 | 2 | 3 | 1 | 0 | 1175 | |
Левобережный | 260 | 215 | 30 | 8 | 4 | 2 | 0 | 1 | 0 | 852 | |
Ленинский | 175 | 146 | 18 | 8 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 572 | |
Советский | 290 | 257 | 25 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 918 | |
Центральный | 127 | 107 | 16 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 406 | |
2 | Аннинский | 278 | 197 | 51 | 17 | 6 | 5 | 1 | 1 | 0 | 968 |
3 | Бобровский | 311 | 237 | 50 | 18 | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1042 |
4 | Богучарский | 250 | 199 | 37 | 10 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 822 |
5 | Городской округ г. Борисоглебск | 244 | 198 | 30 | 11 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 800 |
6 | Бутурлиновский | 294 | 218 | 50 | 9 | 8 | 4 | 3 | 0 | 2 | 1019 |
7 | Верхнемамонский | 150 | 125 | 15 | 7 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 494 |
8 | Верхнехавский | 125 | 98 | 19 | 3 | 3 | 1 | 0 | 1 | 0 | 419 |
9 | Воробьевский | 111 | 85 | 11 | 5 | 7 | 1 | 1 | 0 | 1 | 392 |
10 | Грибановский | 202 | 158 | 27 | 9 | 5 | 2 | 0 | 0 | 1 | 681 |
11 | Калачеевский | 235 | 179 | 35 | 13 | 5 | 2 | 1 | 0 | 0 | 794 |
12 | Каменский | 150 | 121 | 17 | 11 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 494 |
13 | Кантемировский | 186 | 153 | 22 | 6 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 612 |
14 | Каширский | 159 | 115 | 24 | 10 | 4 | 2 | 3 | 1 | 0 | 562 |
15 | Лискинский | 360 | 279 | 55 | 16 | 7 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1202 |
16 | Нижнедевицкий | 97 | 77 | 10 | 7 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 326 |
17 | Городской округ | 75 | 54 | 8 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 287 |
18 | Новоусманский | 291 | 211 | 41 | 24 | 6 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1035 |
19 | Новохоперский | 251 | 182 | 34 | 19 | 9 | 7 | 0 | 0 | 0 | 880 |
20 | Ольховатский | 80 | 62 | 10 | 5 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 270 |
21 | Острогожский | 211 | 173 | 31 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 678 |
22 | Павловский | 291 | 229 | 35 | 15 | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 985 |
23 | Панинский | 154 | 119 | 22 | 6 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 515 |
24 | Петропавловский | 101 | 87 | 9 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 325 |
25 | Поворинский | 207 | 156 | 28 | 13 | 4 | 4 | 2 | 0 | 0 | 713 |
26 | Подгоренский | 165 | 130 | 26 | 3 | 5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 546 |
27 | Рамонский | 158 | 131 | 18 | 6 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 514 |
28 | Репьевский | 75 | 62 | 11 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 240 |
29 | Россошанский | 309 | 251 | 33 | 18 | 5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1020 |
30 | Семилукский | 185 | 145 | 26 | 11 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 615 |
31 | Таловский | 296 | 213 | 47 | 20 | 11 | 3 | 0 | 2 | 1 | 1042 |
32 | Терновский | 210 | 158 | 34 | 12 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 709 |
33 | Хохольский | 107 | 80 | 20 | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 358 |
34 | Эртильский | 240 | 178 | 39 | 14 | 4 | 2 | 2 | 1 | 0 | 824 |
Итого | 7999 | 6260 | 1087 | 379 | 149 | 69 | 28 | 17 | 10 | 26881 |
Распределение многодетных семей (7999) по числу детей показывает преобладание семей с тремя детьми, которые составляют 78 процентов всех многодетных семей (6260). С точки зрения демографической классификации это скорее "среднедетность", чем "многодетность". Семей с 5 и более детьми оказывается меньше 9% (652). В большинстве случаев многодетная семья - это семья с двумя родителями, неполные многодетные семьи составляют 10,8% от всех многодетных семей.
Согласно проведенному мониторингу более 90 процентов многодетных семей нашей области являются малообеспеченными, так как имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в области.
По всем социально-экономическим показателям уровня жизни многодетные семьи выделяются по сравнению с другими категориями семей в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи; они имеют самые высокий уровень и глубину бедности, особенно неполные многодетные семьи. Бедность многодетных семей подтверждается независимо от того, как ее определять и измерять. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1 - 2 детьми.
Многодетные семьи в основном проживают в сельской местности в условиях, не соответствующих санитарно-бытовым правилам, так как на 1 члена семьи в среднем приходится менее 7 кв. м общей площади, зачастую в домах нет централизованного водоснабжения, канализации, дома не газифицированы.
Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.
Большинство семьей не имеют транспорта, что не дает им возможности подвозить на дом продукты питания и необходимые товары, выезжать всей семьей за пределы местожительства и др. Семьи, имеющие земельные наделы, приусадебные участки или дачи, без средств малой механизации не в силах получить хорошие урожаи на пропитание детей и корм домашних животных. В условиях роста платности услуг многодетные семьи с невысокими доходами не могут обеспечить себе и своим многочисленным детям приемлемое лечение, отдых и оздоровление. Они хуже питаются, имеют дискомфортные жилищные условия, что отрицательно сказывается на здоровье. Многодетным родителям труднее выучить своих детей и дать им достойное образование и воспитание.
Реализация программных мероприятий позволит улучшить жилищные условия многодетных семей, приобрести автотранспортные средства для свободного передвижения всей семьей, развить подсобные хозяйства, механизировать тяжелый физический труд, заняться семейным бизнесом, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня их благосостояния, даст возможность воспитать детей всесторонне развитыми и культурными личностями, улучшит и разнообразит питание детей, разовьет у них потребности к учебно-трудовой деятельности.
Явная уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом, и прежде всего дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 5 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности.
Основным направлением поддержки многодетных семей в рамках программы является целевая материальная помощь, предоставляемая преимущественно в натуральной форме.
В результате проведенного анализа исполнения предшествующей ВЦП, возникла потребность в разработке продолжения программы, касающейся социальной поддержки многодетных семей, воспитывающих 5 и более детей.