ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 марта 2012 года N 933/ОД

О внесении изменений в приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.11.2010 N 3258/ОД

В целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011-2012 годы", утвержденной приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.11.2010 N 3258/ОД (в редакции приказов департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.03.2011 N 386/ОД, от 16.11.2011 N 2616/ОД) приказываю:

1. Ведомственную целевую программу "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011-2012 годы" изложить в новой редакции:

"ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"

Паспорт ведомственной целевой программы


Наименование субъекта  бюджетного планирования  исполнительного органа  государственной власти
 области

Департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области

Наименование программы

Ведомственная  целевая  программа  "Социальная
 поддержка многодетных семей Ворон ежской области на 2011 - 2012 годы"

Дата, номер приказа субъекта
 бюджетного планирования -
 исполнительного органа
 государственной власти о
 разработке программы

Приказ департамента труда и  социального  развития
 от 18  мая  2010  года  N  1159/ОД  "О  разработке
 ведомственных целевых программ департаментом труда и социального развития Воронежской области на 2011- 2013 годы"

Дата, номер приказа субъекта
 бюджетного планирования -
 исполнительного органа
 государственной власти об
 утверждении программы

Приказ департамента труда и  социального  развития
 от  01.11.2010  N  3258/ОД  "Об  утверждении
 ведомственной  целевой  программы  "Социальная
 поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011 - 2012 годы"
(в ред. приказов ДТиСР ВО  от 01.03.2011 N 386/ОД, от 16.11.2011 N 2616/ОД)

Цели и задачи программы

Основная  цель  программы:  создание  условий  для
 улучшения  положения  многодетных  семей  в
 Воронежской области, повышения уровня  и  качества жизни детей из многодетных семей, их  полноценного воспитания  и  развития.
 Основные задачи программы:
 - повышение качества  жизни  детей  в  многодетных
 семьях путем улучшения жилищно-бытовых условий;

 -  повышение  общественного  статуса  многодетных
 семей и развитие их нравственного потенциала;

 - активизация трудовых  и  экономических  ресурсов
 многодетных семей  методом  побуждения  к  занятию семейным  бизнесом,  сельским  хозяйством, фермерством, повышение уровня благосостояния семьи

Целевые индикаторы и
 показатели

1.  Количество  семей,  которым  увеличена
 площадь жилого помещения с 7 кв. м до 18 кв.  м на одного члена многодетной семьи: в 2011 году - 22 семьи,  в 2012 году - 15 семей.
 2. Удельный  вес  численности  многодетных  семей,
 улучшивших  жилищно-бытовые  условия,  от общего
 числа нуждающихся многодетных семей, в том  числе: в 2011 году - 20,37%,  в  2012  году  -  13,9% ,
  за  2011 - 2012 годы реализации программы - 34,27%.
 3.  Количество  многодетных семей, обеспеченных личным автотранспортом или сельскохозяйственной техникой: в 2011 году - 58 семей, в 2012 году - 55 семей.
 4. Количество областных торжественных мероприятий для многодетных семей, направленных на повышение общественного статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала: в 2011 году - 4, в 2012 году – 4.

Наименование программных
 мероприятий

1. Оказание адресной социальной помощи многодетным семьям на улучшение жилищных условий.  
 2. Содействие  занятости  и  самозанятости  членов
 многодетных  семей  за  счет  развития  личного
 подсобного  хозяйства,  обеспечения  личным
 пассажирским транспортом и сельхозтехникой.
 3.  Проведение  праздничных  мероприятий  для
 многодетных  семей,  направленных  на  повышение
 общественного статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала, с вручением  памятных подарков, мебели и бытовой техники.

Сроки реализации программы

2011 - 2012 годы

Объемы и источники
 финансирования программы

Потребность средств областного  бюджета  -  108668,6 тыс. рублей, в том числе: 2011 год  - 55938,6  тыс.рублей, 2012 год - 52730,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты
 реализации программы и
 показатели
 социально-экономической
 эффективности

1)  Улучшение жилищных условий 37 многодетным  семьям, воспитывающим 5 и более детей и признанных нуждающимися.
 2)  Обеспечение личным автотранспортом или сельскохозяйственной техникой 113 многодетных  семей, воспитывающих 5 и более детей.

1. Характеристика проблемы

Программа разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

В ходе реализации ВЦП "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2009 - 2010 годы" в 2009 году 20 семей смогли улучшить жилищно-бытовые условия, 15 семей, имеющих личные подворья, получили мини-тракторы с навесным оборудованием для занятия фермерским хозяйством, 43 многодетных семьи получили микроавтобусы "Газель" для занятия предпринимательской деятельностью.

В 2010 году еще 19 семей улучшили жилищные условия, 15 семей получили мини-тракторы и 50 семей - автомобили "Газель".

Реализация программных мероприятий позволила обеспечить самозанятость 123 семей и улучшить жилищные условия 39 семей. Всего программными мероприятиями охвачено 159 семей, воспитывающих 5 и более детей, из 462 проживающих на территории области.

Вновь принимаемая ведомственная целевая программа "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011 - 2012 годы" является прямым продолжением ведомственной целевой программы "Социальная поддержка многодетных семей на 2009 - 2010 годы", утвержденной приказом Главного управления социального развития Воронежской области от 19.09.2007 N 433/ОД. Целевой группой программы также являются многодетные малообеспеченные семьи, воспитывающие пять и более детей, постоянно проживающие на территории Воронежской области.

Необходимость подготовки (продолжения) программы и последующей реализации вызвана тем, что отрицательная ситуация с демографическими процессами в Воронежской области продолжает сохраняться, что приводит к процессу старения населения и социально-экономическим проблемам, возникающим в связи с ним. Невысокий уровень рождаемости на фоне высокого уровня смертности приводит к снижению численности постоянного населения в Воронежской области.

Отмечаемое ранее снижение количества многодетных семей и детей, воспитывающихся в них, последние годы стабилизировалось, а с 2008 года стало расти. В 2009 году насчитывалось 7999 многодетных семей (таблица 1), воспитывающих 26881 ребенка, что незначительно выше, чем в 2006 году, но меньше, чем в период до 2005 года:

в 2008 году в 7599 многодетных семей воспитывались 25547 детей;

в 2007 году в 7469 многодетных семей воспитывалось 25132 ребенка;

в 2006 году в 7783 многодетных семей - 26206 детей;

в 2005 году в 8650 многодетных семей - 29072 ребенка;

в 2004 году - в 9874 многодетных семей - 33148 детей;

в 2003 году - в 10891 многодетной семье - 36410 детей.

Таблица 1

N
 п/п

Наименование
 муниципального
 образования

Всего
 семей

Количество семей, имеющих детей

Всего
 детей

3
 ребенка

4
 детей

5
 детей

6
 детей

7
 детей

8
 детей

9
 детей

10 и
 более
 детей

1

Городской округ
 г. Воронеж,
 всего, в том
 числе:

1439

1200

162

43

15

10

6

3

0

4698

Железнодорожный

230

179

34

9

3

2

2

1

0

775

Коминтерновский

357

296

39

12

4

2

3

1

0

1175

Левобережный

260

215

30

8

4

2

0

1

0

852

Ленинский

175

146

18

8

0

2

1

0

0

572

Советский

290

257

25

3

3

2

0

0

0

918

Центральный

127

107

16

3

1

0

0

0

0

406

2

Аннинский
 муниципальный  район

278

197

51

17

6

5

1

1

0

968

3

Бобровский
 муниципальный  район

311

237

50

18

3

2

0

1

0

1042

4

Богучарский
 муниципальный  район

250

199

37

10

3

0

0

1

0

822

5

Городской округ г. Борисоглебск

244

198

30

11

4

1

0

0

0

800

6

Бутурлиновский
 муниципальный  район

294

218

50

9

8

4

3

0

2

1019

7

Верхнемамонский
 муниципальный  район

150

125

15

7

2

1

0

0

0

494

8

Верхнехавский
 муниципальный  район

125

98

19

3

3

1

0

1

0

419

9

Воробьевский
 муниципальный  район

111

85

11

5

7

1

1

0

1

392

10

Грибановский
 муниципальный  район

202

158

27

9

5

2

0

0

1

681

11

Калачеевский
 муниципальный  район

235

179

35

13

5

2

1

0

0

794

12

Каменский
 муниципальный  район

150

121

17

11

0

0

1

0

0

494

13

Кантемировский
 муниципальный  район

186

153

22

6

2

1

0

1

1

612

14

Каширский
 муниципальный  район

159

115

24

10

4

2

3

1

0

562

15

Лискинский
 муниципальный  район

360

279

55

16

7

2

0

1

0

1202

16

Нижнедевицкий  
 муниципальный  район

97

77

10

7

1

2

0

0

0

326

17

Городской округ
 г. Нововоронеж

75

54

8

2

4

2

2

2

1

287

18

Новоусманский
 муниципальный  район

291

211

41

24

6

5

2

1

2

1035

19

Новохоперский
 муниципальный  район

251

182

34

19

9

7

0

0

0

880

20

Ольховатский
 муниципальный  район

80

62

10

5

2

1

0

0

0

270

21

Острогожский
 муниципальный  район

211

173

31

7

0

0

0

0

0

678

22

Павловский
 муниципальный  район

291

229

35

15

8

1

1

1

1

985

23

Панинский
 муниципальный  район

154

119

22

6

5

2

0

0

0

515

24

Петропавловский
 муниципальный район

101

87

9

3

1

1

0

0

0

325

25

Поворинский
 муниципальный  район

207

156

28

13

4

4

2

0

0

713

26

Подгоренский
 муниципальный  район

165

130

26

3

5

1

0

0

0

546

27

Рамонский
 муниципальный район

158

131

18

6

2

1

0

0

0

514

28

Репьевский
 муниципальный  район

75

62

11

2

0

0

0

0

0

240

29

Россошанский
 муниципальный  район

309

251

33

18

5

1

1

0

0

1020

30

Семилукский
 муниципальный  район

185

145

26

11

1

1

1

0

0

615

31

Таловский
 муниципальный  район

296

213

47

20

11

3

0

2

1

1042

32

Терновский
 муниципальный  район

210

158

34

12

4

1

1

0

0

709

33

Хохольский
 муниципальный район

107

80

20

4

3

0

0

0

0

358

34

Эртильский
 муниципальный  район

240

178

39

14

4

2

2

1

0

824

Итого

7999

6260

1087

379

149

69

28

17

10

26881

Распределение многодетных семей (7999) по числу детей показывает преобладание семей с тремя детьми, которые составляют 78 процентов всех многодетных семей (6260). С точки зрения демографической классификации это скорее "среднедетность", чем "многодетность". Семей с 5 и более детьми оказывается меньше 9% (652). В большинстве случаев многодетная семья - это семья с двумя родителями, неполные многодетные семьи составляют 10,8% от всех многодетных семей.

Согласно проведенному мониторингу более 90 процентов многодетных семей нашей области являются малообеспеченными, так как имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в области.

По всем социально-экономическим показателям уровня жизни многодетные семьи выделяются по сравнению с другими категориями семей в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи; они имеют самые высокий уровень и глубину бедности, особенно неполные многодетные семьи. Бедность многодетных семей подтверждается независимо от того, как ее определять и измерять. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1 - 2 детьми.

Многодетные семьи в основном проживают в сельской местности в условиях, не соответствующих санитарно-бытовым правилам, так как на 1 члена семьи в среднем приходится менее 7 кв. м общей площади, зачастую в домах нет централизованного водоснабжения, канализации, дома не газифицированы.

Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.

Большинство семьей не имеют транспорта, что не дает им возможности подвозить на дом продукты питания и необходимые товары, выезжать всей семьей за пределы местожительства и др. Семьи, имеющие земельные наделы, приусадебные участки или дачи, без средств малой механизации не в силах получить хорошие урожаи на пропитание детей и корм домашних животных. В условиях роста платности услуг многодетные семьи с невысокими доходами не могут обеспечить себе и своим многочисленным детям приемлемое лечение, отдых и оздоровление. Они хуже питаются, имеют дискомфортные жилищные условия, что отрицательно сказывается на здоровье. Многодетным родителям труднее выучить своих детей и дать им достойное образование и воспитание.

Реализация программных мероприятий позволит улучшить жилищные условия многодетных семей, приобрести автотранспортные средства для свободного передвижения всей семьей, развить подсобные хозяйства, механизировать тяжелый физический труд, заняться семейным бизнесом, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня их благосостояния, даст возможность воспитать детей всесторонне развитыми и культурными личностями, улучшит и разнообразит питание детей, разовьет у них потребности к учебно-трудовой деятельности.

Явная уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом, и прежде всего дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 5 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности.

Основным направлением поддержки многодетных семей в рамках программы является целевая материальная помощь, предоставляемая преимущественно в натуральной форме.

В результате проведенного анализа исполнения предшествующей ВЦП, возникла потребность в разработке продолжения программы, касающейся социальной поддержки многодетных семей, воспитывающих 5 и более детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»