В настоящее время передовые страны перешли к инновационному типу развития, когда инновации обеспечивают более 80% прироста ВВП. Это обеспечивает им лидерство в мировой экономике.
Развитые страны, концентрируя у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируя 80% глобального рынка высоких технологий, постоянно увеличивают свою экономическую мощь, монополизируя технологические прорывы и собирая со всего мира десятки миллиардов долларов своеобразной "технологической квазиренты". Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США около 700 млрд. долларов, Германии - 530 млрд. долларов, Японии - 400 млрд. долларов. Годовой объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня достигает 3 трлн. долларов.
70 тыс. транснациональных корпораций с более 690 тыс. иностранных филиалов контролируют до половины мирового промышленного производства, свыше половины международной торговли, около 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологий и "ноу-хау".
Развитые страны экспортируют дорогие брендовые товары и технологии. Они импортируют относительно дешевые потребительские товары, сырье, а также привлекают перспективных ученых и специалистов.
Россия имеет существенное и, что особенно важно, растущее отставание в перспективных направлениях науки, в инновационной сфере, в области наращивания и защиты интеллектуальной собственности, а также в области использования объектов интеллектуальной собственности, ее отчуждения и внесения в уставной капитал предприятий.
Отставание в науке в сфере информационных технологий, микроэлектроники, здравоохранения, генетики, сельского хозяйства и т.д. составляет 10 - 30 лет.
Россией подается международных патентных заявок в 7 раз меньше, чем Кореей, в 10 раз меньше, чем Японией и в 70 раз меньше, чем США, а до внедрения доводится только 0,5% от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
Инновационная продукция занимает в ВВП России менее 3%, в Италии, Испании, Португалии - от 10% до 20%, в Финляндии - 30%. По данным Счетной палаты, доля нематериальных активов Российской Федерации составляет лишь 0,3% всех внеоборотных активов страны против 30% в развитых странах.
По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5-е место в мире (ScieN ce aN d EN giN eeriN g IN dicators, 2010), а по конкурентоспособности - 75-е. По рейтингу инновационной активности, по данным исследования Мирового экономического форума, Россия находится на 53-м месте из 130 стран мира.
Российские транснациональные компании (ТНК) не являются мировыми лидерами в сфере высоких технологий и не заинтересованы в приобретении российских инноваций. В связи с этим широкий трансферт технологий и продажа малых инновационных компаний крупным российским корпорациям в настоящее время затруднены.
В связи с обозначенными выше обстоятельствами на современном этапе основным направлением инновационной деятельности на региональном уровне является модернизация. Под модернизацией в данной Программе подразумевается инновационная деятельность, направленная на внедрение заимствованных региональных инноваций, то есть инноваций, новизна которых определяется, исходя из уровня, достигнутого в конкретном регионе.
В то же время создание инновационной инфраструктуры, информационное обеспечение региональной инновационной системы, поддержка инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса остаются важными направлениями инновационной политики Воронежской области.
Таким образом, основными проблемами, на решение которых направлена долгосрочная областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы", является преодоление сложившегося технологического отставания ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства путем их модернизации, развитие региональной инновационной системы и научно-технического потенциала предприятий и организаций области.
Программа направлена на создание организационных, инфраструктурных и информационных условий ускоренной модернизации и развития инновационной деятельности на территории области, поддержку инновационной предпринимательской деятельности методами бюджетной и налоговой политики, путем привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, осуществление комплекса отраслевых системообразующих региональных инновационных проектов, оказывающих стимулирующее влияние на развитие соответствующих отраслей экономики Воронежской области.
Указанные проблемы и направления инновационной деятельности полностью соответствуют приоритетным задачам стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области 30.06.2010 N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года". В число указанных приоритетных задач входит:
(абзац 15 в редакции постановлений правительства Воронежской области от 28.06.2011 N 536 НГР ru36000201100886, от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765)
- преодоление технологического отставания Воронежской области от ведущих регионов России и зарубежных стран;
- создание условий для ускоренного роста сектора исследований и научно-технических разработок, преодоление недостаточной инновационной активности корпоративного сектора;
- развитие высокотехнологичного сектора региональной экономики в целях обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг;
- создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;
- содействие институциональному развитию структурных элементов региональной инновационной системы Воронежской области;
- расширение государственной поддержки экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции воронежских производителей и занятие воронежскими предприятиями устойчивого сегмента в международном разделении труда в сфере высоких технологий.
В качестве возможных вариантов решения вышеуказанной проблемы рассматриваются 3 варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает ускоренную разработку и освоение в промышленном производстве перечня "критических" технологий Воронежской области, утвержденных постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 863-III-ОД, в основном за счет оказания масштабной государственной (областной) поддержки. Каждое технологическое направление, указанное в этом перечне, предусматривает выполнение комплексных технологических проектов, общее количество которых может быть более 500.
По экспертной оценке, необходимый объем привлечения бюджетных средств для реализации этого варианта составляет 9,5 - 12,0 млрд. рублей. Средства бюджета Воронежской области при этом должны составить около 3,5 млрд. рублей, или 10% бюджета области.
Преимущество данного подхода заключается в возможности при использовании необходимой бюджетной поддержки реализации максимального количества областных "критических" технологий уже в ближайшей перспективе.
Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств и необходимости решения социальных проблем.
Второй вариант предусматривает продолжение инновационной политики предыдущих лет, то есть ежегодное выделение 20 - 30 млн. рублей из средств областного бюджета на осуществление всех мероприятий инновационной политики. Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 100 - 150 млн. рублей. В то же время возможность решения проблемы существенно снизится из-за нарастания технологического отставания от мирового уровня из-за невозможности эффективного осуществления всех необходимых программных мероприятий при низком уровне бюджетного финансирования, приобретения на мировом рынке самых современных технологий.