Культура как часть социальной инфраструктуры села определяет качество жизни сельского населения, оказывает непосредственное влияние на социально-экономические процессы, в том числе на состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа села. Сельские учреждения культуры, 98,3% которых сконцентрированы на муниципальном уровне, дают возможность не только общения, но и развития творческих способностей населения.
На начало 2010 года сеть муниципальных учреждений культуры Воронежской области представлена 862 клубными учреждениями, из них 781 расположено в сельской местности; 881 - массовой библиотекой, из них в сельской местности 722 библиотеки с книжным фондом 7,6 млн. экземпляров; 11 - муниципальными музеями, из них 3 сельских; 95 - киноустановками, из них 78 сельских; 71 - учреждением дополнительного образования, из них 24 на селе. Вместе с тем возможности муниципальной сферы культуры не покрывают всех потребностей населения в услугах.
Анализ статистических данных в динамике позволяет выявить главную тенденцию - число учреждений культуры сокращается. В сравнении с 2000 годом число культурно-досуговых учреждений уменьшилось на 83 единицы, библиотек - на 80 единиц, киноустановок - на 193. Только за последние 5 лет на селе произошло сокращение клубных учреждений на 23 единицы и соответственно уменьшилось число зрительских мест на 9400; количество библиотек сократилось на 34 единицы, библиотечный фонд уменьшился на 345227 экземпляров. В 5 районах отсутствуют автоклубы, во всех районах - библиобусы.
Основная причина сокращения отраслевой сети - недостаток финансовых средств на содержание и капитальный ремонт объектов культуры. Значительная часть клубов и массовых библиотек располагается в приспособленных ветхих помещениях и закрывается ввиду их аварийного состояния.
В настоящее время 238 культурно-досуговых объектов и 65 библиотек нуждаются в капитальном ремонте, 3 учреждения культуры находятся в аварийном состоянии, только 35% учреждений культуры газифицированы. В прошедший осеннее-зимний период не отапливалось 110 клубных учреждений. В каждом третьем клубе требуется замена кресел, каждый второй нуждается в музыкальных инструментах, специальных сценических средствах, сценической одежде и костюмах, 14 сельских населенных пунктов с числом жителей более 500 человек не имеют стационарных клубных учреждений. Выделенные бюджетные ассигнования на строительство объектов культуры за последние 3 года существенно сокращены.
Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современными техническими средствами, необходимыми для повышения качества обслуживания посетителей. 627 публичных библиотек не телефонизированы, крайне медленно осуществляется компьютеризация библиотек, лишь 14% процентов из них имеют компьютеры, 51 библиотека имеет выход в Интернет, пополнение книжного фонда осуществляется слабо, требуется модернизация библиотечного оборудования.
Износ основных средств отрасли культуры в значительной степени затрудняет использование потенциала сельской культуры <*> области в полном объеме.
--------------------------------
<*> Сельская культура - совокупность правил, норм и моделей поведения, характеризующих сельское население, его культуру.
Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности, увеличение разрыва между культурными потребностями сельского населения области и возможностями их удовлетворения.
В настоящее время неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неодинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии сельского и городского населения.
Формирование социальной стабильности, гарантированность для населения Воронежской области конституционного права доступа к культурным ценностям, повышение общего уровня культуры как ресурса социально-экономического развития региона напрямую зависят от обеспеченности населения качественными, отвечающими современным требованиям услугами в сфере культуры.
Реализуемая с 2006 года по 2009 год областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 03.03.2005 N 1183-ОД, позволила решить ряд неотложных проблем отрасли культуры сельских территорий:
1. Ввести в эксплуатацию три Дома культуры: в селах Сагуны Подгоренского района (200 зрительских мест), Ростоши Эртильского района (200 зрительских мест) и Красное Новохоперского района (200 зрительских мест).
2. Пополнить парк специализированного автотранспорта на 27 единиц и восстановить регулярное обслуживание 72284 жителей 827 сельских малонаселенных пунктов.
3. Приобрести для 94 учреждений культуры на селе музыкальные инструменты и звуковое оборудование.
4. Капитально отремонтировать 52 объекта культуры в сельских населенных пунктах, где проживает более 80 тыс. человек.
5. Осуществить реализацию 12 культурных проектов. Провести региональные фестивали: "Казачье братство", "В семье единой", "На родине Пятницкого", "Игрушка-говорушка", "Савальские россыпи", "На Троицу". Затраты областного бюджета по данным мероприятиям составили 114268,0 тыс. рублей. Однако накопившиеся проблемы в сфере культуры на селе не позволили их решить в рамках вышеназванной Программы.
Реализация программных мероприятий способствовала увеличению значения отраслевого показателя эффективности деятельности (N 58 "Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов").
По итогам 2007 - 2009 годов средний областной показатель N 58 "Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" увеличился на 3,5% и составил 93,3%, что превысило значение данного показателя по Центральному федеральному округу - 69,8%. Вместе с тем если в 24 муниципальных образованиях Воронежской области показатель соответствует или превышает среднеобластное значение, то в 6 муниципальных образованиях он находится в пределах от 72,2% в Борисоглебском городском округе до 91,1% в Россошанском муниципальном районе. Одной из основных проблем в 6 муниципальных образованиях является неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений культуры. Только клубов, требующих капитального ремонта, в этих муниципальных районах - 55. Особенно неудовлетворительное состояние клубных учреждений - в Россошанском и Калачеевском муниципальных районах, где требуют капитального ремонта соответственно 18 и 17 клубов. В данных районах требуется строительство сельских домов культуры в селах Новая Калитва и Пришиб.
В связи с незначительным объемом бюджетного финансирования не удалось решить ряд задач, предусмотренных вышеназванной областной целевой программой, что снизило эффективность и нарушило возможности программно-целевого метода государственного регулирования культурных процессов, которые позволяют сформировать государственную систему поддержки и осуществлять адресное расходование бюджетных средств на решение приоритетных задач.
За последние годы произошло резкое снижение уровня кинообслуживания населения Воронежской области. Если на начало 2005 года в муниципальных образованиях Воронежской области функционировало 149 киноустановок, на начало 2009 года - 108 киноустановок, то на начало 2010 года кинообслуживание осуществляется только 95 киноустановками, из них 78 - в сельской местности.
В 15 административных центрах муниципальных районов области (Бобровском, Верхнемамонском, Верхнехавском, Воробьевском, Каменском, Каширском, Лискинском, Новохоперском, Ольховатском, Острогожском, Панинском, Поворинском, Подгоренском, Рамонском и Хохольском) и в сельских поселениях 23 муниципальных районов кинопоказ отсутствует.
Сложившаяся ситуация с состоянием кинообслуживания области связана с недооценкой той важной роли, которую играет киноискусство в формировании патриотических и нравственных качеств у подрастающего поколения, являясь наиболее доступным видом отдыха и простого человеческого общения, особенно у сельской молодежи, обделенной многими благами цивилизации.
Необоснованное прекращение кинообслуживания в муниципальных районах и сельских поселениях области под предлогом неокупаемости расходов на содержание муниципальных объектов показа кино, сокращение численности киноспециалистов, ликвидация кинодирекций привели к тому, что кинооборудование в этих муниципальных образованиях разукомплектовано, а в отдельных случаях не подлежит восстановлению и непригодно при показе кинофильмов на пленочных носителях.
В настоящий момент богатейшая коллекция кинофильмов, имеющаяся в фонде ОГУК "Воронежоблкинофонд", не в полной мере доступна населению области при проведении различного рода киномероприятий социальной направленности.
Для муниципальных районов мощностная характеристика учреждений, предоставляющих услуги по показу кинофильмов, должна составлять не менее одного учреждения - кинотеатра (культурно-досуговый центр). (Методика определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры, предоставляющих услуги по показу киновидеофильмов для муниципальных образований области, регламентируется Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р "О Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года N 923-р "О внесении изменений в социальные нормативы и нормы, одобренные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р".)
В населенных пунктах сельских поселений услуги кинопоказа могут оказываться с использованием киновидеоустановок, расположенных в учреждениях культурно-досугового центра или их филиалах, из расчета не менее одной киновидеоустановки на каждое сельское поселение.