Обеспеченность сельского населения Воронежской области учреждениями, оказывающими киноуслуги
N | Наименование | Сельские | Культурно-досуговые центры | Всего | ||||||
Количество | Нормативное | Фактическое | Количество | Нормативное | Фактическое | Количество | Нормативное | Фактическое | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Аннинский | 22 | 22 | 2 | 1 | 1 | 1 | 23 | 23 | 3 |
2 | Бобровский | 18 | 18 | 0 | 1 | 1 | 0 | 19 | 19 | 0 |
3 | Богучарский | 13 | 13 | 0 | 1 | 1 | 1 | 14 | 14 | 1 |
4 | Борисоглебский | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Бутурлиновский | 14 | 14 | 0 | 1 | 1 | 1 | 15 | 15 | 1 |
6 | Верхнемамонский | 12 | 12 | 0 | 1 | 1 | 0 | 13 | 13 | 0 |
7 | Верхнехавский | 17 | 17 | 0 | 1 | 1 | 0 | 18 | 18 | 0 |
8 | Воробьевский | 11 | 11 | 0 | 1 | 1 | 0 | 12 | 12 | 0 |
9 | Грибановский | 16 | 16 | 0 | 1 | 1 | 1 | 17 | 17 | 1 |
10 | Калачеевский | 16 | 16 | 0 | 1 | 1 | 0 | 17 | 17 | 0 |
11 | Каменский | 10 | 10 | 0 | 1 | 1 | 0 | 11 | 11 | 0 |
12 | Кантемировский | 15 | 15 | 21 | 1 | 1 | 1 | 16 | 16 | 22 |
13 | Каширский | 14 | 14 | 0 | 1 | 1 | 0 | 15 | 15 | 0 |
14 | Лискинский | 21 | 21 | 1 | 1 | 1 | 0 | 22 | 22 | 1 |
15 | Нижнедевицкий | 15 | 15 | 0 | 1 | 1 | 1 | 16 | 16 | 1 |
16 | Новоусманский | 16 | 16 | 12 | 1 | 1 | 1 | 17 | 17 | 13 |
17 | Новохоперский | 19 | 19 | 0 | 1 | 1 | 0 | 20 | 20 | 0 |
18 | Ольховатский | 12 | 12 | 0 | 1 | 1 | 0 | 13 | 13 | 0 |
19 | Острогожский | 19 | 19 | 0 | 1 | 1 | 0 | 20 | 20 | 0 |
20 | Павловский | 14 | 14 | 6 | 1 | 1 | 1 | 15 | 15 | 7 |
21 | Панинский | 14 | 14 | 0 | 1 | 1 | 0 | 15 | 15 | 0 |
22 | Петропавловский | 11 | 11 | 13 | 1 | 1 | 1 | 12 | 12 | 14 |
23 | Поворинский | 8 | 8 | 0 | 1 | 1 | 0 | 9 | 9 | 0 |
24 | Подгоренский | 15 | 15 | 0 | 1 | 1 | 0 | 16 | 16 | 0 |
25 | Рамонский | 15 | 15 | 0 | 1 | 1 | 0 | 16 | 16 | 0 |
26 | Репьевский | 11 | 11 | 6 | 1 | 1 | 1 | 12 | 12 | 7 |
27 | Россошанский | 17 | 17 | 0 | 1 | 1 | 2 | 18 | 18 | 2 |
28 | Семилукский | 20 | 20 | 5 | 1 | 1 | 1 | 21 | 21 | 6 |
29 | Таловский | 23 | 23 | 2 | 1 | 1 | 1 | 24 | 24 | 3 |
30 | Терновский | 15 | 15 | 4 | 1 | 1 | 0 | 16 | 16 | 4 |
31 | Хохольский | 15 | 15 | 0 | 1 | 1 | 0 | 16 | 16 | 0 |
32 | Эртильский | 13 | 13 | 6 | 1 | 1 | 1 | 14 | 14 | 7 |
33 | г. Нововоронеж | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 471 | 471 | 78 | 33 | 33 | 17 | 504 | 504 | 95 |
Кадровая обеспеченность в сфере культуры характеризуется численностью штатных работников в муниципальных учреждениях культуры области, которая по состоянию на 01.01.2010 составила 8583 человека, в том числе 5925 специалистов; из них: клубных работников - 2754, библиотечных - 1696, преподавателей учебных заведений - 1073 и 402 прочих специалиста.
В 9 муниципальных районах области требуются директора районных домов культуры, в 12 - преподаватели детских школ искусств, в 13 - художественные руководители коллективов, в 18 - концертмейстеры, аккомпаниаторы, хореографы. Среди работников досуговых учреждений специалисты с высшим и средним образованием составляют 67,5%, работники библиотек - 81,5%, преподаватели детских школ искусств - 97,5%, работники музеев - 99,7%.
Среди работников досуговых учреждений 27,1% со стажем работы до 6 лет, 21,2% - до 10 лет, 51,7 - свыше 10 лет; работников библиотек - 9% со стажем работы до 6 лет, 11,6% - до 10 лет и 79,4% - свыше 10 лет.
По сравнению с 2008 годом в муниципальных учреждениях культуры увеличилось количество специалистов предпенсионного и пенсионного возраста.
Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это не позволяет в полном объеме использовать культурный потенциал региона. Необходима государственная поддержка сферы культуры на селе, которая должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, сохранение национальной самобытности, развитие народного творчества.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей сельского населения.
Решение актуальных проблем развития сельской культуры в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов требует использования программно-целевого планирования важнейших направлений развития культуры, который позволяет:
- выбрать комплекс мероприятий по решению проблем развития культуры на селе, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках программы;
- реализовать на практике систему государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, определенную Законом Воронежской области от 27.10.2006 N 90-ОЗ "О культуре";
- объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач культурного развития на селе;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств и обеспечить их целевое использование.
В условиях действующего законодательства, когда муниципальные учреждения культуры финансируются из местных бюджетов, основным механизмом поддержки муниципальной культуры являются целевые программы, в рамках которых осуществляется строительство и реконструкция объектов культуры, модернизация материально-технической базы учреждений культуры, проведение фестивалей, праздников и другое.
Необходимость принятия долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельской культуры в Воронежской области. 2011 - 2015 годы" обусловлена устойчивой потребностью повышения престижности проживания в сельской местности, формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса с учетом современной социокультурной ситуации, обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач, способствующих делу сохранения нематериального культурного наследия России.
Реализация долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельской культуры в Воронежской области. 2011 - 2015 годы" позволит реализовать поставленные цели культурного развития на селе и осуществить комплекс программных мероприятий, направленных на:
- повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
- сохранение существующей сети муниципальных учреждений культуры;
- развитие внестационарных форм клубного и библиотечного обслуживания сельского населения;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры и любительского самодеятельного творчества сельских территорий;
- модернизацию материально-технической базы сельских учреждений культуры, в том числе создание модельных учреждений культуры <*>;
- развитие кинообслуживания сельского населения и модернизацию системы киносети;
- подготовку специалистов для сельских учреждений культуры.
--------------------------------
<*> Модельное учреждение культуры - многопрофильное учреждение культуры (модельный дом культуры и модельная библиотека), создается в целях внедрения новых технологий и форм работы в практику учреждений культуры. Модельное учреждение культуры рассматривается как эталон учреждений культуры будущего, образец деятельности по организации неформального общения людей, предлагающий населению услуги высокого потребительского качества. Модельные учреждения культуры располагают улучшенными условиями для развития духовных и творческих способностей личности, предоставления информационных услуг, организации здорового досуга людей независимо от их возраста, социального статуса, образования, национальной принадлежности, политических убеждений, отношения к религии, сохранения народных культурных традиций и в целом для повышения качества жизни населения. При создании модельных учреждений культуры будет использовано Решение совместного заседания Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по культуре и правительства Белгородской области, состоявшегося в г. Белгороде 25 - 26 ноября 2008 года.
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельской культуры Воронежской области. 2011 - 2015 годы" предусматривает создание условий для интенсивного развития культурной среды с учетом применения инновационных подходов, направлений и комплекса мероприятий, способных обеспечить условия для предоставления услуг культуры непосредственно на сельских территориях.