ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 2012 года N 72

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 25.06.2012 N 567 НГР ru36000201200699

Постановление правительства Воронежской области от 29.12.2012 N 1255 НГР Ru36000201201707

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году.

2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) обеспечить реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства области Попова В.Б.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

Утвержден

постановлением

правительства Воронежской области

от 09.02.2012 N 72



КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ


(в редакции постановления правительства Воронежской области от 29.12.2012 N 1255 НГР Ru36000201201707)

I. Текущее состояние системы общего образования Воронежской области


Объектом реализации образовательной политики Воронежской области является сеть общеобразовательных учреждений в целом, а принципом организации предоставления образовательных услуг - их транспортная доступность.

В последние годы в регионе проводится оптимизация сети общеобразовательных учреждений, направленная на:

- создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта;

- обеспечение психофизической безопасности учащихся;

- обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью;

- реализацию возможности построения и освоения обучающимися индивидуальной образовательной программы;

- обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов.

В ходе оптимизации сети достигнуты следующие результаты:

- увеличено видовое разнообразие сети общеобразовательных учреждений, качество и доступность разнообразных образовательных услуг за счет дальнейшей дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам, а также за счет их интеграции в различные образовательные объединения, включая школы с сетью филиалов, социокультурные комплексы;

- созданы условия для эффективного внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- повышена устойчивость сети в целом и отдельных ее звеньев к внешним негативным воздействиям;

- повышена эффективность деятельности сети.

По состоянию на 1 сентября 2011 года общеобразовательная сеть Воронежской области насчитывает 867 учреждений; количество обучающихся составляет 191228 человек, количество учителей - 16441 человек.

Проводимая образовательная политика стимулирует превращение школы из учебного заведения в центр творческой, интеллектуальной, информационной и спортивной жизни.

Совершенствование системы общего образования в настоящее время осуществляется в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, долгосрочной областной целевой программой "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы, муниципальными программами развития образовательной сети, программами развития общеобразовательных учреждений.

Основные результаты модернизационных процессов:

Направление 1. Формирование региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО):

- построение РСОКО как системы государственно-общественной оценки качества образования;

- использование различных механизмов оценки качества образования (единый государственный экзамен, апробация государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой региональной экзаменационной комиссией в условиях независимого оценивания по 9 предметам, проведение независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся 4 - 8-х классов);

- использование результатов для формирования управленческой политики.

Направление 2. Переход на новые образовательные стандарты:

- создание региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО);

- организация разработки основных образовательных программ начального общего образования каждым образовательным учреждением;

- разработка и реализация программ повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений при переходе на новые образовательные стандарты;

- проведение апробации модели оценки качества результатов обучения на начальном этапе школьного образования с учетом требований ФГОС НОО;

- выработка общих методических рекомендаций к материально-техническому обеспечению введения ФГОС НОО;

- организация пилотного введения ФГОС НОО в 44 общеобразовательных учреждениях региона;

- проведение мониторинга готовности общеобразовательных школ к введению ФГОС НОО.

Направление 3. Совершенствование системы поддержки талантливых детей:

- развитие олимпиадного движения на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

- создание инфраструктуры для развития и поддержки талантливых детей (проект школа-интернат "Лицей одаренных детей");

- развитие научно-исследовательской деятельности талантливых детей;

- осуществление адресной материальной поддержки и поощрения талантливых детей (проект "Губернаторский резерв", направленный на создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение молодежи к управленческой и организаторской деятельности).

Направление 4. Совершенствование учительского корпуса:

- модернизация системы повышения квалификации путем создания регионального банка программ повышения квалификации, позволяющего расширить перечень учреждений, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования и сформировать устойчивые механизмы развития конкурентной среды. В 2011 году в результате участия в открытых конкурсных процедурах регион стал победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", что позволило привлечь дополнительные финансовые средства в размере 14 млн. рублей, направляемые в том числе и на совершенствование моделей повышения квалификации учителей;

- модернизация системы аттестации педагогических и руководящих работников путем расширения перечня вариативных форм аттестации, обеспечивающих профессиональный рост педагога и продуктивность труда.

Направление 5. Развитие самостоятельности школ:

- переход общеобразовательных школ на нормативное подушевое финансирование.

С целью дальнейшего совершенствования методики расчета размера финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в 2011 году были введены следующие составляющие:

а) норматив на дополнительное образование:

- 4 часа в неделю - на одного учащегося со 2-го по 11-й классы;

- 10 часов в неделю - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на реализацию внеурочной деятельности;

б) адаптационный коэффициент "условной наполняемости" для повышения количества школ, обеспеченных по нормативу;

в) норматив для финансирования малокомплектных сельских школ, не зависящий от количества обучающихся в школе;

г) норматив финансирования для вечерних (сменных) общеобразовательных школ;

- совершенствование новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.

Методика расчета заработной платы педагогических работников, ведущих образовательный процесс, предлагается в двух вариантах:

- расчет заработной платы работников по профессионально-квалификационным группам;

- расчет заработной платы педагогического работника, ведущего образовательный процесс по модельной методике от стоимости ученико-часа.

Выбор общеобразовательным учреждением методики для расчета заработной платы определяется решением трудового коллектива, оформленным в установленном законодательством порядке.

Региональным положением об оплате труда предусматривается следующее: фонд оплаты труда составляют базовая часть (включая компенсационные выплаты) - до 70% и стимулирующая часть - не менее 30%. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда.

В пределах фонда оплаты труда в образовательных учреждениях педагогическим работникам устанавливаются дополнительные коэффициенты за работу в профильных классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, за реализацию элективных курсов, за осуществление дистанционного обучения, за реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта и др.;

- ежегодное предоставление общеобразовательными учреждениями публичного доклада о результатах деятельности.

Направление 6. Совершенствование условий обучения:

- рост доли учащихся, которым предоставлены современные условия обучения за счет совершенствования инфраструктуры общего образования.

Направление 7. Сохранение и укрепление здоровья школьников:

- введение третьего часа физической культуры и создание условий для его реализации;

- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

- создание в общеобразовательных учреждениях оптимальной системы организации питания. В 2011 году регион стал победителем в конкурсе по реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях, созданию инфраструктуры медицинского сопровождения здоровья школьников.

Таким образом, в настоящее время на образовательном пространстве Воронежской области приняты к реализации инновационные идеи и подходы: нормативное - подушевое финансирование; новая система оплаты труда; оптимизация общеобразовательной сети (построение школьных образовательных округов вокруг базовых школ, ресурсных центров, социокультурных комплексов и т.д.); формирование системы независимой оценки качества образования, реализация Федерального образовательного стандарта начального общего образования и другие.

В ходе реализации проектов и программ на практике отработаны эффективные модели осуществления необходимых изменений, образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.

Однако наряду с проводимыми изменениями в региональной системе образования фиксируется наличие ряда проблем, связанных с качеством образовательных услуг:

1. Несоответствие содержания и качества образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности.

2. Рост доли детей, не имеющих возможность получать качественное образование в связи с особенностями расселения, и рост доли детей, не достигших уровня функциональной грамотности.

3. Рост доли обучающихся в образовательных учреждениях с отклонениями в здоровье.

В 2011 году деятельность, направленная на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования, была активизирована реализацией проекта "Модернизация региональных систем общего образования".

II. Описание итогов модернизации системы общего образования Воронежской области в 2011 году


С целью организации эффективной деятельности по достижению результатов реализации комплекса мер по модернизации общего образования на региональном уровне были приняты следующие нормативные правовые акты:

1. Постановления правительства Воронежской области:

- от 7 июля 2011 года N 568 "О реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования";

- от 7 июля 2011 года N 569 "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Воронежской области";

- от 15 июля 2011 года N 595 "О создании организационного совета и экспертной комиссии по реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в Воронежской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»