Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Утвержден
постановлением
правительства Воронежской области
от 07.07.2011 N 569

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Сфере образования в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу определено приоритетное место. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, через обеспечение равного доступа к образованию, высокого уровня знаний, создания возможностей самореализации, получения востребованной на рынке труда профессии, воспитание высокой культуры, интеллектуальное развитие личности система образования осуществляет значимый вклад в качество жизни.

Особое место в образовательной политике Воронежской области отводится системе общего образования как стартовой точке для достижения стратегических целей развития региона.

В настоящее время главной задачей системы общего образования является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования, создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта через приведение сети общеобразовательных учреждений.

Оптимизация рассматривается как многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией как организационной структуры, так и образовательных процессов в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования.

Утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 N 736 долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (в редакции постановления правительства Воронежской области от 08.06.2011 N 472) предполагает проведение комплекса мероприятий, среди которых - мероприятия, обеспечивающие оптимальное функционирование сети общеобразовательных учреждений.

Основные проблемы, на решение которых направлены процессы оптимизации региональной сети общеобразовательных учреждений (далее - сеть), следующие:

1. Создание условий для реализации федерального образовательного стандарта.

2. Обеспечение психофизической безопасности учащихся.

3. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью.

4. Реализация возможности осуществления индивидуальной образовательной программы в образовательном учреждении.

5. Обеспечения необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов.

В ходе оптимизации сети будут достигнуты следующие результаты:

- увеличение разнообразия сети, качества и доступности разнообразных образовательных услуг за счет дальнейшей дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам, а также за счет интеграции их в различные образовательные объединения, включая базовые школы с сетью филиалов;

- создание условий для эффективного внедрения федерального образовательного стандарта на всех ступенях обучения;

- повышение устойчивости сети в целом и отдельных ее звеньев к внешним негативным воздействиям;

- повышение эффективности сети, т.е. достижение более высоких темпов прироста суммарного качества образования по сети в целом по сравнению с темпами прироста суммарных затрат на ее функционирование и развитие.

Оптимизация сети осуществляется в рамках реализации муниципальных программ оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

С целью проведения анализа тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений каждым муниципальным образованием области была создана база данных, которая включала в себя характеристику района (внешние условия) и характеристику всех общеобразовательных учреждений района (внутренние условия). Информация предоставлялась в различных формах. Обязательной составляющей являлось составление картографических схем территории муниципального района с обозначенной транспортной и коммуникационной инфраструктурой. На основе полученных данных был проведен анализ тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений.

Сравнение изменяющейся потребности в общем образовании с изменениями сети общеобразовательных учреждений за анализируемый период позволил сформулировать вывод о необходимости совершенствования общеобразовательной сети конкретного муниципального образования и обозначить конкретные направления модернизации сети.

Полученные выводы явились основанием для разработки концепции проведения оптимизации сети.

Основными структурными элементами (направления оптимизации) сети общеобразовательных учреждений, расположенных в городах и сельской местности региона, являются:

1. Создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых, управленческих ресурсов, подвоза учащихся.

2. Создание образовательных комплексов "школа-детский сад".

3. Развитие дистанционных образовательных технологий.

4. Преобразование общеобразовательного учреждения в филиал общеобразовательного учреждения в целях оптимизации образовательного процесса.

На основе концептуальных подходов были утверждены постановлениями администраций муниципальных районов муниципальные программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

Известно, что любые структурные изменения помимо положительных моментов содержат определенные риски (угрозы), которые могут существенно снизить эффективность производимых изменений. Все виды рисков (социально-педагогические, финансово-экономические, нормативно-правовые) процесса оптимизации были учтены в процессе разработки и анализа муниципальных программ оптимизации, что позволит избежать многих проблем и трудностей на этапе реализации основных мероприятий программ и соответственно нижеследующего комплекса мер.