ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2010 года N 269-V-ОД
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2015 ГОДЫ"
Изменения:
Постановление воронежской областной Думы от 30.09.2010 N 269-V-ОД НГР Ru36000201001640
В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-III-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы", внесенную губернатором Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы" (далее - программа), внесенную губернатором Воронежской области (прилагается).
2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2015 ГОДЫ"
Наименование | "Развитиефизическойкультурыиспортав |
Дата принятия решения | РаспоряжениеадминистрацииВоронежскойобластиот |
Государственный | Управлениепофизическойкультуреиспорту |
Основные разработчики | ООО "Парламент" |
Цели и задачи | Основнаяцельпрограммы- созданиеусловийдля |
Важнейшие целевые | 1.Количествосистематическизанимающихся |
Сроки и этапы | Сроки реализации программы - 2007 - 2015 годы. |
Перечень подпрограмм | 1. Организационно-методическая работа. |
Объемы и источники | Общий объемфинансированияпрограммывценах2006 |
Ожидаемые конечные | Врезультатереализациипрограммык2015году |
Основополагающей задачей развития Воронежской области является создание условий для роста благосостояния населения. Сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи.
Физическая культура и спорт являются уникальными средствами воспитания физически и морально здоровых людей. Многочисленными исследованиями установлено, что занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Особенно острыми проблемами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта в Воронежской области и требующими неотложного решения, являются:
- недостаточное привлечение населения, особенно социально незащищенных слоев, к регулярным занятиям физической культурой (в Воронежской области - 10,5%, в Рязанской - 9,2%, в Курской - 8,3%, в Ярославской - 9,8%, в Российской Федерации - около 11%) и снижение их активности;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития физической культуры и спорта;
- нехватка профессиональных тренерских кадров;
- отсутствие потребности в активных занятиях физической культурой и спортом и осознанной необходимости здорового образа жизни.
Вышеуказанные проблемы обусловлены следующими факторами:
- отсутствием правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности средств физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;
- недостаточно эффективным взаимодействием между общественными спортивными организациями и исполнительными органами власти муниципальных образований;
- снижением вклада научных и образовательных учреждений в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов;
- недостаточным финансированием физической культуры и спорта (в Воронежской области на душу населения приходится 112,7 рубля, в Российской Федерации - около 169,5 рубля);
- низким уровнем материально-финансового обеспечения спортивных образовательных учреждений, включая зарплату тренеров и специалистов;
- отсутствием в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря и оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой и спортом;
- сокращением, а на многих предприятиях и учреждениях отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- ухудшением условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличением чрезмерных стрессовых нагрузок;
- низкими темпами строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения; использованием не по назначению и продажей спортивных и оздоровительных объектов, находящихся в собственности предприятий и организаций;
- отсутствием у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физической культуры;
- недостаточной пропагандой на региональном уровне ценностей физической культуры и спорта как составной части здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Спортивная база, имеющаяся в Воронежской области, не отвечает современным требованиям. Около половины спортивных сооружений являются приспособленными. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт в них не проводился, в настоящее время они пришли в негодность и требуют ремонта. Дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна для детей. Технические возможности многих спортсооружений не удовлетворяют потребностям районов по своей мощности.
В 2004 и 2005 годах уменьшилось число спортивных сооружений по причине их закрытия из-за физического износа зданий либо объединения малокомплектных сельских общеобразовательных школ в связи с уменьшением рождаемости. Спортивные и оздоровительные объекты, находящиеся в собственности предприятий и организаций, используются не по назначению и продаются.
Из-за низких темпов строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения по-прежнему низкой остается обеспеченность населения Воронежской области плоскостными сооружениями (спортивными площадками, силовыми городками, хоккейными коробками, футбольными полями, стадионами) - 42%, спортивными залами - 41%, бассейнами - всего 2% от нормы (расчет произведен в соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 N 1683-р).
Современное состояние материально-технической базы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:
- имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;
- сокращением числа этих учреждений вследствие как структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;
- снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства;
- низкой обеспеченностью общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем и оборудованием (20 - 35 процентов от необходимого минимума).
В 2003 году обозначилась самая серьезная в отрасли проблема нехватки физкультурно-спортивных кадров:
Количество штатных тренеров / в том | ||
2003 год | 2004 год | 2005 год |
861/399 | 839/268 | 837/256 |
Несмотря на то, что в области каждый год высшими и средне специальными учреждениями выпускаются более 400 специалистов, только 7% из них работают в сфере физической культуры и спорта, что связано с низким уровнем заработной платы молодых специалистов.
Динамика средней заработной платы тренеров-преподавателей, рублей:
2003 год | 2004 год | 2005 год |
2 987 | 3 739 | 4 408 |
У специалистов высокой квалификации нет устойчивой мотивации для работы со спортивным резервом и спортсменами высокого класса, так как в связи с отсутствием надтарифного фонда не производится доплата тренерам за результаты, достигнутые их воспитанниками.
Более 70% тренеров и штатных физкультурных работников в детско-юношеских школах находятся в пенсионном и предпенсионном возрасте:
Возраст тренеров преподавателей | |||
20 - 30 лет | 30 - 40 лет | 40 - 50 лет | 50 - 60 лет |
224 | 276 | 816 | 3 092 |
Проанализировав таблицы, можно сделать вывод, что в ближайшие годы количество тренеров-преподавателей сократится больше, чем наполовину.
Не менее сложная ситуация сложилась в сфере пропаганды физической культуры и спорта. Недостаточное количество людей, ведущих здоровый образ жизни, обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, которая должна включать вопросы профилактики болезней, продления активного долголетия, борьбы с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов.
Спортивные передачи и трансляции, являющиеся самым мощным рычагом формирования общественного мнения о ценностях физической культуры и спорта, занимают все меньше места в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов.
В предыдущие годы федеральным агентством по физической культуре и спорту и управлением по физической культуре и спорту Воронежской области предпринимались меры по устранению выявленных проблем.
С целью увеличения процента занимающихся физической культурой и спортом:
- приобретался спортивный инвентарь и оборудование для детских садов, общеобразовательных школ, спортивных клубов, федераций, организаций, занимающихся адаптивной физической культурой инвалидов;
- организовывались и проводились спартакиады среди различных категорий граждан;
- проводились всероссийские массовые соревнования по видам спорта ("Лыжня России", "Кросс наций", "Оранжевый мяч", "Российский азимут").
Для сохранения контингента тренеров-преподавателей принимались меры по повышению квалификации специалистов и работников физической культуры и спорта, ведущих тренеров Воронежской области:
- организовывались семинары и семинары-совещания с руководителями городских и районных физкультурных организаций, а также семинары и курсы повышения квалификации руководителей физической культуры и спорта муниципальных образований, а также специалистов, судей по футболу и волейболу из районов области;
- Росспортом проводились обучающие семинары для тренеров-преподавателей;
- заключались договоры с Воронежскими государственными институтом физической культуры и педагогическим университетом о целевых направлениях муниципальных районов области;
- тренеры-преподаватели привлекались для судейства соревнований.