РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 2009 года N 574-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ О РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" в целях реализации государственной политики Воронежской области в сфере поддержки инвалидов программно-целевым методом управления:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственными заказчиками Программы департамент труда и социального развития Воронежской области (Мещерякова), управление занятости населения Воронежской области (Бай).
3. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент труда и социального развития Воронежской области.
4. Государственному заказчику-координатору в срок до 15 декабря 2009 года обеспечить представление Программы в правительство Воронежской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" в числе основных приоритетных направлений развития Воронежской области определены:
- модернизация системы государственного и муниципального управления;
- развитие человеческого потенциала, создание цивилизованной среды развития человеческого потенциала на всем пути - от рождения до обеспеченной старости;
- комплекс мер, направленных на ликвидацию ментальных ограничений, созданных патерналистской политикой советской системы. С одной стороны, разрушение стереотипа всесилия и обязанности государства решать все проблемы каждого человека. С другой стороны, формирование полноценного члена гражданского общества, патриотически настроенного, активного, уверенного в справедливости действий власти и законов, защищающего интересы государства и уверенного в незыблемости своих конституционных прав.
Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. Если в 1995 году общее число инвалидов в стране достигало 6,3 млн. человек, то в 2004 году - 11,4 миллиона. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
Воронежская область относится к зоне демографического кризиса, доля пенсионеров - 31,1 процента, что выше общероссийского уровня.
Инвалиды в Воронежской области составляют 11% от общей численности населения области.
В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II группы - 72,3 процента, инвалиды III группы составляют 27,7 процента.
В Воронежской области федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" признаны инвалидами: в 2006 году - 95,97 тыс. человек (из них впервые - 34,38 тыс. человек), в 2007 году - 94,76 тыс. человек (из них впервые - 24,05 тыс. человек).
Показатели численности лиц, | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
по Российской Федерации | 128,3 | 96,2 | |
по Воронежской области | 175,4 | 121,9 | 84,8 |
Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки.
Повышение эффективности государственного управления связано в первую очередь с проведением административной реформы в исполнительных органах государственной власти Воронежской области, которая ориентирована на повышение качества и доступности государственных услуг.
Одной из важнейших задач социальной политики является разработка новых форм социального партнерства для программ развития человеческого потенциала в социальной политике.
Приоритетными задачами являются:
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение социальной защиты населения.
Повышение эффективности государственного управления должно быть направлено, в первую очередь, на повышение качества и доступности государственных услуг и повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
В условиях глобализации экономики и научно-технологического прогресса социальная политика выступает в качестве одного из приоритетов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Целью социальной политики Воронежской области является формирование человеческого капитала области как основного ресурса стратегического развития. Одной из важнейших задач социальной политики является создание условий по формированию институтов гражданского общества, повышение уровня участия представителей общественности в разработке, обсуждении и реализации проектов и программ стратегического развития.
Устойчивая тенденция к увеличению общей численности инвалидов и детей-инвалидов, низкий прожиточный минимум инвалидов и семей с детьми-инвалидами приводят к росту социальной напряженности.
Несмотря на действующую в Российской Федерации систему социальной поддержки инвалидов эта категория населения остается одной из самых неблагополучных и требует дополнительной поддержки со стороны правительства Воронежской области.
Учитывая, что различные этапы реабилитации осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, эффективное решение вопросов социальной поддержки инвалидов возможно только при консолидации усилий этих учреждений в рамках областной целевой программы.
Ежегодно в нашем регионе учреждения медико-социальной экспертизы впервые признают инвалидами от 17 до 35 тысяч человек, почти две трети из них получают первую и вторую группу инвалидности. Из 248 тысяч инвалидов, живущих сейчас в Воронежской области, по своей профессии работает менее 20% инвалидов третьей группы, а более 80% инвалидов первой и второй группы вообще нигде не заняты.
В Воронежской области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3%, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3%). Численность инвалидов в Воронежской области, которым по результатам переосвидетельствования снята группа инвалидности, составляет в 2006 году 1069 человек, в 2007 году - 1390 человек, в 2008 году - 3982 человек; снижена тяжесть инвалидности: в 2006 году - 2230 человек, в 2007 году - 2763 человека, в 2008 году - 5610 человек.
Основной проблемой, на решение которой направлена программа, является создание условий для повышения уровня и качества жизни инвалидов, социальной адаптации, приобщения к труду и интеграции их в общество.
Областная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2010 - 2014 годы" разрабатывается в целях проведения единой политики поддержки инвалидов Воронежской области путем реализации программно-целевого метода управления и является продолжением областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 27 сентября 2007 года N 984-IV-ОД. Мероприятия программы направлены на реализацию основных положений стратегии социально-экономического развития Воронежской области и предусматривают развитие взаимодействия государственных структур и общественных организаций по вопросам поддержки инвалидов, содействие интеграции инвалидов в жизнь общества.
Учитывая, что в следующем году реализация областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Воронежской области на 2007 - 2010 годы" завершается, целесообразность принятия аналогичной программы на последующие четыре года является очевидной. Также целесообразным является сохранение основной концепции и структуры Программы, так как они отражают комплексный подход к решению вопросов социальной поддержки инвалидов и позволяют поэтапно реализовывать основные направления региональной государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов.
На реализацию областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы" в 2007 - 2009 годах планировалось выделение бюджетных средств в сумме 37822,8 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 7845,0 тыс. рублей, из областного бюджета - 29751,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 226,8 тыс. рублей.
Фактически профинансировано на сумму 40411,6 тыс. рублей, или на 106,8%, в том числе: из федерального бюджета - 10806,0 тыс. рублей (137,7%), из областного бюджета - 29155,8 тыс. рублей (98%), из внебюджетных источников - 449,8 тыс. рублей (198,3%).
(тыс. рублей)
Объемы | Федеральный | Областной | Внебюджетные | |
2007 год, план | 14663,0 | 7295,0 | 7368,0 | - |
факт | 13800,0 | 6430,0 | 7370,0 | - |
2008 год, план | 12158,4 | 275,0 | 11770,0 | 113,4 |
факт | 14258,6 | 2886,0 | 11172,8 | 199,8 |
2009 год, план | 11076,4 | 275,0 | 10688,0 | 113,4 |
факт | 12353,0 | 1490,0 | 10613,0 | 250,0 |
Итого, план | 37822,8 | 7845,0 | 29751,0 | 226,8 |
факт | 40411,6 | 10806,0 | 29155,8 | 449,8 |
В результате реализации программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы" за счет средств областного бюджета для ФГУП "Воронежское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приобретена передвижная протезно-ортопедическая мастерская по обслуживанию протезно-ортопедических изделий на дому у инвалидов. За счет средств федерального бюджета создан центр технического обслуживания средств реабилитации инвалидов на Воронежском протезно-ортопедическом предприятии.
Впервые за счет средств областного бюджета получили социальное обслуживание на дому граждане, имеющие противопоказания к обслуживанию государственными социальными учреждениями. Ежемесячно услуги получают 80 - 90 человек. В результате реализации мероприятия создано 12 новых рабочих мест с размером средней зарплаты 2,9 тыс. рублей, сохранено 10 рабочих мест; повысилось материальное положение лиц, принимавших участие в реализации мероприятия программы, включение их в сферу деятельности позволило преодолеть социальную изоляцию. По данному мероприятию привлечены средства из внебюджетных источников - общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест".
Объем медико-социальных, психологических услуг, предоставленных инвалидам, за два года реализации программы достиг 53%.
Улучшены условия для обслуживания, проживания, питания, получения медико-социальных, реабилитационных услуг в Воронежском областном реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста, санатории "Белая горка".
Воронежскому областному реабилитационному центру для инвалидов молодого возраста для обеспечения транспортной доступности маломобильных инвалидов приобретен автотранспорт с гидроподъемником для инвалидов-колясочников. Приобретено мультимедийное оборудование для обучения инвалидов по зрению работе на компьютере. Теперь инвалиды по зрению могут обучаться в центре работе с компьютером, получить возможность получения новой профессии "Оператор ЭВМ".
Ежегодно услугами центра пользуются до 1500 человек, из них около 500 человек приобретают новую профессию. Объем услуг постоянно растет, ежегодно предлагается 2 - 3 новые профессии, востребованные на рынке труда.
Обеспечены оборудованием для создания условий предоставления социальных, медико-социальных, психологических, реабилитационных услуг учреждения социального обслуживания населения. Объем услуг увеличен.
Для поддержки деятельности общероссийских организаций инвалидов приобретено оборудование для ООО "Воронежское УПП "Импульс ВОС". В результате предприятие смогло сохранить рабочие места для инвалидов (68 мест).
Для создания условий для реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы приобретено оборудование для общественного учреждения "Центр социальной поддержки и реабилитации инвалидов боевых действий и военной травмы "Побратим".
Для увеличения объема предоставления сурдопереводческих услуг обеспечено оборудованием Воронежское региональное отделение общественной организации "Всероссийское общество глухих".
Создана информационно-консультативная служба на базе государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Воронежский областной геронтологический центр" по оперативному консультированию по практическим вопросам социальной защиты работников учреждений медико-социального обслуживания населения Воронежской области.
Изданы сборники нормативно-правовых актов и методических рекомендаций для специалистов по социальной работе с инвалидами.
Численность инвалидов в Воронежской области, которым по результатам переосвидетельствования снята группа инвалидности, составила в 2006 году 1069 человек, в 2007 году - 1390 человек, в 2008 году - 3982 человека; снижена тяжесть инвалидности: в 2006 году - 2230 человек, в 2007 году - 2763 человека, в 2008 году - 5610 человек.
Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в редакции Указов Президента РФ от 09.09.1999 N 1186, от 24.09.2007 N 1216) определены конкретные меры, направленные на создание оптимальных для инвалидов условий жизнедеятельности, их социальную интеграцию.