Действующий

О программе развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


Наименование программы

Программа развития образования
 Воронежской области на 2001 - 2005 годы

Основание для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ от 13.01.1996), Закон Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (N 51-ФЗ от 10.04.2000), закон Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000)

Заказчик Программы

Главное управление образования
 администрации Воронежской области

Управление общего образования, управление
 профессионального образования, управление
 по работе с научно-педагогическими и
 руководящими кадрами, управление
 лицензирования, аттестации и аккредитации,
 отдел информатизации Главного управления
 образования

В разработке Программы
 принимали участие

Воронежский областной институт повышения
 квалификации и переподготовки работников
 образования,
 управление культуры
 администрации Воронежской области,
 управление по физкультуре, спорту и
 туризму администрации Воронежской области,
 Главное управление по здравоохранению
 администрации Воронежской области,
 Главное
 управление труда и социального развития
 администрации Воронежской области,
 областной комитет профсоюза работников
 народного образования и науки,
 департамент
 федеральной государственной службы
 занятости населения по Воронежской
 области,
 Центр Государственного
 санитарно-эпидемиологического надзора по
 Воронежской области

Основная цель Программы

Развитие системы образования области в
 интересах формирования гармонично
 развитой, социально активной, творческой
 личности, являющейся одним из факторов
 экономического и социального прогресса
 общества, на основе провозглашенного
 Российской Федерацией приоритета
 образования

Основные задачи Программы

Обеспечить условия для реализации равных
 прав граждан на образование всех уровней и
 ступеней. Создать нормативную правовую
 базу субъекта Федерации в области
 образования, обеспечивающую стабильное
 функционирование и развитие системы
 образования в интересах личности, общества
 и государства. Реализовать меры,
 обеспечивающие функционирование системы
 образования области в период формирования
 новых социал ьно-экономических условий
 жизни общества. Разработать и реализовать
 региональные компоненты государственных
 образовательных стандартов уровней
 образования и соответствующие им примерные
 образовательные программы. Осуществить
 комплекс мер по апробации и внедрению
 нового содержания образования. Продолжить
 развитие информационных
 технологий и методов обучения,
 научно-исследовательской и
 научно-технической деятельности
 организаций системы образования,
 интеграции науки и образования.
 Разработать и реализовать меры по
 совершенствованию системы лицензирования,
 аттестации и аккредитации образовательных
 учреждений. Обеспечить контроль качества
 образования. Создать условия для
 дальнейшего развития системы подготовки,
 переподготовки и повышения квалификации
 работников образовательных учреждений и
 научно-педагогических работников,
 аттестации педагогических и руководящих
 кадров государственных и муниципальных
 образовательных учреждений. Разработать
 комплекс мер по государственной и
 социальной поддержке работников системы
 образования и всех категорий обучающихся и
 воспитанников. Обеспечить выполнение
 комплекса приоритетных фундаментальных,
 прикладных исследований и разработок по
 проблемам образования, реализации
 инновационных проектов и программ.
 Продолжить совершенствование системы
 непрерывного образования. Организовать
 подготовку и издание научно-методической
 литературы. Укрепить
 материально-техническую базу
 образовательных учреждений. Внедрить
 энергосберегающие технологии. Важнейшая
 финансово-экономическая задача Программы -
 стабилизация расходной составляющей
 консолидированного бюджета области на
 содержание сети образовательных учреждений
 и усиление инвестиционной
 программно-целевой составляющей за счет
 перераспределения средств

Сроки реализации Программы

Основные разделы Программы

1. Введение.
 2. Раздел I "Состояние системы
 образования Воронежской области".
 3. Раздел II "Проблемы развития
 системы образования Воронежской области".
 4. Раздел III "Ожидаемые результаты
 реализации Программы".
 5. Раздел IV "Основные цели и задачи
 Программы".
 6. Раздел V "Направления развития
 областной системы образования".
 7. Раздел VI "Система мероприятий по
 реализации Программы".
 8. Приложения

Исполнители основных мероприятий
 Программы

Главное управление образования
 администрации Воронежской области,
 управление культуры администрации области,
 управление по физической культуре, спорту
 и туризму администрации области, Главное
 управление по здравоохранению
 администрации области, депар тамент
 федеральной государственной службы
 занятости населения по Воронежской
 области, Главное управление труда и
 социального развития, Центр
 Государственного
 санитарно-эпидемиологического надзора по
 Воронежской области, областной комитет
 профсоюза работников народного образования
 и органы местного самоуправления,
 образовательно-исследовательские
 организации

Источники и объемы
 финансирования (млн. рублей в
 ценах 2000 года)

Средства Федерального бюджета
 Средства областного бюджета -
 Средства бюджетов
 муниципальных образований -
 Другие источники финансирования -

Ожидаемые результаты реализации
 Программы

Оптимизация рынка образовательных услуг.
 Создание условий, обеспечивающих для
 граждан доступность образования на всех
 его ступенях. Укрепление единства
 образовательного пространства. Оптимизация
 сети образовательных учреждений. Создание
 реальных основ для развития системы
 непрерывного образования. Повышение
 качества образования. Внедрение системы
 контроля качества образования. Разработка
 и реализация системы договоров о
 разграничении полномочий и взаимной
 ответственности между органами
 исполнительной власти и органами
 управления образованием различных уровней
 (федеральный, областной, муниципальный).
 Сохранение и развитие ведущих научных,
 инженерных и педагогических школ.
 Разработка и внедрение новых технологий
 обучения, развитие международного и
 межрегионального сотрудничества. Повышение
 демократизации управления образовательными
 учреждениями. Повышение роли
 дополнительного образования. Дальнейшее
 развитие областной системы воспитания.
 Развитие системы многоканального
 финансирования образовательных и
 научно-производственных учреждений.
 Укрепление материально-технической базы
 образовательных учреждений. Сохранение и
 развитие социальной инфраструктуры
 профессиональной школы области. Повышение
 эффективности и качества ресурсного
 обеспечения (финансово-экономического,
 материально-технического, кадрового,
 программно-методического). Создание
 системы учебного книгообеспечения.
 Улучшение ситуации с социальной защитой и
 обеспечением гарантий государственной
 поддержки детей из малообеспеченных семей.
 Создание областного Центра усыновления.
 Усиление внимания индивидуальному
 физическому развитию школьников,
 формированию здорового образа жизни.
 Реализация технологий социального
 партнерства

Система организации контроля за
 исполнением Программы

Оперативный контроль за выполнением
 Программы осуществляет Главное управление
 образования в соответствии с ежегодным
 рабочим документом - планом первоочередных
 работ, вытекающих из системы мероприятий
 Программы. Общий контроль за выполнением
 Программы осуществляет заместитель главы
 администрации области, курирующий
 социальную сферу

Организационную основу государственной политики Воронежской области в сфере образования в соответствии с законом Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000) составляет областная программа развития образования. Она является региональной частью Федеральной программы развития образования, учитывающей областные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности.

Программа развития образования области направлена на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления.

Областная "Программа развития образования Воронежской области на 2001 - 2005 годы" - основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в областной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Стратегии управления развитием Воронежской области и Плане действий исполнительной власти по реализации данной стратегии.

Основные положения Программы вытекают из Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования на 2001 - 2005 годы.

Программа определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования области на период с 2001 года по 2005 год.

Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Цели и задачи Программы определены на основе анализа социально-экономического положения Воронежской области, текущего состояния системы образования, образовательных потребностей населения.

В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленный интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования области, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики. Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования привлечение внебюджетных средств.

Исполнителями и соисполнителями Программы являются Главное управление образования, управление культуры, управление по физической культуре, спорту и туризму, Главное управление по здравоохранению, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области, Главное управление труда и социального развития, Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Воронежской области, областной комитет профсоюза работников народного образования и науки, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации.

Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы.

Программа состоит из шести разделов и приложений.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.

Основные мероприятия Программы:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

создание нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области образования, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования области в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

разработка и реализация региональных компонентов государственных образовательных стандартов уровней образования и соответствующих им примерных образовательных программ;

развитие информационных технологий и методов обучения;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;